Рынок готовой еды: что делать производителям кулинарии в кризис?

Команда ISF System рассказала, что сейчас происходит на рынке кулинарии и готовой продукции, как меняется поведение потребителей в кризис и какие инструменты помогут производителям адаптироваться к новой меняющейся реальности.

Проблемы с логистикой, рост цен на сырье, упаковочные материалы, оборудование и его комплектующие – сейчас нет ни одного руководителя производства, который не начал бы срочно искать ответ на вопросы: Что делать в такой ситуации? Как сохранить клиентов? Как наращивать маржинальность?

Что происходит на рынке?

Кулинария всегда была востребована у определенной категории населения, но массовый тренд на спрос готовой еды в продуктовых магазинах в России начал зарождаться всего 5 лет назад. Дополнительным катализаторам стала пандемия, во время которой мировой рынок готовой продукции за год вырос на 10% вместо 5% в предыдущие пять лет.

Рынок готовой еды: что делать производителям кулинарии в кризис?

Рост ритма жизни современного человека, глобальная цифровизация, переосмысление ценности личного времени, потребность в уходе от рутинных задач, появление цифровых ресурсов с мгновенным сервисом – все это повлекло за собой серьезные изменения в образе жизни людей во всем мире, в том числе в культуре потребления пищи – еда должна быть разнообразной, полезной и, желательно, готовой. Рынок на это отозвался мгновенно – пищевые производства стали появляться как грибы после дождя.

  • только за 2021 в России открылось 293 компании (ООО, АО, ПАО), специализирующихся на производстве готовой еды и полуфабрикатов, в т.ч. замороженных;
  • всего на текущий момент в России зарегистрировано 2 820 пищевых производства, из которых 2 343 со штатом до 16 человек и 16 производств со штатом от 100 чел.
Статистика зарегистрированных российских пищевых производств за последние десять лет
Статистика зарегистрированных российских пищевых производств за последние десять лет

Как сетевые розничные точки поддерживают тренд на готовую еду?

Последние годы практически каждая сеть розничных торговых точек ощущала непрерывный рост спроса на ассортимент готовой продукции. По данным MarketMedia, в «Азбуке вкуса», например, ежегодный рост продаж в категориях ready to eat и ready to cook (кулинария и готовая еда) составляет 35%. В Х5 Retail Group также подтвердили тренд роста продаж готовой еды, особенно с 2020 года. В частности, в сети супермаркетов «Перекресток» ассортимент готовой продукции доходит до 180 наименований. Еще в 2019 году Х5 Retail Group модернизировала собственное пищевое производство, полностью переоснастив и автоматизировав его.

Не секрет, что несмотря на растущие объемы продаж готовой еды, доля этой категории, например, в общей структуре выручки торговых розничных точек небольшая из-за низкой маржинальности. Несмотря на это розница вкладывает много усилий и средств в развитие данной категории, в основном потому, что она является трафикообразующей: готовая еда (кулинария) влияет в первую очередь на число покупателей и только во вторую на получение маржи.

А клиенты – что?

После обострения геополитической ситуации, отношение россиян изменилось и к ресторанной еде, и к доставкам, и к готовой продукции. Либо снижается средний чек заказа, либо покупатели и посетители делают выбор в пользу отказа от доставок и кулинарии. Это обусловлено логичным желанием сэкономить в нестабильные времена, когда возможность планировать на долгосрочную перспективу снизилась.

Тем не менее с началом спецоперации почти в два раза больше россиян (14%) увеличили траты, чем при похожих кризисных условиях во время пандемии (8%), так как считают, что во время высокой инфляции делать накопления нецелесообразно. К тому же 58% россиян с конца февраля начали больше работать и меньше отдыхать, что также может положительно повлиять на спрос на готовую еду, полуфабрикаты, продукции из кулинарии.

Такая тенденция в сочетании с естественной человеческой способностью — адаптироваться, дает уверенность в том, что спрос на готовую еду и доставки восстановится. Вопрос — когда?

К чему это ведет?

Так как клиенты в период кризиса ищут способы купить дешевле без потери качества, производствам для сохранения своих позиций приходится еще активнее искать все возможные способы повышения маржинальности.

Экономия, оперативность, повышение эффективности — сейчас это синоним стабильности и процветания.

Один из самых простых способов — перестроить свое производство так, чтобы снизить финансовые потери, обеспечив принципы бережливого производства. Причем не только явные, но и скрытые. Сделать это помогает оптимизация процессов и повышение уровня автоматизации на производстве, позволяющие минимизировать «человеческий фактор».

Рынок готовой еды: что делать производителям кулинарии в кризис?

Какие преимущества дает автоматизация?

При условии правильно настроенных процессов автоматизация обеспечит:

  • прозрачность процессов на каждом этапе производства;
  • снижение трудозатрат сотрудников;
  • контроль остатков на основных складах и в цехах;
  • выявление и устранение источников скрытых финансовых потерь;
  • возможность оперативно обновлять ассортимент с учетом меняющихся условий.

Как это работает в реальных условиях?

В качестве примера приведем опыт одного из наших клиентов — пищевого производства площадью более 3000 м2, которое выпускает сырые полуфабрикаты и готовую кулинарную продукцию со средним товарооборотом 50 млн рублей в месяц.

Точка А (исходное состояние):

  • на ФОТ сотрудников тратится 18% от товарооборота — 9 миллионов рублей.
  • среднемесячная стоимость продуктов, определенных при инвентаризации как недостачи или излишки — 1,2 миллиона рублей.
  • уровень сервиса и качества услуги (SLA) — 80-87%.

Какие действия предприняли на первом этапе автоматизации:

  • Начали контролировать в онлайн режиме изменения в технологических картах, что позволило повысить точность при расчетах потребности в сырье на конкретный заказ;
  • Вместо единого заказа на комплектацию производства сырьем сделали индивидуальные заказы на каждый цех, увеличив их количество с 3 до 12 (увеличение количества цехов обеспечило повышение эффективности за счет профилирования нагрузки на персонал).
  • Автоматизировали процесс выдачи сырья на производство строго в соответствии с заказом и с учетом остатков в цехах, что купировало как профицит, так и дефицит продукции при отгрузке.
  • При расчете времени поставки сырья в цеха учли цикличность и время приготовления каждого компонента готовой продукции, тем самым оптимизировали цеховые запасы, уменьшили потери растаренного сырья.
  • По результатам всех действий начали учитывать производительность персонала, введя нормативы для каждой операции.

Точка В: (текущее состояние)

  • затраты на ФОТ сотрудников снизились на 1,5 млн в месяц (до 15% от товарооборота).
  • среднемесячные недостачи и излишки снизились на 0,7 млн (в среднем — 500 тыс.)
  • уровень сервиса и качества услуг (SLA) вырос на 8-15% до 95%.

Итого, только первый этап автоматизации обеспечил производству повышение качества услуг и экономию на ФОТ — 18 млн в год. Плюс повышение эффективности производства за счет снижения потерь и излишков в запасах цехов.

Второй этап автоматизации позволит обеспечить оптимальное планирование производства, расчет потребности в закупках, снизит количество требуемого персонала на единицу продукции и обеспечит масштабирование производства.

Вернемся к вам позднее с рассказом и об этом.

55
2 комментария

Очень интересная статья, спасибо автору, было приятно читать.

2
Ответить

Лично для меня, пандемия просто изменила мой взгляд на готовую еду, и это круто видеть, как она влияет на рынок

1
Ответить