{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Влюбленные в книги

Пять лет назад в Красноярске открылся «Бакен» - уникальный книжный, где можно найти действительно редкие экземпляры. Читающая публика ликовала, ведь в новом магазинчике можно и книжку интересную купить, и умного человека послушать с лекцией, и пообщаться с единомышленниками. За эти пять лет Красноярск потерял сразу несколько книжных – закрылся «Меридиан», «Фёдормихалыч», «Светоч». А «Бакен» уцелел. До сих пор держится на волне интереса преданных читателей. Как ему это удается - рассказала Ангелина Остащенко, хозяйка прекрасного дома, где живут книги.

- Ангелина, пять лет назад вам не казалось, что открывать книжный магазин, мягко говоря, абсурдно?

– Вы про распространенное мнение, что книги не читают и что скоро они вымрут как мамонты? На самом деле это ошибочно. Книги читают и читают очень хорошо. При этом, я всегда знала – и когда открывала магазин, и сейчас, что книжный бизнес – это не бизнес в первую очередь, что денег это не приносит. Это, в первую очередь, дело для души и любви. Даже не знаю, как можно думать о том, что на книгах можно заработать деньги. Люди, которые делают книжный магазин, просто не могут без него существовать. Мысль приходит и все – у тебя нет иного выхода, кроме как открываться.

– И как открывались?

– Открыть книжный магазин очень просто – он не требует больших вложений. У нас не было изначально большой суммы. Все делалось постепенно. Первое наше помещение было очень маленьким (10 квадратов), зато в очень красивом старинном здании со сводчатыми потолками. После года работы перебрались в соседний офис – более просторный. И книг стало больше, и мероприятия различные стали проводить.

- Выходит, где мы сейчас беседуем уже третье помещение?

– Да, но из второго мы переехали не из-за тесноты. Нам не разрешили сделать вывеску – магазин было очень сложно найти. Плюс здание старое, владелец им практически не занимался, по стенам пошла плесень, грибок, а это губительно для книг.

- Чем занимались до магазина?

– Я филолог. Когда ещё училась в институте, работала волонтером на КРЯККе ( Красноярская ярмарка книжной культуры). Уже тогда я видела, как работают издательства, какие книги продают, какие привозят. На пятом курсе я начала работать в «Красноярском бибколлекторе», который занимается поставками книг в библиотеки края. После этого открыла свой магазин.

– Опишите ваш магазин, какой он, в чем уникальность?

– Мы в основном возим книжки маленьких издательств, которые больше нигде в нашем городе не найти. Вот вы только что смотрели серию «Historia Rossica» издательства «Новое литературное обозрение». Вряд ли вы где-то ещё в городе её найдете. У издательства «Элементарные формы» только что вышла третья книга Говарда Беккера «Аутсайдеры» – редкая вещь для города. У нас есть одно из моих любимых изданий «Паулсен», которые выпускают книги по Арктике и Северу. А вот, смотрите, их же изумительная книга «Морские чудовища на картах Средних веков и эпохи Возрождения». Если обобщить, то мы специализируемся на научной литературе гуманитарной направленности – филология, история, философия, искусство фотографии, кино, театра, есть художественная литература. И немножечко детской.

- Вот эти все направления - востребованы?

– У нас постоянно спрашивают, читают ли люди все вот это. Да, конечно, это не развлекательная литература. Эта литература, покупая которую ты покупаешь себе работу. Такие книги требует от тебя труда и внимания, и то, что люди готовы покупать такую литературу, говорит о многом.

- О чем?

– О том, что всем нам нужна потребность в образовании. Мы находимся в постоянном поиске какой-то сути, смысла, в поиске обретения себя, понимания и принятия мира. О том, что мы не просто так тут время пережидаем.

– Можете выделить самое популярное направление?

– Пожалуй, философия, потому что есть книги, которые очень сложно найти, но потребность в которых есть

- Это какие?

– Лекции Мишеля Фуко, работы Джорджо Агамбена, Мераба Мамардашвили, «После конца истории» Эмиля Чорана.

- Ваши книги проходят какой-то отбор?

– Конечно. У нас не так много места и мы не можем позволить себе закупать все книги, какие видим – это невозможно. Поэтому каждая книга у нас проходит жесткий отбор. Нам не должно быть стыдно за то, что стоит у нас на полках.

- А за что вам было бы стыдно?

– За псевдоисторические и лженаучные книги, плохо написанные художественные тексты, скудно изданные альбомы по искусству.

– Какая ваша целевая аудитория?

– Хм, это, пожалуй, тоже сложный вопрос. Вообще, все, что касается вопросов о бизнесе, маркетинге – это все имеет мало отношения к книжному бизнесу. Потому что книжный магазин – это абсолютная магия, маркетинговые уловки не работают. Люди приходят разные, с абсолютно разным уровнем образования, достатка.

– Но если все же попытаться выделить основное ядро?

– Это молодые люди с гуманитарным образованием

– Про маркетинговые уловки – не устраивайте акции «Две книги по цене одной»?

– Во-первых, мы не можем себе этого позволить – у нас очень маленькая наценка на книги. Поэтому мы не можем делать большие акции и скидки. Во-вторых – мы не используем агрессивный маркетинг, потому что уважаем своего покупателя не хотим его как-то обманывать.

– Не хотите разводить?

– Нет, не хотим. Тем не менее, у нас бывает какая-то реклама в соцсетях. В апреле даже повесили баннер на улице – рисовала его местная художница Саша Каленская.

– Какой период сейчас переживает «Бакен»?

– Период всегда сложный. Я вам скажу абсолютно честно – за эти пять лет мы не вышли в ноль. Книжные магазины работают на голом энтузиазме.

- Выходит, средств хватает только на аренду, зарплату сотрудникам и новые книги?

- Я работаю без зарплаты.

- Да? И на что живете?

– У меня есть муж, который много делает для "Бакена" и для меня.

- Сколько у вас сотрудников?

- Вообще нас трое – я и двое продавцов-студентов.

- Сколько они получают?

– К большому сожалению, из-за того, что магазин работает в минус, я не могу платить приличную заработную плату. Понятно, что они студенты, и я как-то обеспечиваю их базовые потребности. Но у нас есть ставка, и есть процент от продаж – 50 рублей в час и 15 процентов с продаж. Плюс, конечно, есть бонусы в виде 25 процентов скидки на все книги.

- Какой у вас примерно оборот денежных средств за месяц?

–100-110 тысяч.

- Помните момент, когда вы поняли, что магазин нужен городу, людям?

- Очень часто такое бывает, не могу привести какой-то единичный случай. Сразу же поднимается настроение и появляются силы, если человек находит книгу, которую давно искал и говорит: «О Боже мой, наконец-то я ее нашел!». Это круто. Вот цветы, кстати, в нашем магазине – это все принесли покупатели

- Что вам дает ваше дело, если не деньги?

- Знаете, есть такие книжные люди, у которых дома библиотека бумажных книг, которые ни дня не могут прожить, чтобы не полистать страницы, которые заходят каждый день в книжный, чтобы просто почувствовать эту атмосферу. Я из таких. Мне важно держать книгу в руках, мне важна книга и как объект, и как смысл, который она несет, поэтому для меня каждый день – это большое счастье работать с книгами и большое счастье видеть людей, которым книги тоже важны. Это именно эмоциональная подпитка и книжный магазин я держу только ради этого – чтобы книги встречались с нужными людьми.

- Когда закрылся «Фёдормихалыч», как отреагировали?

- Очень плохо. Повторюсь – чем больше книжных магазинов в городе, тем лучше и для города, и для самих магазинов. Если человек каждый день идет мимо книжного – он рано или поздно в него зайдет , а если он зайдет в один, зайдет и в другой. Представьте, только во время нашей работы закрылся «Светоч», «Фёдормихалыч», «Меридиан», «Русское слово». А ещё не так давно закрылся «Букинист».

- Меридиан тоже закрылся? Сто лет там не была!

- Вот поэтому он и закрылся.

- У вас у самой были мысли все бросить?

- Каждый день.

- До первого покупателя?

- Ага. Ну как без таких мыслей, если ты пять лет ешь одну картошку, грубо говоря.

- Как боретесь с отчаянием?

- Помогают люди, конечно. Вот, кстати, у нас на стене висят открытки – покупатели привозят из разных городов и стран. Это очень приятно. И как тут можно закрыться, если покупатели тебе везут открытку из Грузии?

- Пробовали искать помощи на стороне: мэрия, краевая администрация, помощь малому бизнесу?

- Нет. На самом деле мы даже не думали обращаться в подобные инстанции.

– Почему?

– Не знаю, видимо не совсем хочется зависеть от каких-то других структур, которые могут на тебя оказывать давление. Мы, все-таки, позиционируем себя как независимый магазин – без сторонней поддержки, сами пытаемся выжить. Думаю свобода от других инстанций важна. Потому что как только тебе начнет кто-нибудь диктовать, какие книги ты должен продавать, так сразу можно ставить крест на себе и на магазине.

- Мероприятия «Бакена» пользуется спросом?

- Да. Наш книжный клуб «Кракен» работает практически с открытия магазина. Каждое воскресенье здесь собираются ребята, читают по ролям классические и современные пьесы. За это время «Кракен» обзавелся постоянными чтецами – это порядка 30 человек, с которыми мы не только читаем, но и вместе ходим в музеи, кино. Кроме читок раз в квартал мы проводим вечер советов. Любой желающий может прийти и обсудить с другими участниками прочитанные книги: что-то посоветовать, что-то поругать, поспорить. А ещё примерно два раза в месяц мы проводим лекции – зовем местных экскурсоводов, историков, филологов. Помню однажды был аншлаг – институт им. Гете привез к нам немецкого писателя Маттиаса Наврата. У него, кстати, недавно вышла первая книга на русском языке. Так вот, они сделали очень большую рекламу лекции –пришло около 78 человек. Это с учетом того, что в магазин вмещается около 25 человек! Было круто.

- Буквально недавно на страницах ваших групп в социальных сетях появился так называемый СОС-пост, где вы открыто сообщили, что магазин на грани закрытия. Как отреагировали подписчики?

- Вообще, подобные посты мы не писали ни разу. Силы заканчиваются, ресурсов тоже уже давно нет. После публикации вокруг него началось какое-то безумное волнение: куча репостов, куча предложений о помощи, люди просили отложить книгу или просто приходили и покупали. Для нас это было очень ценно. Мы почувствовали поддержку, которой в последнее время не хватало. Кроме того, очень активная поддержка была в среде книжных магазинов – потому что мы не одни такие. По всей России очень много книжных, которые испытывают те же самые трудности, которым нужна поддержка. И для них было важно, что мы об этом сказали.

– Поделитесь планом на будущее?

– Сейчас мы активно работаем в соцсетях – выкладываем собственные рецензии на книги, записываем видеорецензии. Также планируем скорректировать ассортимент – расширить полку с литературой о Сибири и крае, о кино, фотографии и искусстве. И немножечко сократим художественную литературу.

- Можете порекомендовать пять книг из вашего магазина, которые должен прочесть каждый?

– Легко. Пусть это будет «Аутсайдеры» Говарда Беккера, «Полное собрание стихотворений» Дилана Томаса, «Пантера» Брехта Эвенса, «Плоть и камень» Ричарда Сеннета, «Мир-система модерна» Иммануила Валлерстайна.

Беседовала Ольга Пестова

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда