На чём зарабатывают заправочные станции, если не на основном продукте: экономика американских АЗС

Бензин в США превысил отметку в $4 впервые с 2008 года. Со стороны кажется, что АЗС от этого выигрывают, но нет: ответно повышать цены на топливо невыгодно и опасно. С чего получают прибыль заправки и кто из них в будущем рискует закрыться — в конспекте The Hustle.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.bp.com%252Fen_us%252Funited-states%252Fhome%252Fproducts-and-services%252Fwant-to-brand-your-gas-station-with-bp-or-amoco.html%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw2z6Z9pWoNWcOiEEWSv_cgP%26amp%3Bust%3D1650623131000000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CA0QjhxqFwoTCPCI5sD4pPcCFQAAAAAdAAAAABAD&postId=407148" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">BP</a>
Источник: BP

В начале марта 2022 года цена на бензин в США установила новый рекорд, превысив отметку в $4,33 за галлон — примерно 3,79 литра. Это почти на $1,5 больше, чем в 2021 году, а выше $4 его стоимость вообще поднималась только в 2008 году.

Бензин, по данным The New York Times, спровоцировал мартовский скачок инфляции в США до рекордного за последние 40 лет показателя в 8,5%, а также стал одним из самых подорожавших потребительских товаров в 2022 году.

Как поменялись цены на товары и услуги в США с марта 2021 года по март 2022 года. Топливо всех видов, подержанные автомобили, полёты, бытовой газ, мясо, птица, рыба и яйца, новый транспорт, электричество, злаки, фрукты и овощи и так далее
Как поменялись цены на товары и услуги в США с марта 2021 года по март 2022 года. Топливо всех видов, подержанные автомобили, полёты, бытовой газ, мясо, птица, рыба и яйца, новый транспорт, электричество, злаки, фрукты и овощи и так далее

Кажется, что заправочные станции от этого только выигрывают, пишет The Hustle. К тому же всеми ими наверняка заправляют мировые нефтяные гиганты, чьи вывески развешены вдоль дорог: вроде Shell, Chevron, 76 и ExxonMobil.

Однако на деле управляют брендированными заправками чаще всего франчайзи, которые регулярно выплачивают именитым заводам от 3% до 14% роялти. Остальные — «безымянные» точки — принадлежат независимым частникам. У них чаще всего под контролем лишь одна АЗС, а бензин они закупают на открытом рынке.

Многие крупные нефтяные корпорации не хотят работать в рознице просто потому, что такая бизнес-модель, как правило, не самая выгодная, отмечает издание. Большинство АЗС едва ли получают прибыль с основного продукта, а когда цена на нефть растёт, могут и вовсе уйти в минус.

В среднем чистая прибыль, или же рентабельность по чистой прибыли, во всех отраслях составляет 7,7%, однако у заправочных станций показатель гораздо ниже — 1,4%. Даже продуктовые магазины и автосалоны — одни из самых низкомаржинальных заведений в США — могут похвастаться более высокими цифрами: 2,5% и 3,2% соответственно.

57,1% собственников владеют всего одной АЗС
57,1% собственников владеют всего одной АЗС

Как распределяются деньги за топливо

Вот как сырьё становится бензином. Сперва нужно добыть сырую нефть — в США это делают в основном в Техасе и Северной Дакоте. Дальше доставить её в нефтеперерабатывающие заводы — для подготовки, перегонки, очистки. После этого нефтепродукт пускают через трубопроводы в специальные контейнеры и только потом доставляют на заправки. Там готовый бензин хранят в бочках объёмом до 20 тысяч галлонов — это примерно 76 тысяч литров.

Водитель покупает галлон, то есть 3,79 литра, за условные $4,12 — столько в среднем стоит бензин в США на 23 апреля 2022 года. Однако вот из чего на самом деле складывается цена:

  • 51% — сырая нефть.
  • 17% — переработка.
  • 17% — налоги и комиссии.
  • 8% — транспортировка.
  • 7% — наценка.

После вычета накладных расходов — зарплат, коммунальных услуг, страхования, транзакционных комиссий — средняя прибыль АЗС с галлона бензина составляет $0,03-0,07. Бывают, конечно, и исключения, пишет The Hustle. Некоторые, например, получают свыше $0,3. Но есть и те, для кого показатель равняется лишь $0,01.

Вот из чего складывается цена за галлон бензина
Вот из чего складывается цена за галлон бензина

В теории заправочные станции могли бы увеличить наценку, но именно по цене многие автомобилисты и выбирают предпочтительные АЗС. Внезапно завышенный ценник может отпугнуть клиента — особенно если учесть, какая на местных рынках высокая конкуренция.

По данным национальной ассоциации круглосуточных магазинов (NACS) за 2019 год, цена — важнейший фактор для 59% автомобилистов.

Эта конкуренция вдобавок ко всему создаёт тупиковую ситуацию. Когда оптовые цены на бензин растут, многие владельцы заправок сохраняют прежнюю стоимость на товар, порой в угоду прибыли, просто потому что боятся проиграть конкуренту. К тому же высокие ценники заставляют 19% американцев меньше ездить на личном автомобиле, пишет NACS.

А когда цены падают, предприниматели не спешат занижать свои, потому что так рискуют развязать ценовую войну, отмечает издание.

Заправочные станции часто «кучкуются» в одних и тех же местах — особенно у съездов с автострад и въездов на магистрали
Заправочные станции часто «кучкуются» в одних и тех же местах — особенно у съездов с автострад и въездов на магистрали

Откуда ещё АЗС берут деньги

Большинство заправок чаще всего рассчитывает на дополнительные источники денег. Именно поэтому 80% американских АЗС располагают на своей территории мини-маркетом.

По данным национальной ассоциации круглосуточных магазинов за 2019 год, 44% автомобилистов заглядывают внутрь. В среднем 45% заходят, чтобы оплатить топливо на кассе. Каждый третий в итоге покупает какую-нибудь мелочь — напитки или перекус, а 13% пользуется банкоматом.

Чипсы, солнцезащитные очки, лотерейные билеты, энергетические напитки в среднем составляют всего около 30% выручки, но зато в целом они нередко приносят 70% прибыли. А по отдельным позициям валовая прибыль может превышать 50%:

  • Товары для здоровья и красоты — 53%.
  • Конфеты — 51%.
  • Товары общего потребления — 47%.
  • Бутилированные напитки — 44%.
  • Солёные закуски — 39%.
  • Молоко — 31%.
  • Пиво — 23%.
  • Сигареты — 15%.

Правда, такую бизнес-модель рискуют подорвать новые технологии. Большинство заправок в США оснащены колонками с оплатным терминалом, поэтому необходимость заходить внутрь во многих случаях отпадает, а среднее время клиента на АЗС сокращается до двух-трёх минут.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.experian.com%252Fblogs%252Fask-experian%252Fhow-to-protect-yourself-against-credit-card-skimmers-at-gas-stations%252F%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw2Z3YcbKWFaAhqgortwsO7Y%26amp%3Bust%3D1650621441996000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CA0QjhxqFwoTCOC2u5vypPcCFQAAAAAdAAAAABAK&postId=407148" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Experian</a>
Источник: Experian

Повысить продажи, впрочем, можно за счёт удобств — например, чистых, комфортных и общедоступных уборных. По данным агрегатора дешёвых заправок GasBuddy, это важно для почти 42% автомобилистов.

Пользуется уборными более 20% американцев, а после визита туда 22,6% из них нередко совершают импульсивные покупки на выходе из магазина. Согласно опросу NACS, клиент также формирует мнение об АЗС на основе общих впечатлений:

  • Дизайн и ремонт — 83%.
  • Чистота у колонок — 80%.
  • Качество освещения — 80%.
  • Репутация бренда — 59%.
  • Мнение друзей и родных — 55%.

Впрочем, у АЗС теперь есть проблемы поважнее, пишет The Hustle.

Сеть KFC «родилась» на заправке — в 1930-х, когда полковник Сандерс приготовил первую порцию жареного цыплёнка, управляя АЗС в штате Кентукки. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.ktchnrebel.com%252Fcolonel-sanders-kfc%252F%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw0ivAOsGo4C-ZGmnvGGj7JJ%26amp%3Bust%3D1650621243897000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CA0QjhxqFwoTCLCPoLvxpPcCFQAAAAAdAAAAABAD&postId=407148" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">KTCHNrebel</a>
Сеть KFC «родилась» на заправке — в 1930-х, когда полковник Сандерс приготовил первую порцию жареного цыплёнка, управляя АЗС в штате Кентукки. Источник: KTCHNrebel

Что ждёт заправки в будущем

За последние 20 лет в США увеличилось чисто пройденных миль, удвоились продажи внедорожников (SUV), средние расходы домохозяйств на газ выросли до $250 в месяц. А американские АЗС в 2021 году продали почти 135 млрд галлонов бензина. Этого, по словам издания, хватит, чтобы наполнить 204 тысячи бассейнов олимпийского стандарта.

Однако сама индустрия в США уже несколько десятилетий переживает упадок. В 1995 году АЗС насчитывалось около 195 тысяч, а к 2022 году — примерно 115 тысяч. В основном потому, что набирают популярность природный газ и электромобили с беспилотниками, а ещё земли в центральных районах американских городов всё чаще застраивают домами — под квартиры и офисы.

Некоторые владельцы устанавливают на заправках зарядные станции для электромобилей. В моменте покупка не самая оправданная: стоят зарядки по $100 тысяч, а электромобилей среди всех транспортных средств пока что всего 1%. Но четыре из десяти потребителей задумываются об их покупке, так что, возможно, АЗС играют «в долгую».

Ну а те, кто не хочет или не может себе позволить такие затраты, скорее всего, рискуют проиграть конкурентам.

Источник:<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.ieiworld.com%252Fru%252Fnews%252Fcon_show.php%253Fcid%253D1237%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw2MjqdKkph-FAKNNa03w-bY%26amp%3Bust%3D1650623875388000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CA0QjhxqFwoTCODr6qL7pPcCFQAAAAAdAAAAABA3&postId=407148" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> IEI Integration</a>
Источник: IEI Integration
6464
46 комментариев

Ох уж этот загнивающий Запад... То ли дело наша ценновая политика АЗС и чистота уборных, где "свежий" аромат слышен за несколько сотен метров

8
Ответить

Вы о каких "уборных" на АЗС пишите? Московских?? СПбшных???
На ДВ - туалетов на АЗС нет. Точнее - есть, но только для персонала.

Обочина - широкая, кюветы - глубокие. Добро пожаловать.

31
Ответить

чистота уборных, где "свежий" аромат слышен за несколько сотен метровИ на каких сетевых АЗС вы встречаете вонючие уборные?

5
Ответить
Комментарий удалён модератором

"Неправильно, Дядя Фёдор, ты бутерброд ешь". Просто текстом это не впечатляет, надо с картинками.

12
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Не хуже, а точно так же, по крайней мере с точки зрения клиента. Посредственные заправки торгуют посредственной едой, потому что в дороге вариантов не так много, зарабатывают в основном на ней же.

Правда больших проблем я в этом не вижу, кофе с заправки это такой ритуал путешественника.

2
Ответить