Знаю, что и как делать, но не делаю: как запустить цепочку действий

Как получать нужные результаты? Очевидно, через правильные действия. Почему же тогда мы не действуем?

Сначала - короткая версия для тех, кто не любит лонгриды. Ниже - полная версия статьи.

В когнитивной психологии существует схема:

Ситуация запускает мысли, мысли включают определенные эмоции, которые запускают поведение, а поведение приводит к результатам.

Одна и та же ситуация может приводить к разным результатам, причем у одного и того же человека.

Значит, дело не в самой ситуации. Дело - в мыслях, которые запускает эта ситуация. И если на ситуацию мы повлиять можем не всегда, то отследить свои неконструктивные мысли и заменить их на конструктивные - это в наших руках. Поэтому когнитивная психология концентрируется на следующем звене цепочки - Мысли.

Неконструктивная мысль приводит нас в негативные эмоции и бездействие или неэффективное действие. Поэтому мы не получаем желаемый результат.

Чтобы разомкнуть этот негативный сценарий, важно заменить мысли на конструктивные, причем, лучше всего с опорой на собственный опыт.

Предлагаю упростить процесс и пропустить через себя следующие вопросы:

1. Какой результат я хочу получить?

2. Что нужно делать, чтобы получить этот результат?

3. В каком эмоциональном состоянии я смогу действовать продуктивно и эффективно, и точно буду делать?

4. И тогда какие мысли, основанные на моем опыте (или на опыте других людей, если своего не хватает), помогут мне включить это эмоциональное состояние?

Так мы доходим до первоначальной точки, с которой запускается путь к результату: Мысль - Эмоция - Действия - Результат. И запускаем ту цепочку, которая ведет нас к желаемому результату.

А теперь - полная версия статьи с примерами.

- Анна знает: чтобы написать книгу, ей нужно ежедневно писать по одной странице текста. У нее есть запланированное для этого время в ежедневнике, есть идеи и возможности. Но лишь однажды она на самом деле писала в отведенное время. А потом каждый раз находятся какие-то более важные дела и книга так и не пишется.

- Елена хочет привлечь в свое дизайнерское бюро новых заказчиков и решает, что ей очень помогут в этом публикации статей и проектов на тематических порталах и в журналах, а также выступления на мероприятиях. Она составила список мест для публикаций и нашла все форумы, где будет полезно проявить себя. Но она не пишет статьи, не отправляет их на публикации и не связывается с организаторами мероприятий, чтобы предложить себя в качестве спикера.

Девушки действительно знают, что нужно сделать, чтоб получить желаемый результат. И они знают, как это сделать. Но не делают. Разберемся, как это работает.

В когнитивной психологии существует схема: Ситуация запускает мысли, мысли включают определенные эмоции, которые запускают поведение, а поведение приводит к результатам. Ситуация - Мысль - Эмоция - Действия - Результат. Именно в такой последовательности все и происходит.

Одна и та же ситуация может приводить к разным результатам, причем у одного и того же человека. Значит, дело не в самой ситуации. Дело - в мыслях, которые запускает эта ситуация. И если на ситуацию мы повлиять можем не всегда, то отследить свои неконструктивные мысли и заменить их на конструктивные - это в наших руках.

Вернемся к нашим примерам.

Анна смотрит на календарь и видит, что пришло время для написания книги. Это и есть ситуация, которая запускает неконструктивные мысли (потому что, как мы видим в примере, она так и не пишет книгу): "Я не знаю, про что писать. Я все равно не смогу сейчас написать ничего стоящего. Я вообще не смогу написать что-то интересное, мою книгу никто не будет читать." Эти мысли вызывают состояние неуверенности, разочарования в себе и другие неприятные эмоции. Даже если Анна в этом состоянии откроет ноутбук, скорее всего, она в ступоре замрет перед чистым листом. Или начнет писать и тут же стирать написанное, потому что ей ничего не будет нравиться (это действия). Результат - чистый лист и "я так и знала, что у меня ничего не получится".

Все действия Анны исходят из эмоционального состояния, и результат лишь подтверждает мысли. Чтобы разомкнуть этот негативный сценарий, важно заменить мысли на конструктивные, причем, лучше всего с опорой на собственный опыт.

Анна решила попробовать, что получится, если она действительно начнет концентрироваться на других мыслях.

Она думает: "Тема, которую я выбрала для книги, очень интересная. Я умею работать с научными статьями, а еще у меня есть отличный практический опыт по этой теме. Я классно рассказываю простыми словами о сложных вещах. К тому же, лично мне проработка этой темы когда-то очень помогла, значит, поможет и еще кому-то". Это не аффирмации, это правда. И потому Анна чувствует уверенность, интерес и легкое предвкушение от предстоящей работы. Она с нетерпением включает компьютер и начинает писать о том, как она применила в своей жизни инструменты, про которые собирается написать в книге, и о том, какие результаты получила (действует). И вот у нее уже написано введение к книге, из которого логичным образом вытекает дальнейшее содержание (результат).

Давайте посмотрим, как этот же процесс может пойти у Елены.

Елена читает список мероприятий, на которых она могла бы выступить в качестве спикера. И тут появляется мысль : "Меня никто никогда не пригласит выступать, а если я напишу предложение организаторам, они мне сразу откажут. И даже если я буду выступать, я буду волноваться и провалю все выступление, это будет позорище". Она чувствует страх, стыд (эмоции) и в результате решает никому ничего не писать (действия). Результат - она так и не выступает. Или, в страхе и стыде, она все-таки пишет организаторам письмо, но все формулировки очень неуверенные и неловкие. Она не прикладывает свое портфолио и ничем не доказывает свою экспертность. Со стороны может показаться, что она делает все, чтобы ее так и не позвали. Результат очевиден.

Но если она заменит мысли на другие, более конструктивные, соответствующие нужному результату, с опорой на собственный опыт, все пойдет по-другому. Прочитав список мероприятий, Елена думает: "Мне всегда нравилось выступать, правда, раньше я только пела на сцене. Но это было так здорово, столько энергии и драйва! У меня шикарное портфолио и мои заказчики всегда довольны результатами нашей работы. Я понимаю, что на мероприятии будут как раз те люди, которые очень хотят жить в красивом интерьере, а я могу рассказать им базовые основы, у меня для этого есть и опыт, и знания". Она верит в себя, радуется, что может проявить себя (чувства). И тогда она ответственно подходит к составлению письма организаторам (действия). И более того - отправляет письма и организаторам других мероприятий. И планирует созвониться с ними всеми завтра, чтобы убедиться, что письмо дошло, и ответить на вопросы, если будет нужно. В результате рано или поздно Елену приглашают выступить (результат).

Чтобы эта схема работала на нас, предлагаю упростить процесс и пропустить через себя следующие вопросы:

1. Какой результат я хочу получить?

2. Что нужно делать, чтобы получить этот результат?

3. В каком эмоциональном состоянии я смогу действовать продуктивно и эффективно, и точно буду делать?

4. И тогда какие мысли, основанные на моем опыте (или на опыте других людей, если своего не хватает), помогут мне включить это эмоциональное состояние?

Так мы доходим до первоначальной точки, с которой запускается путь к результату:

Мысль - Эмоция - Действия - Результат. И запускаем ту цепочку, которая ведет нас к желаемому результату.

Попробуйте на себе и поделитесь своими впечатлениями. А если будут трудности с воплощением этой схемы, пишите в комментариях, разберемся вместе!

22
1 комментарий

Как попасть на консультацию?

Ответить