Более 60% россиян проголосовали за отказ от бакалавриата и магистратуры

Согласно опроса, проведенного сервисом SuperJob, поколение старше 45 лет и с высшим образованием настаивает на возвращении пятилетней системы образования.

66%
россиян поддержали отказ от болонской системы образования и проголосовали в пользу специалитета.

РИА Новости сообщает, что за возвращение пятилетней системы образования чаще других голосовали респонденты старше 45 лет (72%), а также имеющие высшее образование (73%).

Из опрошенных студентов за идею отказа от бакалавриата и магистратуры проголосовало 44%, а против - 29%. Родители же выпускников 11 классов, которые планируют поступление в ВУЗ, поддержали именно специалитет (93%).

Против отмены болонской системы высказался лишь каждый десятый респондент.

Всего в опросе приняли участие 1,6 тысячи россиян старше 18 лет из 381 населенного пункта.

Ранее Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что в краткосрочной перспективе отказ от бакалавриата и магистратуры не готовится.

В краткосрочной перспективе такое решение не готовится, но мы внутри министерства с коллегами очень внимательно смотрим … все плюсы и минусы бакалавровской подготовки и подготовки специалиста.

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ

Также стоит отметить, что в нашей стране с 90-х годов прошлого века продолжает развиваться тенденция смены профессии, полученной ранее в учебном заведении. Кто-то делает это осознанно, кто-то вынужденно. И если обратиться к статистике, то опрос сервиса SuperJob показал, что более трети россиян (38%), получивших высшее образование, не работают по своей специальности. Каждый пятый (22%) трудится по специальности, близкой к той, что была получена в ВУЗе.

Тогда напрашивается вопрос: не пора ли систему образования в срочном порядке преобразовывать под запросы населения и современные тренды? Ведь часть населения недовольна системой высшего образования, а другая часть не может найти себя в профессиональном плане с полученными и, возможно, уже не актуальными знаниями? Как найти точки соприкосновения ВУЗа, студента и работодателя?

Действительно вопросов возникает масса, поэтому попробуем задать их экспертам в области высшего и ED-Tech образования.

Бенько Елена Викторовна, старший преподаватель УлГТУ

Как Вы думаете будет ли видимый эффект от возможного перехода к пятилетней системе обучения? В чем он выражается?

Внедрение Болонской системы себя не оправдывает. Признавать дипломы российских вузов не стали. Многие работодатели (те кто учился на специалитете) вообще считают, что это какое-то не совсем полноценное высшее образование. Но остался ряд специальностей, где ещё пятилетнее обучение, так как, к примеру, за 4 года просто невозможно должным образом обучить врача.

В бакалавриате произошло сокращение практики. То есть выпускники сразу после теоретического обучения должны найти работу. Но при этом, работодатели хотят, чтобы у претендентов на вакансии был опыт работы. А как это сделать? Совмещать очное обучение и подработки очень тяжело.

Как Вы знаете, статистика говорит о том, что 1/3 населения с высшим образованием не работает по своей специальности, так не настал ли момент пересмотреть многое в системе образования, ведь в современных реалиях время - очень дорогой ресурс? Какой Ваш взгляд с внутренней стороны?

Да, многие работают не по специальности. Здесь проблем несколько:

  • Родители готовы отдать ребенка в любой вуз, лишь бы не в армию (для мальчиков). И получается, что ребенок возможно вообще не хочет учиться, но родители убедили, что это необходимо. Таким образом, это решение родителей, а не ребёнка.
  • Проблема финансов. Если есть бюджетные места, то идут в первую очередь на бюджет. Не всем по карману платить за обучение. Или идут в тот ВУЗ, где стоимость ниже. Таким образом, приоритетным становится цена образования, а не выбираемая профессия.
  • Изменение интересов ребёнка на этапе взросления. Влияет также на ребёнка и общество, мода на профессии, мнение популярных блогеров.

Какие сложности в сфере высшего образования имеются сейчас и почему многие стали выбирать проф.ориентацию в онлайн-школе? Чего не хватает ВУЗам, как думаете?

Сложностей на самом деле много. Первое, что хочется отметить - преподаватели загружены бумажной и рутинной работой из-за часто меняющихся стандартов и рабочих программ (например, меняется не суть, а меняется форма документа). В совокупности с достаточно низкой оплатой труда, это приводит к скучным лекциям и как итог - снижения качества обучения.

Второе, что отмечу - это нехватка финансирования. Руководство ВУЗов всегда ставит задачу преподавателям зарабатывать денежные средства для ВУЗа и частично для себя путём участия в грантах, ведение дополнительных программ и т.д. Таким образом получается, что перед преподавателем всегда стоит выбор: наука или преподавание. Заниматься одновременно не получается.

Юлия Абрамова, продюсер онлайн-школы копирайтинга Ольги Придеиной

Располагаете ли вы статистикой, сколько учеников приходит к вам с высшим образованием для смены профессии?

Большинство наших учеников с высшим образованием. Наши курсы привлекают людей, которые по роду своей деятельности связаны с текстами. Филологи, журналисты, учителя — все они хотят освоить актуальные навыки для того, чтобы найти себя на современном рынке труда.

К нам на обучение приходят люди и из других сфер: медицинские работники, юристы, экономисты. И такие студенты достигают больших успехов после обучения. Ведь кардинальная смена деятельности — это серьезный шаг. Они осознанно выбирают отказ от привычной работы в пользу того, что их по-настоящему зажигает. Отсюда и результат.

Какие сложности в сфере высшего образования имеются сейчас и почему многие стали выбирать профориентацию в онлайн-школе? Чего не хватает ВУЗам, как думаете?

Для того чтобы хорошо зарабатывать в наше время, нужно постоянно обучаться. В университете можно получить хорошую основу для старта карьеры, а дальше необходимо делать постоянный апгрейд знаний и навыков. Появляется все больше профессий и направлений для развития, и вузы не успевают за этими изменениями. На курсах в онлайн-школе есть возможность за короткий срок перенять опыт практика, в то время как в вузе могут даже отсутствовать преподаватели с практическим опытом, актуальным в нынешнее время.

Также я понимаю людей, которые не хотят всю свою жизнь посвящать одной профессии. В университет большинство идут сразу после школы, но способен ли подросток осознанно выбрать профессию раз и навсегда? Чаще всего нет, и многие уже в процессе обучения в ВУЗе понимают, что выбрали не тот путь. Желание таких людей быстро сменить сферу деятельности и обучиться новому понятно.

Вы, как эксперт рынка ED-Tech, какие тренды прогнозируете в профессиональной образовательной среде? Ждать ли интересных коллабораций ВУЗов и ДПО?

Такие коллаборации уже существуют — ВУЗы проводят семинары, приглашают экспертов-практиков читать лекции. Думаю, в скором времени появится больше онлайн-курсов для повышения квалификации, которые будут разрабатываться внутри вузов совместно с экспертам-практиками.

Также возможно снижение количества абитуриентов. Тренд на дистанционное образование в онлайн-школах растёт с каждым годом. Молодые люди могут иметь больше возможностей для выбора профессий и больше шансов быстро найти работу, если решат обучаться на онлайн-курсах.

Работаете ли Вы по специальности, полученной в учебном заведении?
Да
Нет
Тружусь в смежной профессии
66
2 комментария

На самом деле в большинстве своём классическое образование через довольно небольшое количество времени начнёт активно уходить на второй план, если государство конечно не начнёт с пристрастием регулировать онлайн сферу, так как 5 лет для получения например для получения диплома программиста это слишком долго и бессмысленно, так как за меньшее количество времени фрилансер освоить более полезный массив данных и начнёт их применять, пока на первом курсе университета будут остальные проходить многопрофиль.

3

До свидания мировая Болонская система