На чём зарабатывают заправочные станции, если не на основном продукте: экономика американских АЗС Статьи редакции
Бензин в США превысил отметку в $4 впервые с 2008 года. Со стороны кажется, что АЗС от этого выигрывают, но нет: ответно повышать цены на топливо невыгодно и опасно. С чего получают прибыль заправки и кто из них в будущем рискует закрыться — в конспекте The Hustle.
В начале марта 2022 года цена на бензин в США установила новый рекорд, превысив отметку в $4,33 за галлон — примерно 3,79 литра. Это почти на $1,5 больше, чем в 2021 году, а выше $4 его стоимость вообще поднималась только в 2008 году.
Бензин, по данным The New York Times, спровоцировал мартовский скачок инфляции в США до рекордного за последние 40 лет показателя в 8,5%, а также стал одним из самых подорожавших потребительских товаров в 2022 году.
Кажется, что заправочные станции от этого только выигрывают, пишет The Hustle. К тому же всеми ими наверняка заправляют мировые нефтяные гиганты, чьи вывески развешены вдоль дорог: вроде Shell, Chevron, 76 и ExxonMobil.
Однако на деле управляют брендированными заправками чаще всего франчайзи, которые регулярно выплачивают именитым заводам от 3% до 14% роялти. Остальные — «безымянные» точки — принадлежат независимым частникам. У них чаще всего под контролем лишь одна АЗС, а бензин они закупают на открытом рынке.
Многие крупные нефтяные корпорации не хотят работать в рознице просто потому, что такая бизнес-модель, как правило, не самая выгодная, отмечает издание. Большинство АЗС едва ли получают прибыль с основного продукта, а когда цена на нефть растёт, могут и вовсе уйти в минус.
В среднем чистая прибыль, или же рентабельность по чистой прибыли, во всех отраслях составляет 7,7%, однако у заправочных станций показатель гораздо ниже — 1,4%. Даже продуктовые магазины и автосалоны — одни из самых низкомаржинальных заведений в США — могут похвастаться более высокими цифрами: 2,5% и 3,2% соответственно.
Как распределяются деньги за топливо
Вот как сырьё становится бензином. Сперва нужно добыть сырую нефть — в США это делают в основном в Техасе и Северной Дакоте. Дальше доставить её в нефтеперерабатывающие заводы — для подготовки, перегонки, очистки. После этого нефтепродукт пускают через трубопроводы в специальные контейнеры и только потом доставляют на заправки. Там готовый бензин хранят в бочках объёмом до 20 тысяч галлонов — это примерно 76 тысяч литров.
Водитель покупает галлон, то есть 3,79 литра, за условные $4,12 — столько в среднем стоит бензин в США на 23 апреля 2022 года. Однако вот из чего на самом деле складывается цена:
- 51% — сырая нефть.
- 17% — переработка.
- 17% — налоги и комиссии.
- 8% — транспортировка.
- 7% — наценка.
После вычета накладных расходов — зарплат, коммунальных услуг, страхования, транзакционных комиссий — средняя прибыль АЗС с галлона бензина составляет $0,03-0,07. Бывают, конечно, и исключения, пишет The Hustle. Некоторые, например, получают свыше $0,3. Но есть и те, для кого показатель равняется лишь $0,01.
В теории заправочные станции могли бы увеличить наценку, но именно по цене многие автомобилисты и выбирают предпочтительные АЗС. Внезапно завышенный ценник может отпугнуть клиента — особенно если учесть, какая на местных рынках высокая конкуренция.
По данным национальной ассоциации круглосуточных магазинов (NACS) за 2019 год, цена — важнейший фактор для 59% автомобилистов.
Эта конкуренция вдобавок ко всему создаёт тупиковую ситуацию. Когда оптовые цены на бензин растут, многие владельцы заправок сохраняют прежнюю стоимость на товар, порой в угоду прибыли, просто потому что боятся проиграть конкуренту. К тому же высокие ценники заставляют 19% американцев меньше ездить на личном автомобиле, пишет NACS.
А когда цены падают, предприниматели не спешат занижать свои, потому что так рискуют развязать ценовую войну, отмечает издание.
Откуда ещё АЗС берут деньги
Большинство заправок чаще всего рассчитывает на дополнительные источники денег. Именно поэтому 80% американских АЗС располагают на своей территории мини-маркетом.
По данным национальной ассоциации круглосуточных магазинов за 2019 год, 44% автомобилистов заглядывают внутрь. В среднем 45% заходят, чтобы оплатить топливо на кассе. Каждый третий в итоге покупает какую-нибудь мелочь — напитки или перекус, а 13% пользуется банкоматом.
Чипсы, солнцезащитные очки, лотерейные билеты, энергетические напитки в среднем составляют всего около 30% выручки, но зато в целом они нередко приносят 70% прибыли. А по отдельным позициям валовая прибыль может превышать 50%:
- Товары для здоровья и красоты — 53%.
- Конфеты — 51%.
- Товары общего потребления — 47%.
- Бутилированные напитки — 44%.
- Солёные закуски — 39%.
- Молоко — 31%.
- Пиво — 23%.
- Сигареты — 15%.
Правда, такую бизнес-модель рискуют подорвать новые технологии. Большинство заправок в США оснащены колонками с оплатным терминалом, поэтому необходимость заходить внутрь во многих случаях отпадает, а среднее время клиента на АЗС сокращается до двух-трёх минут.
Повысить продажи, впрочем, можно за счёт удобств — например, чистых, комфортных и общедоступных уборных. По данным агрегатора дешёвых заправок GasBuddy, это важно для почти 42% автомобилистов.
Пользуется уборными более 20% американцев, а после визита туда 22,6% из них нередко совершают импульсивные покупки на выходе из магазина. Согласно опросу NACS, клиент также формирует мнение об АЗС на основе общих впечатлений:
- Дизайн и ремонт — 83%.
- Чистота у колонок — 80%.
- Качество освещения — 80%.
- Репутация бренда — 59%.
- Мнение друзей и родных — 55%.
Впрочем, у АЗС теперь есть проблемы поважнее, пишет The Hustle.
Что ждёт заправки в будущем
За последние 20 лет в США увеличилось чисто пройденных миль, удвоились продажи внедорожников (SUV), средние расходы домохозяйств на газ выросли до $250 в месяц. А американские АЗС в 2021 году продали почти 135 млрд галлонов бензина. Этого, по словам издания, хватит, чтобы наполнить 204 тысячи бассейнов олимпийского стандарта.
Однако сама индустрия в США уже несколько десятилетий переживает упадок. В 1995 году АЗС насчитывалось около 195 тысяч, а к 2022 году — примерно 115 тысяч. В основном потому, что набирают популярность природный газ и электромобили с беспилотниками, а ещё земли в центральных районах американских городов всё чаще застраивают домами — под квартиры и офисы.
Некоторые владельцы устанавливают на заправках зарядные станции для электромобилей. В моменте покупка не самая оправданная: стоят зарядки по $100 тысяч, а электромобилей среди всех транспортных средств пока что всего 1%. Но четыре из десяти потребителей задумываются об их покупке, так что, возможно, АЗС играют «в долгую».
Ну а те, кто не хочет или не может себе позволить такие затраты, скорее всего, рискуют проиграть конкурентам.
Ох уж этот загнивающий Запад... То ли дело наша ценновая политика АЗС и чистота уборных, где "свежий" аромат слышен за несколько сотен метров
Вы о каких "уборных" на АЗС пишите? Московских?? СПбшных???
На ДВ - туалетов на АЗС нет. Точнее - есть, но только для персонала.
Обочина - широкая, кюветы - глубокие. Добро пожаловать.
Во Владивостоке, Артеме, Находке, Большом Камне никаких проблем с уборными, всё цивильно.
Видел туалеты и бесплатную подкачку колёс в алтайском крае. Как жителя Казахстана меня это немного удивило.
А что удивительного? Это норма для России.
И на каких сетевых АЗС вы встречаете вонючие уборные?
Роснефть.
Соглашусь.
У РН в целом самые стремные заправки.
Но стремные уюорные встречаю только в старых заправках на региональных трассах.
Комментарий удален модератором
"Неправильно, Дядя Фёдор, ты бутерброд ешь". Просто текстом это не впечатляет, надо с картинками.
то есть в сша наценка ~ 100%, а у нас 500%
По Российской таблице у нас АЗС 34 копейки зарабатывает?
Или оптовые продажи это относится к прибыли АЗС ?
Это как соседа спрашиваешь как дела, и он отвечает все очень плохо денег нет, и покупает панамеру за 10 лямов)
Обнови цифру, мурано стоит 7 сейчас. )
Я про 5 летнюю панаму )))
В 2021 году средняя цена бензина была 4,33-1,5$= 2,83$ или 212,25₽. В галлоне 3,79 литра, значит литр стоит 56 рублей.
У нас 47-49₽ если мне память не изменяет.
Средняя зп в штатах 4300$ или 322000₽.
Я не думал, что у них бензин такой дешевый
Нахуя американцу рубли. Горе математики. Когда считать научили, а азам экономики нет.
А какая разница, человек перевел в рубли чтобы сравнить цены и сделал это правильно, так и нужно делать. Попробуйте раз в год рубли в доллары переводить и записывать, так вы поймете как вас тихо наебывают каждый год.
Бот, переводить нет смысла, надо оценивать стоимость из расчёта покупательской способности внутри страны. Т.е. отношение цены товара к зарплате внутри конкретной страны, а не переводить в чужую.
Бот в начале сообщения это у тебя бот глюкнул?
Внутри страны тоталитарная страна скрывает следы большого кризиса. В России есть возможность заморозить курс валют и не показывать реальную инфляцию, далее заморозить платежки по коммунальным платежам, заморозить цены на продукты под страхом тюрьмы для предпринимателей, заморозить цену топлива.
Следовательно для сравнение ситуации лучше использовать внешние мерила, курс доллара к примеру на мировом рынке, а не на локальном. Часто бывает так, что доллар в РФ имеет курс скажем 80, а реально его купить можно только за 120.
Как сравнение искусственного курса доллара, с замороженными ценами на еду поможет определить реальный уровень инфляции?
Комментарий недоступен
Не хуже, а точно так же, по крайней мере с точки зрения клиента. Посредственные заправки торгуют посредственной едой, потому что в дороге вариантов не так много, зарабатывают в основном на ней же.
Правда больших проблем я в этом не вижу, кофе с заправки это такой ритуал путешественника.
Спасибо большое за статью, было интересно прочитать!
Мне что пожалеть их ? Или денег сбросить на телефон?)
Нет. Достаточно оставить токсичный комментарий, чтобы все увидели какой ты клевый.
В России у АЗС дела не лучше. По состоянию на окт. 2021:
В 2021 год в России действует 23 тысячи АЗС, примерно треть из них принадлежит крупным нефтяным компаниям (около 8 тыс.), остальные - независимые заправки. За шесть лет прибыль российских АЗС снизилась на 53%. Нынешняя доходность продажи бензина составляет 3–5 руб. на 1 л – этого недостаточно, чтобы покрыть операционные расходы АЗС. В выручке среднестатистической российской АЗС на долю сопутствующих товаров и услуг приходится 15%, остальные 85% – на продажу топлива. По другим данным - доля нетопливных доходов у эффективных операторов АЗС в 2020 г. превысила 40%, а в 2021 г. из-за роста цен на оптовом рынке выросла еще на 10–15 п. п.Не ручаюсь за точность, но где то мелькали данные, что заправки Газпромнефть большУю часть прибыли на кофе зарабатывают.
Я туда за большим стаканом по утрам даже пешком захожу, мне через дорогу. Посмотрела время приезда персонала для чистки и свежей заправки, так и хожу, они закрывают - и я подхожу. Плачу вкус, эффект, лень и боязнь сломать личную кофемашину(
Довольно рациональный подход - купить технику, но не пользоваться, т.к. бояться что она сломается...
У меня нет этой техники. Очень рациональный подход с моим талантом "я не нажимала". Плачу за боязнь сломать личную кофемашину" - не, не понятно, почему у меня её нет?(
Был бы кофе нормальный... То что под видом кофе там продаётся сейчас мне пить тяжело (СПб)
Комментарий недоступен
Раньше целенаправленно ехать к нм за кофе. Сейчас льют говнище
Большую, но не большую. Кофе берёт каждый 10й и не везде есть кофе.
Это вроде директор русхолтс говорил Кузьмин А.В. (кстати вот его статья здесь https://vc.ru/food/153045-nisha-na-sotni-milliardov-rubley-tehnologii-upravleniya-kofe-to-go-v-torgovyh-setyah)
Вроде говорил 50% прибыли идет не от кофе а от продаж продуктов (кофе в том числе)
Разница на авто товары на американских тракстопах с тем же волмартом от 50% и выше. На одной омывашке разница до 2х долларов с розницей, уверен что там наценка больше чем 100%. Насчет дизеля хз какая бухгалтерия, но владельцы крупных сетей сильно завлекают/мотивируют покупать их топливо, бесплатными душами, бонусными балами и тд.
Да, да, пусть рассказывают сказки наши АЗС, когда скидки по картам лояльности до 2р./литр.
В городе разброс цен 2р. И в бак на 72 литра заправляют 76 литров.
На нормальной АЗС в день приходит 3-4 бензовоза, на хороший ещё больше.
поэтому все независимые, кто сетью не стали умерли?
Выше инфа, что сетевых только 35%.
Одиночные в больших городах и должны умереть, или стать точкой по франшизе.
Раз заправки там так любят кучковаться, то не удивительно: победит та в которой удобнее, больше ассортимент, бонусные программы и прочее.
Лично на мой вкус статья ни о чем. Ну совсем никаких новых, интересных вещей не нашёл. Да и, кажется, подставь любую другую страну в статью, по сути будет то же самое... низкая рентабельность автозапровок...некоторые принципы размещения АЗС...
ХМ... Даже меньше пива... У людей заблуждение насчёт среднего автомобилиста?
Там нет закона о 0,0000 промилле вероятно
Да я даже в мск кое-где только могу 100м заправиться на брендированных АЗС, не говорю уже о каких то частниках. Ценник у Шелл только неадекватный какой-то, остальные более-менее +-1рупь держаться.
На редкость отличная статья!
Спасибо автор!
Подарю "Словарь синонимов" ботам типа бот-автоматик...
Уж за 15 лет можно было добавить в список фраз восхваляющих немного более чем 2 фразы...
На бото-сетки толкователей правильного курса и Ура Ура, выделяют миллиарды долларов ...