Оптимизируем бизнес: как самозанятые повышают эффективность компании

В сложившейся экономической ситуации предприниматели ищут новые механизмы оптимизации бизнеса: пока некоторые импульсивно сокращают штат в надежде сократить расходы, другие действуют осмотрительнее и переносят часть функций на самозанятых исполнителей.

В статье поделюсь, почему сотрудничество с самозанятыми — лучшее антикризисное решение.

Самозанятые снижают финансовую нагрузку компании

Еще пару лет назад большинство российских компаний предлагали стопроцентную работу в штате. Теперь все больше работодателей готовы рассмотреть гибридный график или удаленную работу.

Такая модель позволяет компаниям сокращать расходы на арендную плату, счета за электроэнергию, техническое обслуживание и проездные. Причем в контексте работы с самозанятыми бизнес также экономит на страховых взносах и налогах — плательщики НПД (они же самозанятые) самостоятельно уплачивают 6% с дохода и по желанию делают отчисления в ПФР. Следовательно, налоговая нагрузка в размере 43% с сотрудника у компании пропадает.

Организация решила провести тренинг для своих сотрудников. Под эту задачу она нанимает коуча, который просит за услугу 50 000 рублей. Чтобы выплатить такой гонорар физлицу по договору ГПХ, компания заплатит 50 000 + 27,1% страховых взносов и 13 % НДФЛ. А самозанятому — только сумму гонорара.

Другие неочевидные плюсы работы с самозанятыми

Результат от найма самозанятых бизнес почувствует очень скоро. Он будет выражаться в нескольких метриках, выгодных для предпринимателя.

Решение проектных задач

Самозанятые исполнители, в отличие от штатных сотрудников, более мобильны и мотивированы: они получают деньги за результат. Но поиск такого исполнителя отнимает время.

Поэтому некоторые компании используют принцип Private talent cloud — команда исполнителей, с которыми заказчик часто работает. Это некая база людей, которую можно трансформировать, обновлять и «вытаскивать» в нужный момент под конкретные задачи.

Высвобождение ресурсов

Бизнес, который работал с иностранными заказчиками, закупал материалы за границей или вообще хоть как-то попал под санкционные ограничения, столкнулся с новыми препятствиями. Расходы таких компаний на производство возрастут, доходы снизятся, а предприниматели будут вынуждены искать новую бизнес-модель, чтобы не закрыть бизнес.

В этом случае сокращение коллектива и передача некоторых функций самозанятым — оправданная мера, которая позволит высвободить средства на технологическую трансформацию бизнеса.

Скорость внедрения изменений

По закону, который регулирует работу с самозанятыми (ФЗ № 422), для бизнеса устанавливается ряд ограничений. Это может снизить скорость штатных изменений в некоторых компаниях. Например, человек, который работал по трудовому договору не может стать самозанятым подрядчиком в этой же компании в течение 2-х лет после увольнения. Такую мобильность ФНС может трактовать как попытку ухода от уплаты налогов, поэтому законом установлен такой длительный срок.

Если бизнес планирует начать работать с самозанятыми, он не может перевести своих сотрудников в статус самозанятых, а должен искать новых исполнителей. Обычно переход функции от штатного сотрудника к самозанятому исполнителю проходит в тестовом режиме на новом проекте. Советую оптимизировать штат без лишней спешки, чтобы не потерять ценных сотрудников и тщательно отбирать новых кандидатов.

Трудности перехода к найму самозанятых и их решение

Я приведу четыре примера, когда бизнес может столкнуться со сложностями при работе с большим количеством самозанятых.

Чеки

В законе написано, что каждый самозанятый после получения денег от работодателя должен сформировать чек и передать его компании. В этом чеке фрилансер должен указать ИНН, название организации, полученную сумму и услугу, которую он оказал.

Как показывает практика, не все самозанятые выполняют требование. Если бухгалтерия выплачивает деньги с расчетного счета на дебетовые карты трехсот самозанятых курьеров, около пятидесяти человек не отправят чеки.

Тут могут быть разные причины: попытка ухода от налогов, отмена статуса самозанятого в ФНС, некорректный ввод ИНН при формировании чека. Для владельцев бизнеса это влечет переквалификацию расчета на обычное физическое лицо, что чревато уплатой всех 43% пенсионных и налоговых выплат.

Статус самозанятого в ФНС

Перед выплатой денег самозанятому, бухгалтерия компании должна быть уверена, что исполнитель не потерял статуса НПД. Это может произойти из-за неуплаты налогов на протяжении нескольких месяцев или за превышение лимита годового дохода.

Если компания не проконтролирует наличие статуса и проведет выплату, то снова столкнется с переквалификацией и оплатой дополнительных 43% за каждого исполнителя без статуса самозанятого.

Налоги

Самозанятые оплачивают налог раз в месяц. При работе с физическими лицами эта ставка равна 4%, с компаниями — 6%.

Предприниматель может автоматизировать оплату налогов за самозанятых с помощью специальных платформ. Технически это выглядит так: в момент транзакции от компании в адрес исполнителя платформа замораживает сумму налога и уплачивает ее в следующем месяце за отчетный период. Самозанятый получит деньги на дату перевода, но уже с учетом вычета налога.

Такой способ освобождает исполнителя от задачи уплаты налога и повышает лояльность к заказчику. Перевод средств для самозанятого технически становится не сложнее получения зарплаты.

Для бизнеса свои плюсы — исполнитель регулярно платит налоги, а значит не лишится статуса в ФНС.

Документооборот

С каждым самозанятым необходимо подписать договор, который регламентирует права и обязанности сторон. Но исполнители могут находиться в других регионах. В этом случае бизнес может интегрировать бухгалтерию через систему электронного документооборота. Это позволит составлять документ из готовых шаблонов по типу конструктора и подписывать их удаленно при помощи электронной подписи. Кроме договора компании может понадобиться акт выполненных работ, который тоже требует подписи обеих сторон.

Сервис Сам.Бизнес от резидента «Сколково», компании Самозанятые.рф, помогает компании автоматизировать документооборот с самозанятыми: составит и проверит договор, сформирует закрывающие документы для бухгалтерии и оплатит налог за исполнителя. Сервис, официальный партнер ФНС, проверит статус самозанятого и защитит от налоговых последствий переквалификации договора.

Это еще один способ делегирования задач, который освободит бизнес от траты ресурсов на коммуникацию с исполнителями.

Найм самозанятых фрилансеров — решение, которое позволит сократить издержки и модернизировать ваш бизнес. При грамотном подходе финансовые эффекты и сокращение временных издержек будут заметны сразу.

Учитывая массовый переход россиян из серой зоны в режим самозанятости, в ближайшее время бизнес-модель с привлечением фрилансеров будет становиться все более востребованной. Поэтому бизнесу, который хочет оставаться эффективным и масштабироваться, стоит задуматься о работе с фрилансерами уже сегодня.

2121
4 комментария

Комментарий недоступен

1

А сейчас пенсы купаются в золоте, ага

Эта модель называется рабством.

За вами выехала налоговая))
В больших компаниях такие фокусы налоговая вычисляет на раз-два. Их вообще будет мало волновать что и почему, просто налоги по всем доначислят.
В средних по уровню компаниях вопрос этот всегда будет вставать. Не дай бог платежи часто будешь им посылать. Налоговая придет и спросит а че это платежи приходят как зп.
Ну а в маленьких просто неофициально все делают. Смысл через самозанятых это делать.
Есть компании которые самозанятых используют чтобы наличку выводить. Взял сотрудника и зп ему платишь больше чем нужно. Лишнее он тебе отдает.
Вот это оптимизация называется. А просто самозанятого нанять это уже не оптимизация а реальность)