Быть молодым: какие крупные экономические кризисы успели пережить тридцатилетние?

За 32 года после распада СССР люди, родившиеся одновременно с российской демократией, успели пережить 4 масштабных экономических кризиса. Что послужило причиной каждого из них, какие были выучены уроки и как они сказались на долгосрочном развитии России, объяснил эксперт портала “Синдром Парето”, доктор экономических наук Лев Львовский.

Быть молодым: какие крупные экономические кризисы успели пережить тридцатилетние?

С момента распада СССР прошло 32 года. После командной экономики с жестким контролем цен, госпланом, пятилетками, и перманентным дефицитом потребительских товаров, россияне с головой окунулись в рыночную – с обилием продовольствия, инновациями, экономическим неравенством и, конечно, с кризисами – неотъемлемыми элементами сложных экономик.

Если не брать в расчет масштабную перестройку, случившуюся во время распада Советского Союза, нынешние 30-летние россияне успели пережить 4 полноценных рецессии прежде, чем вступить в текущую. У них на счету долговой кризис 1998-го года, мировой финансовый кризис 2008-го, рецессия, вызванная падением цен на нефть и крымскими санкциями 2014-го, пандемия COVID-19, разразившаяся в 2020-ом. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Дефолт 1998 года

В 1991 году Советский Союз официально прекратил свое существование, но в головах обывателей, чиновников различных рангов и даже экономических советников, некоторые его принципы и нарративы продолжали жить.

Несмотря на это экономика России к началу 1998-го года напоминала современную рыночную экономику: страна перестроилась, встала на путь роста и международной кооперации. Люди привыкли к свободному ценообразованию и импортным товарам, были созданы базовые экономические и демократические институты, правда работа многих из них была еще плохо налажена.

Как и сейчас, тогда одним из главных показателей экономической стабильности для населения являлся курс USD, а потому правительство находило слишком опасным для себя свободное плавание национальной валюты. Чтобы поддерживать курс рубля, на рынок все время приходилось вливать доллары. Кроме того, молодая демократия требовала много расходов: губернаторы хотели строить инфраструктуру в своих регионах; военные ждали увеличенных бюджетов для восстановления армии; политические партии, в ходе жарких дебатов в государственной думе, выбивали деньги на свои программы и проекты.
Внешний государственный долг России был не слишком велик и равнялся 7.5% ВВП, внутренний был куда внушительнее и достигал 19% ВВП. Кроме того, чтобы стать правопреемницей СССР, Россия взяла на себя и внешний госдолг разорившегося предка, который к 1998-му составлял 15.5% ВВП. Таким образом расходы бюджета были довольно внушительными и продолжали расти, в то время как с доходами все обстояло довольно печально – люди и предприятия еще не привыкли платить налоги, а нефтяной ренты при стоимости барреля в 16-20 долларов не хватало.

Нужно было навести порядок с уплатой налогов и снизить расходы, но политическая ситуация не позволяла этого сделать — тоска по всему “бесплатному” у некоторых групп была еще слишком сильна. В качестве временной заплатки было решено выпускать государственные краткосрочные облигации (ГКО) и выплачивать по ним внушительные проценты. Это, в свою очередь, вызвало кризис кредитования, ведь коммерческим банкам и обычным предприятиям было выгоднее вкладываться в ГКО, чем вести настоящую инвестиционную деятельность и выдавать кредиты для растущей экономики.Ситуация накалялась до тех пор пока в августе 1998-го не стало понятно, что правительство больше не может ни поддерживать стабильный курс рубля, ни расплачиваться по ГКО. Наконец, 17 августа правительство отпустило ситуацию и объявило дефолт по внутренним обязательствам.

Быть молодым: какие крупные экономические кризисы успели пережить тридцатилетние?

Это привело к банковскому кризису, потому что именно банки были крупнейшими держателями облигаций. Началась банковская паника. Доллар подорожал с 6 рублей в начале августа до 9.30 к первому сентября, а к концу года достиг уже 21 рубля. В реальном выражении ВВП России сократился на 5%. Население испытало сильный шок, но ослабление контроля курса рубля, избавление от ГКО, успевших стать к своему концу настоящей финансовой пирамидой, и важные уроки, выученные финансовым блоком правительства, позволили компенсировать падение и перейти к долгосрочному росту уже в следующем году.

Десятилетие с 1998 по 2008 год стало лучшим временем в экономической истории современной России. Производства росли и развивались, институты налаживались, цены на нефть в номинальном выражении выросли буквально в 10 раз. Среднегодовой темп прироста ВВП за этот период составил 6.8% и к 2008 году реальный ВВП вырос в 1.9 раз по сравнению с 1998. Но в 2008 году, молодая рыночная экономика столкнулась с первым в своей истории мировым экономическим кризисом.

Мировой кризис 2008 года

Цена на нефть марки Brent упала с 139 до 37 долларов за баррель и российская экономика испытала классический шок спроса. На этот раз причиной рецессии стали проблемы на финансовом рынке США, и так как этот кризис был одним из самых больших за последние 100 лет, на восстановление экономики на этот раз потребовалось 2 года. Наличие стабилизационного фонда, а также более современные принципы экономической политики, которые сложились в России к тому моменту, позволили стране пройти этот период турбулентности гораздо спокойнее чем многим другим государствам.

Цена за баррель нефти марки Brent в номинальных долларах США. (источник https://tradingeconomics.com/)
Цена за баррель нефти марки Brent в номинальных долларах США. (источник https://tradingeconomics.com/)

Несмотря на относительные успехи 2008 года, темпы роста Российской экономики начали замедляться — с 2012 года страна начала входить в стагнацию.Надежды на возвращение к быстрому росту окончательно развеялись с кризисом 2014-го года.

Кризис 2014 года

После начала военных действий на юго-востоке Украины и мирового непризнания Крымского референдума, Россия впервые в своей современной истории столкнулась с серьезными международными санкциями. Позже РФ сама усилила негативный шок ответными “анти-санкциями”. Вдобавок к этому, нефть вновь резко обвалилась в цене: на этот раз стоимость сократилась практически в 3 раза. Ослабление обменного курса и увеличение инфляции во многом смогли абсорбировать экономический шок, но Россия больше не смогла вернутся к опережающим темпам роста.

Важный урок, который власти России вынесли из предыдущих кризисов заключался в том, что к ним лучше подходить с “кубышкой”, которая позволила бы нивелировать часть негативных эффектов. К пандемии Covid-19, в экономическом плане, Россия подошла более-менее подготовленной.

Пандемия COVID-19

В макро-масштабе просадка на 3% по итогам 2020 года была небольшой в сравнении с европейскими странами, вводившими более жёсткий локдаун. Однако, люди, занятые в отдельных отраслях (особенно это касалось развлечений, туризма и ресторанной деятельности) , пострадали достаточно серьезно.

Дилемма экономических властей в этот период состояла в том, кого и как поддерживать – бизнесы или людей, или пытаться спасать всех сразу. В итоге правительство решило раздавать деньги людям с детьми, так как именно эта категория входила в группу риска бедности. Владельцы кафе и ресторанов остались по большей части за бортом и не ощутили значимой помощи.

Кризисы 2008 и 2014 года в целом можно отнести к шокам спроса, когда в самой экономике “на земле” ничего не ломается, но производители начинают сбавлять обороты из-за снижения спроса. Такой тип кризисов самый распространённый, а значит и бороться с ним человечество научилось лучше всего.

Рост ВВП в 2020 году
Рост ВВП в 2020 году

Кризис 2022 года

Текущий кризис 2022 года представляет собой смесь кризиса спроса и кризиса предложения, ведь вдобавок к санкциям, уменьшающим спрос на российские товары и услуги, на экономику наложены и санкции, запрещающие России импортировать некоторые ключевые материалы и компоненты, необходимые для производства.

Ещё одним негативным фактором является то, что фонд национального благосостояния России, который мог бы помочь сгладить негативный шок спроса, оказался заморожен все теми же санкциями. Исходя из этого, текущий кризис имеет все шансы оказаться самым серьезным в современной истории. Глава Счетной палаты России Анатолий Кудрин оценивает перспективы падения ВВП в 2022 году в 10%, а Всемирный Банк ожидает сокращения на 11.2% и не видит серьезных перспектив быстрого восстановления экономики.

Больше интересного у нас на странице — заходи!

22
2 комментария

Сейчас было бы легче, если бы в России больше поддерживали средний и малый бизнес и налаживали бы собственное производство, а так непонятно как будет складываться ситуация дальше.

2
Ответить

Согласны с вами

Ответить