Как это устроено? McDonald's

Почему бизнес McDonald's столько лет является лидером в сфере фастфуда, и смогут ли отечественные производители заменить его? Отвечает преподаватель факультета гостеприимства Университета Синергия.

Как это устроено? McDonald's

Немного истории

Первый McDonald's в Сан-Бернардино, Калифорния был открыт братьями Диком и Маком Макдоналдами. В 1954 году Рэй Крок приобрёл у братьев Макдоналдов право выступать в качестве эксклюзивного агента по франчайзингу. В 1955 году он открыл свой первый McDonald’s в городке Дез-Пленз, штат Иллинойс (в настоящее время — музей корпорации). Позже в том же году Кроком была зарегистрирована компания McDonald’s System, Inc., в 1960 году переименована в McDonald’s Corporation. К 1959 году количество ресторанов, открытых Кроком, превысило сотню, в 1961 году он за $2,7 млн купил у Макдоналдов все права на компанию. Также в 1961 году был открыт первый университет гамбургерологии, образовательное учреждение по подготовке кадров для пищевой отрасли, в первую очередь для работы в системе McDonald’s. Всего в мире действует 8 таких университетов: в Чикаго, Токио, Сан-Паулу, Лондоне, Мюнхене, Шанхае, Сиднее и Москве.

Как это устроено? McDonald's

В чём секрет? Не в картошке фри

Компания, которая продаёт картошку фри, бургеры и колу, большую часть денег зарабатывает не за счёт этих продаж, а за счёт сдачи недвижимости в аренду. Она сдаёт в аренду свои рестораны и сама почти не управляет бизнесом по продаже фастфуда. В финансовом отчёте за 2019 год есть одна очень интересная цифра: у McDonald's имущества и оборудования на 39 миллиардов долларов. Это значит, что McDonald's на 5 месте в мире по стоимости недвижимости, которая находится в собственности.

Как и конкуренты, McDonald's сумела открыть огромное количество заведений по всему миру благодаря модели франшизы. 85% ресторанов управляются франчайзи — компаниями, которые «арендуют» у McDonald's право работать под её брендом — и платит за это деньги корпорации. В 2019 году 64% франчайзинговых платежей пришли в виде денег за аренду.

Как это устроено? McDonald's

Аренда. Ещё один важный пункт

У McDonald's десятилетия опыта в покупке и продаже недвижимости, поэтому в компании отлично знают, какое место будет хорошим для продаж. Корпорация McDonald's покупает это место под ресторан. А когда кто-то хочет работать под брендом McDonald's в этом месте, корпорация подписывает с ним договор франчайзинга, в котором прописаны все детали, вплоть до нюансов приготовления бургеров. Контракт обычно заключается на 20 лет. С условием, что ресторан будет находиться именно в том месте, которое уже куплено корпорацией. То есть у неё всегда есть кому сдавать в аренду помещение, и съёмщик всегда будет платить больше, чем в среднем по рынку. Таким образом денежный поток от аренды гарантирован (франчайзи обязаны платить корпорации определенную сумму вне зависимости от объема продаж).

Как это устроено? McDonald's

Что будет дальше?

Эта сеть предприятий быстрого обслуживания в нашей стране росла на протяжении 30 лет. Подстраивалась под наш менталитет, наши национальные особенности, экономику и т.д. Теперь, если McDonald’s действительно уйдёт с рынка фастфуда, быстро заменить его вряд ли кто-то сможет. Всё-таки сеть насчитывает более 800 точек питания, расположенных в разных частях городов, районов, транспортных магистралей. В первую очередь нужны будут колоссальные инвестиции. Даже если они есть, то встанет вопрос с локациями — помещениями, которые бы подходили под этот вид деятельности. Технологии, с помощью которых готовятся блюда фастфуда, конечно, есть у каждого бренда. Сотрудников тоже можно найти и обучить. Но вот завоевать любовь и признание, как это получилось у McDonald’s, — на это потребуется долгое время.

Георгий Ташкер, Доцент кафедры «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» Университета Синергия, ресторатор, генеральный директор кафе «Цурцум», кафе «Брокар», кафе «Комод».
22
2 комментария

Комментарий недоступен

Безусловно, талантливых и способных, с невероятно вкусным меню компаний в сфере общепита много! Тут речь идёт именно о времени. Потребуется время, чтобы завоевать любовь и признание.