Ошибка транспортной компании ценой в 12 800$ или как контейнер, шедший в Казахстан, оказался в России?

Задумываетесь ли вы, когда заходите в аптеку, как какой-то из препаратов или кремов оказался на полке и какой путь он совершил, чтобы, наконец, появиться здесь и попасть в вашу домашнюю аптечку? Если нет, то после этой истории, вы точно начнете.

Речь пойдет об одной из 3 компаний в нашем GROWS Holding – Wellmore. Это компания-импортер, который на протяжении 20 лет завозит эксклюзивную лечебную косметику из Франции и Малайзии в Казахстан. Давайте взглянем, как выглядит кухня компании изнутри и узнаем, с чем столкнулась компания при завозе продукции из других стран.

Как выглядит сам процесс завоза новой продукции для аптек. Сначала нужно найти завод, с которым предстоит работать. Безусловно, бывают ситуации, когда заводы сами находят компанию, но это происходит тогда, когда бизнес уже раскручен и у всех на слуху. Когда контакт с нужным заводом установлен, предприятие запрашивает очень много информации: бизнес-план, веб-сайт, статистику, отзывы и презентацию компании. На этом этапе важно показать все свои сильные стороны, чтобы завод убедился, что делает правильный выбор в вашу пользу. Все заводы тщательно проверяют данные и цифры в интернете и смотрят на рейтинг компании, с которым собираются подписывать договор.

Шкавронская Анна Анатольевна, Генеральный директор

Когда завод все же удостоверился в вашем профессионализме и согласился на эксклюзив, вам предстоит длительная и кропотливая работа: подписание договоров, переговоры в посольстве, дипломатические миссии, предоплата… И наконец, пришла очередь поставки товара с другой страны.

У нас в холдинге, есть поставки космецевтики и препаратов из 6 стран мира. И вот как выглядит завоз: регистрация товара в комитете сан-эпид. контроля в МЗ РК, ее проверка в Академии питания, создание больших досье, получение всех сертификатов с завода, получение образцов, документации и результатов лабораторных исследований. Все эти бумаги переводятся на русский и казахский языки. Академия питания в свою очередь повторно исследует каждый образец. Официальная регистрация препаратов занимает около 6 месяцев. Процедура почти такая же, как и у лекарственных препаратов, но немного упрощенная в некоторых аспектах. Все документы, необходимые для регистрации собираются в досье, которое может состоять почти из 150 страниц.

Турсынбек Жанеля, Менеджер отдела снабжения

После работы с документацией начинается импорт товара в страну: оплата налогов, растаможка, размещение товара на складе. Требования к помещению для хранения препаратов строгие: это должен быть чистый и проветриваемый склад, который будет соответствовать всем правилам СанПиНа. После, продукция готовится к продаже: перевод маркировки и инструкции на русский и казахский языки, а также нанесение товарного знака. И только потом товары отгружаются в аптеки.

Вот так выглядит очень длительный путь поступления уходовой косметики и витаминов от задумки владельца представительства до полок аптеки.

Но сегодня мы хотели бы подробнее остановиться на одной очень интересной и поучительной истории нашего Wellmore, связанной с рисками и оплошностями в завозе уходовой косметики.

В прошлом году генеральный директор GROWS Holding Анна Шкавронская была в Малайзии и посещала крупный малазийский завод №1 по производству космецевтики – Cosmoderm (смотреть тут).По качеству малазийской косметике нет равных, кроме того, большинство продукции является натуральным и с сертификатом халал. Но так как Малайзия располагается далеко от Казахстана, поставка товаров осуществляется тяжелее и дольше, да и само малазийское производство довольно дорогое. Поэтому в Казахстане очень мало продукции именно из этой страны. Также, у завода Cosmoderm есть сертификация GMP (тут), что говорит о высоком качестве выпускаемой продукции. Поэтому Анна приняла решение заключать договор с малазийским брендом на поставку уходовой косметики к нам в Казахстан.

Ошибка транспортной компании ценой в 12 800$ или как контейнер, шедший в Казахстан, оказался в России?

После длительных переговоров с заводом мы получили этот контракт на эксклюзив в Казахстане. Все началось с работы по предоплате. Мы отправили деньги за контейнер товаров, и все было готово к отгрузке. Здесь то и начинается самое интересное.

Саед Таха, Директор по импорту

Если до момента транспортировки все шло гладко, то теперь транспортная компания в Малайзии совершает ошибку и отпускает контейнер вместо Алматы в Санкт-Петербург (казалось бы, как такое вообще могло случиться!). Из-за этой ошибки весь наш новый товар действительно оказывается в Санкт-Петербурге. Раннее, мы специально рассчитали все сроки, чтобы товар был отгружен в сентябре-октябре, тогда мы бы получили товар в ноябре, как раз до сильных морозов. Но по какой-то интуиции, мы решаемся на всякий случай перевозить наш товар в утеплённых контейнерах с мыслями «мало ли». И как оказалось, это решение и спасло наш товар стоимостью в почти 60.000$ от питерских морозов, когда по оплошности менеджера в Малайзии, вся наша лечебная косметика оказалась в России. Мы начинаем обзванивать всех и понимаем, что контейнер уже выгрузили в Санкт-Петербурге и он ожидает своего получателя. Первый час вся компания была в шоке: как так вышло, и почему мы не получили его как надо в Алматы? Придя в себя, мы начинаем переговоры с малазийской транспортной компанией, которая выясняет, что это они совершили ошибку, но ничего не могут с этим поделать. Мы в панике начинаем искать транспортную компанию в Санкт-Петербурге, которая могла бы отправить нам наш контейнер, но никто за это браться не хочет. Все это время у нас копится сумма за хранение нашего контейнера. На перевозку соглашается только одна крупная компания. Мы начинаем выплачивать счета - просто чтобы снять контейнер 300$, погрузить контейнер 300$, оформить декларацию с СПБ в Алматы поездом еще 500$ и плюс хранение. В России все делают по полной предоплате, без нее ничего не отгружают. За каждое маленькое движение выставляется счет, мы оплачиваем, на следующий день они видят деньги и только тогда процесс двигается дальше. В конечном итоге у нас ушло 3-4 дня на переговоры, перегрузки и очереди. И наконец, наш контейнер отправляют в нашу страну. Получаем мы его аж 22 декабря, то есть почти под новый год. Остается неделя - мы занимаемся растаможкой.

После всей волокиты с растаможкой Wellmore наконец выдохнул. Долгожданный контейнер с уходовой косметикой ждали 3 месяца вместо положенных 1,5. А за доставку заплатили 12 800$ вместо ожидаемых 4 200$.

Конечно, после такого расхода денег, нервов, времени и ресурсов, мы решаем писать претензии, потому что для компенсации потраченной суммы мы должны увеличить стоимость товара на 20%, а этого не было в наших планах, ведь мы продаем продукцию по доступной цене. В ход идут юридические разбирательства с заводом. В итоге они соглашаются возместить только половину ущерба за то, что не проверили адрес отгрузки. Мы подаем претензию в транспортную компанию Малайзии, и как оказалось, их страховка так же не покрывает всей стоимости.Только спустя 3 месяца, Wellmore получает от транспортной компании письмо о согласии на возмещение суммы дополнительных расходов на доставку контейнера в размере 8.500$.

Саед Таха, Директор по импорту

Вот такие бывают ситуации в логистике, когда могут забрать ваш товар и привезти его совершенно в другую страну. Но компания Wellmore максимально оперативно отреагировала на эту ситуацию и все же смогла обеспечить доступность косметики Cosmoderm для всех казахстанцев. Поэтому в следующий раз, когда увидите лечебную косметику на полках в аптеке, вспомните, какая колоссальная работа стоит за всем этим и какие курьезные ситуации могли возникнуть с транспортировкой.

11
4 комментария

Странная ситуация. Не в претензию Вам, но транспортная компания должна была выслать Вам как минимум копию B/L в котором должны быть данные по отгрузке, в том числе и port of destination. Хотя все бывает, сталкивался с ситуацией, когда из Балтимора отправили вместо полного контейнера с пилматом порожний.

1
Ответить

Здравствуйте, Владимир!
В нашем случае оформление поставки, в том числе траспортные услуги берет на себя завод, в связи с этим мы "очнулись" именно в тот момент, когда пошла задержка в поставке товара. Этот случай обошелся нам дорого, но мы извлекли урок.
Благодарим Вас за комментарий!

1
Ответить

Спасибо, что поделились не самым позитивным опытом из реально практики.
Интересно, а то вокруг один успешный успех

1
Ответить

Получается вас тупо кинули на 3 штуки баксов. Мол да наш косяк, но вот вам часть денег и тема закрыта. Наверно любой косяк с продукцией это проблема покупателя или посредника, но никак не производителя?) Вроде у вас там умная тетка в директорах, а так облажались, мало того еще и выложили это в сеть. Я не понимаю зачем это надо было?

1
Ответить