«События февраля и марта по-настоящему аукнутся нам только через два-три месяца»: что сейчас с маркетингом
Автор Telegram-канала о диджитал- и медиасреде «Русский маркетинг» Семён Ефимов — о настроениях прямо сейчас и возможном будущем.
Как чувствует себя маркетинг в последние несколько недель?
В первые полторы-две недели — с момента, как всё началось, — в диджитал-среде царили жёсткие панические настроения. Люди в ночь покупали билеты и, не раздумывая, уезжали в Грузию и Армению. Сразу открывали там ИП и возвращаться в Россию теперь не планируют — будут работать оттуда. Эта реакция — следствие того, какие по природе люди в диджитал- и медиасреде. Они эмоциональные, «фонтанирующие».
Я тоже сперва подался панике, даже купил билеты в Грузию через Армению, но за два дня до вылета отменили международные рейсы, и у меня в голове что-то щёлкнуло. Я подумал, что сперва стоит трезво посмотреть на происходящее, и остался. Разве что сменил обстановку и переехал из Санкт-Петербурга в Москву.
Сейчас появилось ощущение, что всё постепенно восстанавливается, но это, как мне кажется, ошибочное суждение. Думаю, люди просто перестали круглосуточно мониторить новостные каналы и предпочли абстрагироваться. Иначе невозможно работать: ты каждое утро изучаешь сводку с полей и во время работы ни о чём другом не можешь думать — тебе стыдно и стрёмно.
С уходом брендов из Instagram и европейских маркетинговых компаний из России рынок, очевидно, просел. Но по-настоящему события февраля и марта аукнутся нам только через два-три месяца. Лишь тогда мы увидим реальную картину, как считают коллеги из обслуживающих крупные бренды агентств.
Так что пока все по-прежнему в стадии шока: одни пытаются понять, что делать, другие сокращают сотрудников, третьи пытаются после увольнений найти хоть какую-то работу.
Какие новости — из последнего — заметно всколыхнули рынок?
Первая — это блокировка Instagram* и Facebook* и признание Meta* экстремистской организацией. Ужасная потеря для компаний — особенно малого и среднего бизнеса. Для них это основной рынок сбыта и ключевой источник клиентов. К тому же будем честны: нигде нет столь же удобного и эффективного рекламного кабинета, как в Facebook*, — даже во «ВКонтакте». Там, конечно, улучшали алгоритмы и рекомендации, но соцсеть всё равно не так хороша.
Последние годы бюджеты в отрасли распределялись так: 70% и больше на Instagram* и 30% на «ВКонтакте». На последнюю бренды уже давно не делали ставок. Понятно, что для ВТБ, «Сбера» и «Аэрофлота» наша соцсеть служила одной из основных площадок для продвижения, но для остальных она была лишь «поддерживающей» сетью.
Большинство представителей диджитал-сферы установили VPN-сервисы, но общая статистика по стране иная. За первые полторы-две недели после блокировки трафик и просмотры в Instagram упали на 30%. Скорее всего, тенденция лишь продолжится, и показатель вырастет до 45%. Будет такая полумертвая соцсеть, работающая через VPN.
И другая новость — Буча. Первый раскол в сообществах пришёлся на февраль, а второй случился сейчас, когда люди увидели всё своими глазами. Здесь разделение пошло на тех, кто в это верит, и на тех, кто отказывается верить.
А каких событий рынок опасается теперь?
Основные угрозы — блокировка «Википедии» и YouTube. За последний становится особенно тревожно, глядя на то, как активно развивают сейчас Rutube. В центре Москвы крутят рекламу, в конце недели анонсируют ещё и пресс-конференцию — с Александром Жаровым (экс-глава РКН, глава холдинга «Газпром-медиа», который в 2020 году купил Rutube, — vc.ru) и амбассадорами.
Rutube — суперглючная площадка. Сколько ни пытаются перевести всех туда, россияне всё равно пользуются YouTube.
Думаю, что пока YouTube не заблокировали просто потому, что сервис — часть информационной войны, инструмент пропаганды. Но это, наверное, вопрос времени, за которым последуют очередные сокращения бюджетов — у тех агентств, кто работал с YouTube и блогерами.
Часть перейдёт в «Яндекс.Дзен», «Одноклассники», «ВКонтакте», TikTok, Telegram. Будет трудно, но надо осваиваться.
В двух словах: что скажешь коллегам — чтобы успокоить их или вразумить?
Не хочу казаться человеком, который пытается преподнести сложившуюся ситуацию с хорошей точки зрения. Я понимаю, в какой жопе мы оказались. Но коллегам посоветую то, что рекомендовал мне недавно психолог.
Я жаловался на полную кашу в голове. Мне в личные сообщения пишут угрозы — то потому, что у меня слишком нейтральный тон, то потому что негативный. Ещё предлагают продать канал по розничной цене. Так вот психолог сказала: единственное, что можно сделать, чтобы не сойти с ума от информационного бума, — это переключиться на хобби и любимое дело. Неважно, футбол это, бег или музыка.
Звучит кощунственно — особенно на фоне того, что происходит в Украине, но каждый делает выбор сам. Я, например, просто не могу больше круглосуточно следить за новостями. Мой рабочий день тогда моментально заканчивается, потому что я могу думать только об этом. Спокойствия не добавляет и то, что чувствуют и пишут мои знакомые украинцы: что ненавидят русских.
У коллег по рынку ситуация схожая. Но как я и сказал, такая у нас отрасль — люди сами по себе крайне эмоциональные. Мы прогрессивные в плане трендов и развития — в том числе морального и духовного, — но на такие вещи реагируем жестко.
*Владеющая социальными сетями Facebook и Instagram компания Meta признана в России экстремистской организацией.
Давайте не называть Семена Ефимова специалистом по маркетингу и выдавать его мнение за экспертное
Комментарий недоступен
Для того, что он говорит, не надо быть экспертом по маркетингу, достаточно заниматься любым бизнесом.
Поддерживаю. Почему он нас называет коллегами? Он не маркетолог.
Давайте не называть Сергея Кузнецова специалистом по маркетингу и выдавать его комментарий на vc.ru за экспертный
Отписалась от канала «Русский маркетинг» за политику вместо маркетинга. Если владелец канала не может вести себя профессионально, ценность его канала умножается на ноль.
Ну и правильно, тем более, Семенчик сам активно банит людей, позиция которых хоть немного отличается от его собственной (либеральной). Имхо такому ангажированному человеку в публичном поле не место.