Государство для школ пострашнее рыночных проблем: как переживает «операцию» edtech-рынок и кому на нём непросто

Управляющий партнер онлайн-школ Skyeng и Skysmart Александр Ларьяновский рассказал об этом vc.ru и порассуждал, какие курсы и где сейчас лучше запускать.

Александр Ларьяновский. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsecrets.tinkoff.ru%2Flyudi-v-biznese%2Flaryanovskiy%2F&postId=406922" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Тинькофф»</a>
Александр Ларьяновский. Источник: «Тинькофф»

Что с онлайн-образованием спустя восемь недель «операции»?

Как изменился рынок в целом, говорить ещё рано — он пока не «раскручен». Но первые «спецэффекты» уже видны.

Те школы, которые работали с учениками преимущественно по кредитным моделям, то есть учили в рассрочку, достаточно сильно просели. Столкнутся с проблемами также заведения со ставкой на хобби и самореализацию: это курсы рисования, шахмат, пения, ораторского искусства. Те, что учили россиян «необязательным вещам».

В обучении школьников особых изменений нет, а вот в языковых школах наблюдаем наплыв. И связан он не только с массовой миграцией, как может показаться. В кризис человек перестаёт быть столь уверенным в собственной карьере и потому начинает размышлять, как себя капитализировать. На памяти Skyeng эта волна уже третья. Первые две пришлись на 2014 и 2020 год.

В профессиональном образовании приток не такой большой, как в языковых учреждениях, но тоже есть. И если проблемы в российской экономике продолжат вызывать сокращения рабочих мест, спрос на дополнительное образование, думаю, только усилится.

Учиться идут, помимо прочего, в том числе и на ИТ-специальности. Не потому, что мечтают сразу уехать. Одно из немногих министерств (возможно, единственное), которое за последнее время сделало несколько очевидных шагов, — это Минцифры. Оно ясно дало понять, что «айтишная» отрасль в России нужна — и они готовы в неё вкладываться.

Получится у них или нет, зачем всё это и почему — это уже другой вопрос.

Какие проблемы стоят перед онлайн-образованием?

Первая — деньги. Многие школы, как я сказал, учили людей в кредит или делали это как SkyEng: инвестировали в человека, а уже потом собирали деньги. Но деньги сейчас резко подорожали. Вероятно, придётся пересматривать модели финансирования.

С чем-то, может быть, помогут государственные инициативы. Минцифры, например, не так давно запустило программу софинансирования — 50% обучения спонсируют сами.

А без государства вопрос в основном упирается в собственные возможности. Есть ли у компании финансовое плечо — длинные деньги, которые она может инвестировать в клиента.

У нас ведь четыре финансовых источника: государство, люди, сторонние компании и мы сами. Возможно, финансировать онлайн-образование будут все четыре стороны — в разных пропорциях. Но в каких — не скажу, сейчас всё слишком непредсказуемо.

Вторая — государство. Вернусь к Минцифрам. Оно не отмалчивалось и показало, что стране нужны айтишники. А вот министерство просвещения и министерство науки и высшего образования ничего не сказали — и, видно, не хотят говорить. А это тоже своего рода ответ.

Значит, государству не нужен edtech-сектор. Может, за одним исключением — сферы дополнительного профессионального образования.

Сейчас все говорят о том, что уход западных компаний — это окно возможностей. Но мне кажется, что за него «возьмётся» государство. Оно захочет сделать всё само, и мало что сможет его удержать. Образование — это ведь тема чувствительная.

Государство и до кризиса всячески препятствовало работе edtech-компаний на рынке, близком к формальному образованию — школе, колледжу, вузу. Я, конечно, не говорю, что всё будет плохо, но угрозу не исключаю. Взять хотя бы закон о просветительской деятельности 2021 года. Наглядный пример барьеров, которые могут помешать отрасли развиваться.

А так сам по себе российский edtech-рынок достаточно конкурентоспособен и без стороннего вмешательства сможет многое показать.

Вырастут ли цены на курсы?

По мнению аналитиков, инфляция в России по итогам 2022 года составит 20%. Маловероятно, что платные курсы не будут дорожать. Конечно, на стоимость немного влияют и валютные колебания, но основная причина — инфляция.

Выпускники онлайн-школ рынку нужны?

А выпускники государственных вузов? Они никому не нужны в 80% случаев. В большие ИТ-компании с одной только университетской коркой просто так не берут — только людей исключительного таланта. Так что я бы не стал возносить наше высшее и средне-специальное образование и принижать частные школы.

Наглядной аналитики сейчас нет, но насколько я знаю, средний процент трудоустройства у нас и коллег по цеху — 75-85%. Значит, люди шли учиться осознанно и потом сумели пристроиться по профессии. По-моему, достойный показатель.

Будет ли массовое закрытие школ?

Кто-то, наверное, свернётся, а другие, наоборот, расширятся. Ведь рынок по-прежнему жив — и конкуренция тоже. К тому же есть два других немаловажных момента. Первый: образование в списке потребностей стоит у людей достаточно высоко. Второй: образование в кризис растёт.

Это сугубо физиологическая история, которая кроется глубоко в человеческом мозгу. Приведу любимый пример. Когда в фильме ужасов под тревожную музыку кто-то где-то скребётся, главный герой просто не может не пойти и не проверить, что происходит. Почему? Потому что неведение для мозга хуже смерти.

Человек постоянно строит предсказательные модели — что случится в следующую секунду, минуту. Но думает не о том, кто станет следующим президентом США, а о том, достаточно ли громко он говорит, чтобы собеседник его слышал, не сломается ли под ним стул.

Как только предсказательные модели начинают сбоить, начинается пока ещё непривычная жизнь, мозг нуждается в новой информации и начинает толкать к ней тушку. Поэтому образование и растёт.

Конечно, если россияне драматически обнищают, то образовательный рынок схлопнется — и не он один, а почти все сразу. Но пока я склонен считать, что угрозы перед нами всё-таки не рыночные.

Где сейчас запустить свои курсы?

Зависит от того, чему учить.

Для ИТ-школ, например, не самым лучшим вариантом будет Западная Европа. В России карьерный путь айтишника — это способ резко улучшить качество жизни. И зарплаты у него часто в десять раз выше, чем у вузовского профессора или медсестры. А в Европе плата разнится разве что вдвое. Там нет вот этой «вынуждающей» истории. Поэтому хорошо идти на рынки Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки.

Если учить языкам, то, наверное, не стоит рассчитывать на Северную Европу: там хорошо развита школьная система. Лучше выходить в страны, где государство плохо справляется, а спрос на условный английский язык есть.

Ларьяновский рассуждает о том, каким должно быть настоящее образование, на сцене TED
3131
18 комментариев

Бедолаги владельцы SkyEng, доят и учеников и преподавателей, повышая тарифы для первых, но понижая ставку для вторых на протяжении как минимум последних трех лет. Наверное последний без соли доедают.

Как они выживать то будут, ай-ай-ай.

16
Ответить

любопытно, что вы пишете это к тексту, где о суровом «выживании» никакой речи и не идет. skyeng нам как два месяца назад говорили, что работают в прежнем режиме, так и сейчас. и думаю, что они такие не одни.

5
Ответить

Сначала подумал, что на превью Петя Листерман

4
Ответить

Признаться честно, контекстно вы не ошиблись.

5
Ответить

"...Значит, государству не нужен edtech-сектор. Может, за одним исключением — сферы дополнительного профессионального образования..."

- На наш взгляд государству нужен сектор EdTech, ведь в обратном случае, мы бы с вами не увидели такой статистики с показателями высокого роста данного сектора, который даже выше, чем в мире в последние годы (25% CAGR в России против 13,5% в мире).

Наша платформа наоборот видит необходимость в обращении внимания государства на столь активно развивающийся EdTech-сектор, но к сожалению до сих пор никак не регулируемый. Ведь отсутствие всестороннего регулирования порождает активацию мошенников, лжеэкспертов и “инфоцыган”, и как следствие - падение качества образования в стране.

2
Ответить

Желаю вам максимального регулирования.

5
Ответить

Хорошо увернулся (нет) от вопроса о востребованности выпускников онлайн школ ;)
Хотелось бы глянуть откуда он такие цифры взял

2
Ответить