Разница между лицом бренда, евангелистом и амбассадором
Между лицом бренда, евангелистом и амбассадором существует огромная разница. Своего рода иерархия.
Евангелист и амбасcадор — всегда лидеры мнений в категории, к которой относится бренд. Долгосрочно живут с брендом.
Евангелист — самый «хардкорный» вариант. Это в прямом смысле проповедник: он знает бренд как никто другой и готов 24 часа в сутки говорить о нём с разными аудиториями. Он искренне верит в свой бренд, в свой продукт. Является значимым идеологом и трендсеттером как внутри бренда, так и на уровне категории в целом — задаёт направление движения, популяризирует и так далее.
Его ключевая роль — проповедовать точку зрения бренда на категорию и всё, что в ней происходит, и то, как и куда должно двигаться. Как правило, он у бренда один и надолго и находится внутри компании. Часто — основатель или руководитель направления. Его аудитория — не только потребитель, но и собственная организация, сотрудники, партнёры, СМИ.
Идеальный человек для бренда — это его отец-основатель: Стив Джобс, Илон Маск, Джон Леджер. В данном случае бренд — органичное продолжение личности, здесь не будет конфликтов ценностей и убеждений. Даже заблуждения будут искренними.
Амбассадор — это скорее лайт-версия евангелиста, но это тоже человек, надолго и крепко связанный с брендом, хотя чаще с категорией — например, кофе или виски.
Амбассадор и правда облегчённый вариант. Скорее всего, не сотрудник бренда, значимая фигура, но не доминирующий трендсеттер в категории, помогает бренду развивать категорию и продукты, но не доминирует. У бренда их может быть несколько. Его ключевая роль — будучи значимой фигурой в категории выступать проводником идей бренда.
Лицо бренда — лайт-вариант. Используется исключительно медийный вес и сформированный образ персонажа, чтобы помогать транслировать бренд на массовую аудиторию.
Лицо бренда торгует своим капиталом популярности, наговаривая текст, написанный бренд-командой и агентством. Минимально вовлекается в развитие категории и продуктов — разве что на уровне авторских линеек. Его связывают с брендом финансовые и краткосрочные отношения. Он может уйти к конкуренту, при этом «бывший» бренд может оказаться в неудобном положении.
Лицом не обязательно может быть человек — есть масса примеров, когда животные с успехом его заменяли. Это и британская кошка в Whiskas, и кот Felix в одноимённом корме, и сурикаты в Compare the Market, и даже морковка в Kevin the Carrot, на которой держится рождественская коммуникация ритейлера Aldi.
Бренды приходят к лицу или персонажу по необходимости. Бренду может не хватать способности себя объяснить, не хватать убедительности, увлекательности. В любом случае это решение определённой задачи, проблемы. Сильные самодостаточные бренды годами живут без лица и эффективной коммуникацией доказывают свою точку зрения. Слабые же ищут поддержки у условного Брюса Уиллиса, чтобы сказать, что они как он, только банк.
Критерии выбора лица
Критериев выбора лица обычно два: соответствие бренду и медийный вес лица, его известность и популярность у целевой аудитории. Именно популярность знаменитости может помочь бренду быть более заметным в рекламном клаттере, вызывать больше симпатий благодаря харизме звезды.
Это если абстрагироваться от личных взаимоотношений владельца бренда и самого лица. В таком случае выбор может быть мотивирован исключительно дружбой.
В идеальной ситуации критерии определяет бренд-маркетинг клиента совместно с агентством. В идеальном варианте критерии связаны с брендом и его задачами. Они могут быть использованы для экспертной оценки того, насколько звезда подходит на роль лица бренда, или при тестировании набора знаменитостей на соответствие для обоснованного решения.
Аудитория определяет популярность лица и может реально принять решение о том, кого она хочет увидеть.
Бренды пытаются использовать лицо, чтобы манипулировать аудиторией, её мнением. Но именно аудитория в конечном счёте определяет, кого она хочет видеть. Поэтому у нас Нагиев может быть и в рекламе МТС, и «Мирамистина», и препарата от эректильной дисфункции, и ещё много чего другого. Другой пример — Дудь, который одновременно и «Альфа-банк», и Hyundai, и Head&Shoulders.
У больших брендов с большой линейкой продуктов или суббрендов и разветвлённой коммуникацией могут быть разные лица на разных уровнях. Взять, к примеру, любой большой бьюти-бренд. У него будут звёзды мирового уровня, местные знаменитости под локальный портфель, эксперты, стилисты, визажисты и подрастающие блогеры.
С помощью лица можно отразить ценности, общий посыл; актуальное предложение бренда сделать более заметным — как это происходит у ритейла электроники и бытовой техники или мобильных операторов.
Можно, конечно, поддержать репутацию — как Елена Летучая прошлась с контролем качества всего и вся.
Но лучше всего, когда происходит совпадение на уровне соавторства, когда лицо может рассказать историю бренда, привнося много личного, свой профессионализм и точку зрения. В качестве примера можно привести Леонида Парфёнова и кофе Saeco.
Может ли бренд испортить репутацию лицу
Может, если изначально есть большой разрыв в восприятии, если бренд-дискаунтер выбирает лицо из «другого ценового сегмента», и это лицо соглашается. Так было на волне привлечения постаревших голливудских звезд когда-то первой десятки для рекламы всего в России, иногда под благовидным предлогом «русских корней» тех самых звезд.
Тогда простой зритель цинично замечал, что актёрам тоже надо кушать. Такое привлечение работает только на краткосрочный эффект, потом у бренда просто заканчиваются деньги.
А вот неразумная звезда может изрядно подмочить репутацию бренда. Певица Валерия в далёкие девяностые изрядно подпортила реноме бренда LUX, или Тайгер Вудс, который вообще изрядно расстроил всех своих контрагентов.
Есть такие истории, когда актёр «задерживается» в рекламных проектах бренда и начинает ассоциироваться с брендом — как, например, Семчев был своего рода лицом пива «Толстяк».
Вымышленные персонажи и новые лица
Бренды уже выращивают себе лица, тщательно следя за молодой порослью блогеров, поп-исполнителей. Subway в Великобритании не первый год подписывает контракты с молодыми, многообещающими спортсменами, которые ещё не достигли пика популярности. Они живут в ожидании момента, когда спортсмен «выстрелит».
Если говорить про вымышленных персонажей, то бренды делали это всегда (вся классика Ogilvy Group про это — реклама рубашек Hathaway и напитка Schweppes). А с реальными людьми сложнее, поскольку это требует целенаправленной долгосрочной работы с человеком и распознавания потенциала на ранней стадии развития персонажа.
В рамках отдельных кампаний — особенно в digital (вспомним вымышленного подростка — маркетингового директора из Fanta: у него был профиль в социальных сетях на время рекламной кампании), но это разовые истории, которые быстро пропадают.
Алёна Голубева, руководитель отдела стратегического планирования агентства McCann Moscow