Как самостоятельно создать подкаст с нуля: инструкция по сборке

Самый простой вариант создать подкаст с нуля — обратиться за помощью в студию и довериться команде профессионалов. Но если вам хочется освоить новый навык самостоятельно и проконсультироваться у более опытных коллег сейчас нет возможности, мы в «Двух Дорожках» собрали небольшой гайд, который может помочь успешно запустить свой проект и избежать многих ошибок новичков.

Для продюсерских клиентов у нас есть схема, наглядно показывающая, из каких этапов состоит производство подкаста. Перед чтением этой статьи очень советую ознакомиться с ней, так как я буду подробно разбирать каждую из ступеней и давать ссылки на полезные ресурсы.

Концепция

Самый важный, по моему мнению, этап создания проекта — это разработка концепции. Подкаст и звучит хорошо, и делается легко, только если его создатель может четко ответить на четыре главных вопроса:

Кто? делает подкаст, какова главная характеристика ведущего
Что? ведущий хочет рассказать, какие смыслы закладывает
Кому? рассказывает, каков портрет слушателя
Зачем? слушателю все это, с какой пользой или изменениями он уходит

Эти вопросы взяты из «Библии» подкастинга — книги Эрика Нюзума «Пошумим». В ней Ньюзум рассказывает о своем многолетнем опыте создания подкастов в Америке, а самое главное дает очень простые практические упражнения, которые помогут комплексно подойти к своему шоу.

Призываю вас уделить несколько часов на прочтение хотя бы первых четырех глав. Вы сразу же поймете, нужен ли вам подкаст, в каком формате он может существовать, и т.д. Все, что касается структуры и оформления должно плавно и очень логично вытекать из общей концепции проекта, а не наоборот.

Что почитать?

Оформление

Подкасту нужны джингл и обложка. Из музыки и/или звуков вам нужно будет собрать запоминающуюся мелодию для вступления, заключения и перебивок. А обложка станет «лицом» вашего проекта на всех подкаст платформах.

Все оформление вы сможете, если захотите, поменять в процессе выхода шоу, пока будете искать свое звучание. Однако лучше не делать этого слишком часто — слушатели быстро привыкают к авторскому звуку и картинке.

Посоветую пару ресурсов для самоопределения:

Сценарий

Самый дельный совет, который я могу дать относительно сценария, помимо ссылок ниже — подкаст создается для слушателя, а не для ведущего или начальника. Поэтому и в сценарии мы должны исходить от него.

Представим, что у нас подкаст про булочки, где в каждом эпизоде мы рассказываем о новом лакомстве.

Обозначим точку А нашей аудитории, то есть точку входа. Допустим, они ничего не знают о шведской булочке, кроме ее вкуса и внешнего вида.

Обозначим точку Б, точку выхода. С чем бы вы хотели, чтобы слушатели остались после эпизода? С какой информацией, эмоциями, вопросами? Предположим, они узнали историю шведской булочки и теперь могут рассказать ее друзьям, а также получили ссылки на рецепт и несколько лайфхаков для самостоятельного приготовления.

Если мы придумали точки А и Б, у нас сразу же появляется понятный сценарий! И состоять он должен из трех частей:

  • Вступление (интро) — что за подкаст, кто ведет, о чем эпизод, кто в гостях
  • Основная часть — история булочки, интересные и забавные факты, подробный рецепт с комментариями о деталях приготовления
  • Заключение (аутро) — что за ссылки в описании, что за подкаст это был, просьба оценить подписаться

В какой-то момент, осознание простоты самой сути сценария перевернуло мою работу, надеюсь, поможет и вам!

Что изучить?

Запись

Качественный исходник очень помогает на монтаже. Необязательно тратить миллионы на микрофоны и студии, но важно отнестись к процессу ответственно, поэкспериментировать и найти свой «рецепт» идеальной записи. Сейчас хороший звук в подкасте не преимущество, а необходимость. Это уважение к слушателю и конкурентное условие индустрии.

Как записывать?

Монтаж

Чем лучше исходник, тем меньше страданий на монтаже. Но даже если у вас была идеальная запись, монтаж — это очень времязатратный шаг.

Самостоятельно заниматься им рекомендую, только если действительно втянетесь в процесс и будете получать от него удовольствие. Если чувствуете, что не пошло и монтаж — это не ваше, смело делегируйте и не переживайте. Иначе легко можно скатиться в выгорание и потерять интерес к проекту.

Распространение

Подкастам нужен хостинг. Хостинг — это специальный сайт, на котором лежит сам файл вашего эпизода. Подкаст-приложения связываются с этим сайтом и забирают оттуда файл, используя RSS.

Один раз в самом начале вам придется связать все подкаст-приложения с хостингом, показать им путь к вашим файлам. Но в дальнейшем потребуется только загрузка файла на хостинг, подкастоприемники будут обновляться самостоятельно.

Прекрасный российский хостинг mave написал про это все подробнейшие инструкции в своей базе знаний. Горячо рекомендую.

База знаний хостинга mave

Продвижение

Волшебной таблетки в продвижении подкастов нет. Обычно все сводится к базовому продвижению в соцсетях либо самого подкаста, либо создателя. Могу выделить два бесплатных, но специфических способа.

Во-первых, фичеринг. Это когда ваш подкаст попадает в подборки или баннеры подкаст-приложений. Внизу прилагаю подробнейшую статью о том, как это устроено.

Во-вторых, кросс-промо. Вы можете сходить в гости в другой подкаст с подходящей вам аудиторией или прорекламировать чей-то проект за ту же услугу взамен. Такие возможности лучше всего искать в специальных чатиках.

Дальнейшие улучшения

Нет предела совершенству вашего проекта! Примите, что первые выпуски не будут идеальными и активно развиваться и улучшать качество продукта вы будете уже в процессе. А что может быть приятнее прогресса?

Делюсь с вами лучшими источниками для профессионального роста:

Создание подкаста — процесс сложный, но при ответственном подходе и достаточном количестве усилий реализуемый. Не бойтесь пробовать! А если вам все-таки потребуется помощь в процессе, приходите на консультацию к нам в студию. Мы будем рады помочь!

5555
29 комментариев

Спасибо за советы, теперь можно сразу ссылку на статью кидать, а не собирать по кусочкам все моменты!

7
Ответить

Очень рада, что статья оказалась полезной)

3
Ответить

По поводу звука хочу добавить: если вас несколько человек в одном помещении, то лучше чтобы у каждого был отдельный микрофон.
Записываем подкаст с друзьями, нас четверо, а микрофон один. Потом тяготно выравнивать звук.

4
Ответить

Отличный комментарий, именно так! Спасибо за него

Ответить

А что за подкаст? Как называется?

Ответить

Зачем вообще делать подкаст? Чтобы продавать в него рекламу потом?

Ответить

Монетизация далеко не первостепенная мотивация по созданию подкастов для многих. На самом деле, причины создания подкаста не будут сильно отличаться от причин создания блога в Телеграм, например. Это тот же способ общения, передачи знаний, знакомств, рассказа о чем-то личном, построения сообщества, проведения досуга. Подкасты для очень многих - хобби, способ рассказать о том, что любишь и найти единомышленников. Однако для бизнеса, подкаст может стать каналом по донесению ценностей или рассказе о каком-то продукте. Писала об этом в своей предыдущей статье.

7
Ответить