«Всегда задаю себе вопрос, смогу ли я»

Интервью с руководителем компании ReadyScript Артемом Полтораниным о создании программного обеспечения для интернет-магазинов, необходимых знаниях и компетенциях, важных условиях для карьерного роста и о том, где черпать вдохновение для работы.

Артем Полторанин, предприниматель
Артем Полторанин, предприниматель

Вы любите торговать?

Торговлей никогда не занимался. Мне нравится другой процесс. Люблю проектировать и программировать.

Как тогда появились знания, позволяющие создавать интернет-магазины, где набирались опыта?

Я писал диплом по интернет-магазину с интерфейсом в зале продаж. До ReadyScript были частные проекты. На самом деле, любой интернет-магазин – это вопрос проектирования. При хорошем проектировании в торговле есть только один путь решения, к которому так или иначе придет разработчик или любой человек, который хочет систематизировать продажи.

Есть товар, есть остатки, есть склады, есть корзина, и там ничего другого не придумаешь. Знания появляются со временем, когда продукт уже начинает работать и внедряться в реальный магазин. Оттуда идет обратная связь, откуда я и черпал все знания.

Вы с детства увлекаетесь программированием, но почему именно интернет-магазины? Для человека, освоившего коды, открываются безграничные возможности, а тут сознательно выбрана узкая ниша?

Когда-то мне нравилось программирование под Windows десктоп приложений. Я быстро понял, что продвигать десктоп приложения, несколько не та история. Это будут какие-то совсем непубличные и очень узконаправленные продажи. Гораздо веселее делать продукт для интернета, который всегда онлайн, который можно интегрировать с любыми устройствами. Это еще и немного проще. На старте я не имел больших капиталов, а веб довольно доступен даже сейчас.

Почему было не заняться каким-то сервисом, что-то типа вроде аналитики по рекламе и так далее?

Это все можно сделать уже на базе RS в качестве расширений. Просто RS повезло быть первым.

Хорошо, «повезло быть первым». Но полянка-то ведь не пустая, на ней существует огромное количество конкурентов, от самого-самого большого и до массы более широко известных, чем ReadyScript. И в какой части полянки сегодня находится ваш продукт?

Если сравнивать объективно по функциональности, то мы входим в пятерку систем, которые позволяют наиболее комфортно вести торговлю в интернете. Достаточно выписать возможности: товары, комплектации, интеграция с 1С, интеграция с другими сервисами, возможности по статистике и аналитике, возможности по импорту, экспорту в различных форматах и так далее.

Естественно, если какой-то продукт существует на рынке больше десяти лет, у него так или иначе накопилось гораздо больше сайтов, пускай они уже старые, но формально в сумме таких проектов больше, чем у нас.

Многие рейтинги, к сожалению, строятся именно на количестве внедрений. Именно поэтому важен срок жизни компании, потому что чем он дольше, тем больше шансов занять верхние строчки рейтингов.

ReadyScript – относительно молодая система, а появляются ли еще конкуренты, или все места уже заняты?

Конкуренты появляются. Громких нет, но небольших cms-очек разного уровня качества много. У нас любой программист, который до какого-то уровня познал язык php, должен написать свою CMS. Пока он ее пишет, он учится, а потом отдельные программисты решают написанное выпустить в свет. Так что их очень много.

Важно понимать, что мало сделать просто CMS. Нужно сделать экосистему, сформировать вокруг этой экосистемы сообщество, а это уже совсем другая работа. Помимо программирования нужно работать над контентом, над сервисом, над поддержкой, маркетплейсом и так далее…

Программисты – люди эмоциональные?

Нет.

С одной стороны, вы - программист, с другой – администратор, идейный вдохновитель компании и ее руководитель. Отсутствие эмоциональности не мешает общаться с подчиненными, коллегами, партнерами?

Эмоциональность не нужна для того, чтобы отстаивать какую-то позицию, объяснять что-то. Тут нужно четкое понимание той позиции, которую я доношу. Никакой эмоциональности, чистый прагматизм.

Какие качества важны, чтобы успешно построить карьеру в вашей компании?

Упорство и желание развиваться. Когда люди приходят устраиваться на работу, я всегда спрашиваю, а в курсе ли они последних новостей в области нашего языка программирования? Какую профессиональную литературу они читают? Важно желание быть в числе первых в гонке за лидерство в программировании.

Хочется, чтобы глаза горели у специалиста. Я помню себя в 22 года, когда пришел работать в RuFox. я горел этим, мне хотелось изучить все самые-самые свежие практики. Этого же я сейчас ищу у специалистов разных направлений, которые к нам приходят.

Технологии меняются, и какие-то обновления появляются, а как вы расширяете кругозор своего персонала, каким способом повышаете квалификацию сотрудников?

У нас в коллективе мы частенько устраиваем обзоры новинок, о которых каждый из нас узнает. Вчера я рассказывал коллективу, что такое «progressive web apps». Это новое направление для сайтов и мобильных приложений. Это будет такое неразрывное понятие – сайт и мобильное приложение очень скоро. Как пишут некоторые аналитики, к 2020 году по этой технологии будут работать до 50% всех ресурсов, но посмотрим.

Мы внутри коллектива очень много общаемся и пытаемся друг друга образовывать. Плюс, когда есть какие-то мероприятия в городе, я всегда стараюсь своих коллег туда вытянуть, сам тоже хожу. Таких мероприятий не очень много, но когда они бывают, я обязательно участвую.

Вы сказали, что мало сделать CMS, а важно построить экосистему и создать сообщество. Насколько большое сообщество сейчас сложилось вокруг экосистемы ReadyScript?

Если считать пользователей форума, то это больше 800 человек, если всех клиентов, которые прошли через нас, наберется несколько тысяч.

Основной источник прибыли, продажи системы?

У нас очень простая финансовая модель: платные лицензии и платные дополнительные услуги. Естественно, кроме бесплатной поддержки. Платная кастомная разработка для крупных клиентов, желающих большой индивидуализации, подписки на мобильные приложения.

Как только вводим новый сервис в эксплуатацию, сразу же начинаем на нем зарабатывать.

А кто планирует возврат инвестиций? Кто оценивает риски, и кто определяет сроки?

Этим занимаюсь я. Подсчитываю, сколько примерно уйдет человеко-часов на каждую задачу, понимаю себестоимость продукта, понимаю оценочное количество клиентов, исходя из этого, определяю стоимость продукта, а также срок окупаемости. Все происходит довольно стандартно. Например, RS Mobile мы в течение двух лет окупим.

Я знаю, что вы гордитесь этим продуктом, как сейчас чувствует себя это приложение? Насколько оправдались ваши надежды на то, что этот продукт востребован рынком?

Вчера мы обновили его для iPhone X. Постоянно проводим его модернизацию и поддерживаем этот продукт в актуальном состоянии. В нашем мобильном приложении появляется все больше и больше функций, которые характерны для полноценного интернет-магазина.

Пока клиентов немного меньше, чем мы ожидали, но мы связываем это со стоимостью. Сейчас мы еще находимся в стадии оптимизации процессов, но в самое ближайшее время добьемся того, что сможем предлагать первую годовую подписку на ReadyScript Mobile значительно дешевле, чем сейчас.

У вас появился канал на Ютуб, а некоторое время назад вы собирались не ориентироваться на массовый сегмент, а работать только через партнеров. Можно ли понимать, что ситуация изменилась?

Мы по-прежнему очень плотно работаем с партнерами, и часть ресурсов у нас направлена туда, но мы также ориентированы и на массовый сегмент, которому готовы предлагать типовые продукты.

Я бы не сказал, что мы когда-нибудь полностью отворачивались от массового сегмента. Мы ориентировались на него чуть меньше, чем на партнеров. Партнеры предлагают клиентам продукты с учетом кастомизации. В итоге продукт для конечного клиента получается более индивидуализированным. В этом случае мы тоже выигрываем, потому что клиент получает то, что четко адаптировано под его бизнес.

Посмотрел ваши новости. У вас появилась интересная функция: источники переходов на сайт. А надо? Ведь если ты размещаешь рекламу, есть метрика?

Все усложняется тем, что у многих магазинов есть отложенный цикл продаж. В этом случае метрика не поможет. Наши источники переходов записывают первый в жизни переход на сайт, и даже если через три месяца клиент оформляет заказ, в заказе отразится, что клиент пришел по вот такой-то рекламной кампании, проводившейся в такие-то сроки в таком-то источнике.

Есть ли у вас в голове или на бумаге большой стратегический план, а что будет дальше?

Есть. На год. На перспективу мы тоже планируем, но очень абстрактно. У нас есть мысли о новых проектах, которыми бы мы хотели заниматься, но при достижении определенных флажков. Пока эти флажки не достигнуты, движемся по намеченному плану.

Самая актуальная задача сегодняшнего дня – улучшить наши существующие сервисы и их дополнить, а также расширить спектр предоставляемых компанией услуг.

Например, к нам часто обращаются клиенты за расширением того или иного функционала. Возможно, расширение будет полезно для всех. Только на разработку такого функционала нужно выделить программиста на 2-3 недели, что с учетом нынешних тарифов на оплату труда, может вылиться иногда в немаленькую сумму.

Когда мы называем стоимость разработки клиенту, то многие говорят, что это дорого, и отказываются. Мы хотим вывести на рынок такую услугу, как краудфандинг для модулей. Для конечного пользователя модуль, разработанный по такой схеме, обойдется значительно дешевле.

Где черпаете вдохновение для работы?

Меня всегда вдохновлял такой внутренний спорт, а смогу ли я самостоятельно освоить как можно больше ролей в рамках компании ReadyScript?

Есть мнение, что человек должен быть узкоспециализированным, и все. Либо ты хороший программист, либо ты нехороший специалист по всем направлениям одновременно.

Я так не считаю. Мне кажется, что в одной голове вообще легко уместить огромный стек технологий. Думаю, что в наше время это самое важное условие развития: обладать широким спектром возможностей.

У меня был интерес: а смогу ли я запатентовать наши продукты без патентных поверенных? Зашел. Изучил всю документацию. Составил заявки. Запатентовал.

А смогу ли я сделать всю юридическую часть договора? Смогу ли я грамотно писать документацию? А смогу ли я проектировать большие сервисы?

Все время задаю себе этот вопрос: а смогу ли я?

Сейчас для меня новый опыт – публичные выступления. Пока дается тяжело.

Может, что-то получается у меня лучше, что-то хуже, но я все время пытаюсь. Мне незазорно. В решении таких задач я черпаю вдохновение.

А смогу ли я? И ставлю следующую задачу.

Еще меня очень вдохновляет общение с партнером-инвестором.

Он всегда уверен в наших силах, и эта уверенность передается. Мы уже работаем в плюс, так что инвестор помогает нам больше идеями и советами, потому что он успешный предприниматель и его советы важны. Десятиминутного общения с ним мне хватает на год позитивного отношения к происходящему.

Офисные роботы - увлечение Артема в свободное время
Офисные роботы - увлечение Артема в свободное время

Чем увлекаетесь помимо работы?

Основное увлечение – это ReadyScript, но иногда спортом люблю позаниматься, в баскетбол поиграть, побренчать на электрогитаре, а еще увлекаюсь программированием офисных роботов.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

33
5 комментариев

Начинать интервью с предпринимателем с вопроса «вы любите торговать?» - это, конечно... Мне крайне импонирует этот проект в целом, ведь люди из других профессий пробуют новое, приобщаются к журналистике, но можно же было сначала хоть какую-то теорию почитать :c

2
Ответить

Едем дальше - ReadyScript это ПО для Internet магазина, оказывается.
Покрутить демо можно здесь https://readyscript.ru/demo/ (мне почему-то выдал английскую версию сперва) - это "платформа для Интернет магазина", похоже на набор допиливаемых скриптов, с постепенно расширяющимся функционалом, т.е. это такой молоденький Bitrix, который со временем тоже купит 1С. Ну или Яндекс.
В принципе, почему нет? (Но отчего не сформулировать это сразу, в начале статьи?)

1
Ответить

Уважаемый Сергей!

Наверное, можно было бы сформулировать так, как Вы говорите, чем занимается человек прямо в начале статьи. И тут же получить обвинения в назойливой рекламе ))) Или нет? Хотя, на мой взгляд, основное занятие понятно из контекста.

А вот по поводу "набора допиливаемых скриптов" - это исключительно Ваше мнение, которое нуждается в обосновании, опять же, на мой взгляд.

Ответить

Приятно смотреть на человека, занятого любимым делом. Говорить с таким человеком вдвойне приятнее. Смотреть = 1х приятно, Говорить = 2х приятно. Заниматься любовью = 3х приятно?
Все же, как измеряли уровень "приятности"? И как человек продолжает заниматься делом, если отвлекается на разговор? Загадка :) Просто люди разные, и любимые дела у них бывают от великого до смешного. Поэтому подобные штампы это хорошо, но не всегда.

Попробую все же дальше из статьи узнать чем именно в IT компании занимается однофамилец другого Полторанина, про которого я сразу вспомнил.

Ответить