Что предпочитает молодежь на российском рынке труда?

Что предпочитает молодежь на российском рынке труда?

В настоящее время на российском рынке труда сложилась парадоксальная ситуация. При достаточно большом количестве предложений вакансий для студентов и выпускников вузов, даже по выбранной ими специальности, студенты не спешат откликаться на эти вакансии.

К нам постоянно приходят запросы на молодых специалистов от компаний как традиционных секторов экономики, так и компаний из высокотехнологичных отраслей. И обеспечить эти запросы мы, к сожалению, не всегда можем. Связано это в первую очередь с завышенными требованиями молодых людей к своим будущим работодателям и несколько «романтическим» видением своей будущей работы, с одной стороны, и невозможностью работодателей подстраиваться под эти завышенные требования, с другой.

Завышенные требования молодых людей к своим будущим работодателям и несколько «романтическим» видением своей будущей работы, с одной стороны, и невозможностью работодателей подстраиваться под эти завышенные требования, с другой.

Еще несколько лет назад, главное для студента было трудоустроиться «в принципе». Выпускники были готовы подстраиваться под требования работодателя на своем первом месте работы, даже если эти требования не совсем их устраивали. Главное было – получить соответствующий опыт, первую запись в резюме, а дальше уже двигаться дальше. Надо было с чего-то начинать. Сейчас, один из самых часто встречающихся вопросов молодого специалиста при рассмотрении той или иной вакансии – «есть ли возможность работать удаленно».

Все меньше молодых людей готовы сидеть в офисе с 09.00 до 18.00 с перерывом на обед. Буквально 3 года назад такой режим был абсолютно нормальным, и никому в голову не приходило, что может быть как-то еще. Условия свободного графика работы, предлагаемого уже в то время Google, рассматривались студентами как нечто из области фантастики. Сейчас молодые люди хотят сами распоряжаться своим временем, поэтому компании, предлагающие возможности дистанционной работы, или гибридного графика, более востребованы. Выпускники часто готовы отказаться от перспективной работы если их не устраивает график работы, или, например, если работа находится далеко от их дома.

Следующий фактор, который мешает компаниям найти молодых кандидатов - завышенные зарплатные ожидания выпускников и даже студентов. Подход к размеру зарплаты состоит не в том, сколько я могу стоить на рынке, сколько могут стоить мои знания, мои компетенции и т.д,, а сколько мне нужно денег, для того, чтобы обеспечить тот уровень жизни, к которому я стремлюсь. Зарплатные ожидания выпускников экономических специальностей – от 80 тыс. рублей. Безусловно, мало работодателей готовы платить такие зарплаты молодым специалистам без опыта работы.

С другой стороны, стоит отметить, что, несмотря на достаточно высокие зарплаты, которые сейчас можно получить за работу, не требующую особой квалификации (например, работа курьером), студенты не особенно рвутся на такую «подработку», или, по крайней мере, не афишируют, что готовы на нее. Наверное, если сейчас составить рейтинг приоритетов при выборе места работы студентом или выпускником вуза, можно было бы расположить эти приоритеты в следующем порядке – Комфорт, личная свобода, зарплата, карьера. Такое требование как «возможность саморазвития» студенты в меньшей степени предъявляют именно к работодателю. Достаточно большое количество студентов занимаются самообразованием самостоятельно, вне зависимости от своей работы.

Чем дальше от выпуска, тем более реалистичными становятся пожелания выпускников к своей будущей работе. К сожалению, часто время бывает упущено. Если говорить о специалистах без опыта работы, работодатель сейчас заинтересован именно в студентах старших курсов. И этот момент нельзя упускать. Чем дальше от выпуска, тем сложнее найти работу своей мечты. Студент переходит из категории «Студент старших курсов» и превращается в «молодого специалиста без опыта работы» Больше всего студенты интересуются вакансиями в IT-компаниях, вне зависимости от того, на какую специальность они учатся. Вплоть до того, что студенты готовы менять выбранную ранее специальность. Именно поэтому многие параллельно получают дополнительное он-лайн образование, и потом начинают работать не по ранее выбранной специальности. И снова, зачастую интерес к IT компаниям связан, в представлениях студентов, не только в наибольших перспективах на будущее, но и в более комфортных условиях работы при достаточно высоком уровне зарплат. Тем не менее традиционные сектора экономики, такие как торговля, фарминдустрия, автомобильная отрасль, производственные компании, FMCG сектор, банковский сектор и т.д., также пользуются вниманием студентов. Но здесь для студентов очень важен статус организации, в которой, возможно, студенту предстоит работать. Не пропадает интерес к ТНК, которые традиционно интересны для молодых специалистов. Coca Cola, Nestle, Danone, Mars - компании, которые наиболее часто мы слышим при вопросе, где бы вы хотели начать свою карьеру.

Что предпочитает молодежь на российском рынке труда?

Очень популярны маркетплейсы – Озон, Сбермаркет. Растет интерес студентов к работе в государственных организациях. Нельзя сказать, что процент желающих идти в госсектор большой, но он растет. Но и здесь, фактор обязательного присутствия в офисе зачастую является препятствием даже для первого интервью. Хотя, надо отметить, что студенты, нацеленные на госсектор, как правило, самые целеустремленные и показывающие отличные результаты в учебе. Никогда раньше не был так высок процент студентов, которые к выпуску понимают, что не хотят работать на кого-то, хотят работать исключительно на себя. Некоторые из них к окончанию вуза уже имеют какое-то собственное дело, или просто работают как фрилансеры, как по своей основной специальности, так и по освоенным самостоятельно. И даже не собираются искать постоянную работу. К сожалению, тоже, через полгода- год после выпуска, ребята, особенно наблюдая за своими сверстниками, которые уже начинают добиваться определенных успехов на постоянных местах работы, начинают задумываться о стабильности и будущей карьере, и начинают поиск работы. В связи с тем, что сейчас на рынок труда выходит значительно меньше выпускников, чем это было, например, 3 или даже 2 года назад, работодатели начинают бороться за перспективных выпускников, когда те находятся еще на студенческой скамье. Спад рождаемости в конце 90-х начале 2000-х годов привел к сокращению выпускников, и, как следствие, выхода молодежи на рынок труда.

К тому же желание молодых специалистов работать на себя, также сокращает выбор. А молодые специалисты очень нужны современным компаниям, которые понимают, что необходимо меняться и подстраиваться под рынок. Поэтому в ближайшей перспективе видится, что тенденция к достаточно большому спросу на выпускников вузов разных специальностей будет продолжаться в различных отраслях и секторах экономики. Несмотря на бытующее мнение о снижении спроса на студентов экономических или юридических специальностей, большинство выпускников столичных вузов, при их желании, выходят из вуза уже с местом работы. Конечно, чем более статусная компания, тем больше желающих в нее попасть, но и сами компании становятся все более и более открытыми для молодых специалистов.

Калыгина Валентина
Замдекана по работе с работодателями, Экономический факультет РУДН
1010
8 комментариев

Работодатель хочет работника подешевле и получше, работник пытается продать себя подороже и повыгоднее. Гениальная статья, её копирайтер писал?
"Завышенные ожидания" - ну да, времена меняются, как 70 лет назад целину бесплатно осваивать никто не поедет и пахать на заводе за еду по 12 часов как 120 лет назад никто не будет, шок.

5
Ответить

История циклична

1
Ответить

Комфорт, личная свобода, зарплата, карьера, а в свободное время самообразование/фриланс (а для кого-то ещё и ведение ЛПХ) - очень точно!
Я так седьмой год уже работаю.

4
Ответить

Где работаешь?

Ответить

К осени очухаются

4
Ответить

Удивительно, работяги захотели улучшения рабочих условий, где это видано? Кабан Кабаныч негодует

2
Ответить
2
Ответить