EP Advisory Team
953
Блоги

Soft skills для IT. Что важнее: знать Java или уметь договариваться?

По данным исследования*, проведенного компанией Linkedin в области skill gap (редких навыков) для IT специалистов в 2018 году, им не хватает именно гибких навыков. Мы решили разобраться, какие именно soft skills так важны IT специалистам.

Поделиться

В избранное

В избранном

Подготовила: Эльмира Максудова

Что такое soft и hard skills?

Существует две категории навыков, которые характеризуют специалиста:

Hard skills - технические навыки, непосредственно связанные с профессиональной квалификацией. Для IT специалистов это: языки программирования, протоколы передачи данных, принципы построения сетей, стандарты безопасности, системы виртуализации, управление рисками, знание систем анализа, владение иностранным языком и пр.

Эти навыки приобретаются в ходе обучения, воркшопов, сертификаций.

Soft skills - межличностные, персональные или “гибкие”, “мягкие” навыки. Их, в отличие от hard skills, сложнее измерить и “посчитать”. Они являются неспециализированными и относятся не к конкретной роли или позиции, а ко всему вашему опыту и формируют разную степень успешности на рабочем месте. Примеры: адаптивность, умение принимать решения, лидерство, критичность мышления, уверенность в себе, креативность, организованность, умение решать проблемы, работать в команде и пр.

Почему soft skills важны?

По данным исследования*, проведенного компанией Linkedin в области skill gap (редких навыков) для IT специалистов в 2018 году, им не хватает именно гибких навыков, и самый главный из них - это коммуникация: умение слушать, давать обратную связь, договариваться, сотрудничать, делиться знаниями/информацией.

Этот навык важен не только для технических sales позиций, как может показаться, но и для разработчиков, инженеров, архитекторов, менеджеров проектов, аналитиков, так как помогает наиболее эффективно решать технические задачи. Кроме того, soft skills влияют на:

  • Успешность в команде

Командная работа помогает выстраивать позитивные отношения с коллегами, а это, в свою очередь, ведет к эффективному сотрудничеству и новым идеям. Инновации - основа инженерных прорывов, и они, как правило, являются результатом общих усилий.

Новый специалист будет более ценным членом команды, если у него развиты soft skills. Он может не знать всех технологий, но научиться им в процессе работы. Это даст ему сто очков вперед перед профессионалом, с которым сложно работать в коллективе.

  • Развитие профессиональных возможностей и карьеры

Программист, который ведет себя проактивно в отношении смежных задач, потенциальных проблем проекта, обсуждает это со своими коллегами/руководителем, предлагает решения - гораздо вероятнее получит продвижение в сторону управления проектом.

Менеджер проекта, который открыт новым знаниям, мотивирован на саморазвитие, внимателен к менее опытным коллегам - даже при отсутствии у него исчерпывающего знания нужных технологий - будет намного ценнее для компании, нежели менеджер ориентированный на процесс, пусть и с хорошим послужным списком.

Исследование, опубликованное в 2017 году American Psychological Association, показало, что у открытого, приятного в общении, дружелюбного сотрудника гораздо больше шансов получить повышение, чем у самоуверенного и высокомерного.

Не все рядовые сотрудники могут развивать продукт, но мотивация для изучения нового, целеустремленность, умение конструктивно мыслить помогают самым активным из них привлекать дополнительные экспертные мнения для решения сложных задач (благодаря общению в мировых профессиональных сообществах, консультациям с внешними экспертами в индустрии, применению новых практик и пр.)

  • Репутация

Мягкие навыки играют огромную роль в формировании профессиональной репутации. Вас знают, рекомендуют и не хотят терять, к вам обращаются за советом, консультацией, работа идет к вам сама. Или, наоборот, работу найти очень сложно – процесс идет медленно и не очень успешно, рекомендателей приходится искать, у вас совсем нет или очень мало контактов в профессиональной тусовке.

  • Выбор в вашу пользу

Работодатель всегда отмечает личностные и межличностные качества кандидата. Практически все компании с сильной корпоративной культурой: как стартапы, так и крупные компании, например Airbnb, Dropbox, Snapchat, Spotify, Google, Apple, Netflix и др., имеют четкое понимание, какие intrapersonal/people skills они хотят видеть у своих сотрудников – и это очень важный параметр, от которого зависит успешность деятельности компании, ее бизнес.

  • Релокация

При смене страны меняется все – у вас появляется новый дом, новый уклад жизни, иностранная команда, новые правила. Мягкие навыки тут особенно критичны. Как результат - способность влиться в новый коллектив и выстраивать отношения с коллегами, умение не падать духом, организовать свой рабочий процесс, вести активную социальную жизнь и развивать присутствие в профессиональных сообществах.

Как выбрать нужные?

Возьмите бумагу и карандаш и перечислите все навыки и таланты, которые у вас есть. Пока не ограничивайте себя и не ориентируйтесь на конкретную позицию - вы сделаете это позже. Или, вы можете сразу сделать несколько колонок, например “технические навыки”, “навыки управления проектами”, “коммуникативные навыки” и т.д. У вас получится большой список, из которого для резюме предстоит выбрать самые актуальные. Как же сделать это правильно?

Помните о том, что компания стремится выбрать не “лучшего кандидата”, а “лучшего кандидата на конкретную должность”. Позиция предполагает необходимые квалификацию и soft skills, поэтому важно ориентироваться на ее описание. Кроме того, для того, чтобы понять какие именно soft skills ценятся в компании, особенно важно изучить ее культуру и ценности (через официальный сайт, знакомых, тех, кто работает в компании, соцсети, обзоры). Это очень ответственный момент, потому что может оказаться, что те soft skills, которые у вас есть, не являются ценными для компании – тогда нужно принять решение, нужно ли вам туда. Например, должность предполагает работу в команде, выступления на конференциях и коучинг, а вы склонны работать индивидуально, контролировать весь процесс и не горите желанием выступать на публике. Или, наоборот, компания имеет проектную/функциональную структуру с гибкими взаимодействиями, брейнсторм-митингами, горизонтальной постановкой задач, а вы привыкли к четкой структуре, понятной иерархии, и установленным регламентам. В этом случае надо принять для себя решение – хотите/готовы ли вы научиться новым soft skills вне зоны комфорта или предпочитаете быть эффективным в привычном контексте.

Как отразить в резюме?

Если с техническими/hard навыками все понятно - мы привычно указываем их в разделе IT Skills, то “мягкие” навыки можно, используя ключевые слова, перечислить в самом конце раздела Other Information или наоборот, в самом начале раздела Summary. Многие указывают такие качества, как организованность, аккуратность и внимание к деталям. Это не ошибка, но помните, что их должно быть не больше 3-4, и они должны быть релевантны той должности, на которую вы претендуете. Однако, если ограничиться только этим, ваше резюме не привлечет должного внимания.

Эффективный способ отразить soft skills – включить их в основную часть резюме, в описание компетенций и опыта. Расскажите, как вы организовывали свою работу, с кем вели общение, как работали с клиентами, как решали проблемы, каких результатов добились для бизнеса, как строили работу с командой (даже, если вы не менеджер) и пр. Так, вы не просто заявите о своих межличностных качествах, но и представите целостный образ себя, как профессионала и кандидата, который идеально подходит для данной компании/позиции.

Как улучшить?

Soft skills - это такой же существенный фактор, влияющий на вашу оценку кандидата, как и hard skills. Иногда “мягкие” навыки имеют даже большее значение. Как их прокачать:

  • Попробуйте изменить негативное впечатление недовольного клиента на положительное, путем выстраивания крепких позитивных отношений. Развивает: коммуникацию, стрессоустойчивость, креативность, способность решать проблемы.
  • Станьте экспертом в решении определенной задачи и консультируйте команду/коллег. Развивает: критическое мышление, способность решать проблемы, коммуникацию, командность, коучинговые способности.
  • Моделируйте возможности развития продукта/улучшения функциональности и обсуждайте это с командой. Развивает: командность, коммуникацию, креативность, проактивность.
  • Выступайте в качестве спикера на конференциях. Развивает: коммуникацию, уверенность в себе, структурирование информации, организованность.
  • Участвуйте в хакатонах. Развивает: лидерские качества, умение приоритизировать и сотрудничать, нестандартно мыслить (out of the box).
  • Установите себе цели для обучения – найдите интересные темы и начните двигаться в направлении приобретения новых знаний. Сюда относятся: сертификации, новые технологии, языки, расширение экспертности. Развивает: (помимо hard skills) целеустремленность, уверенность в себе, открытость новому.

* Компанией LinkedIn было изучено более 450 тыс. профилей и публикаций вакансий (март, 2018 г).

{ "author_name": "EP Advisory Team", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 13, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "39199", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]