Стоп-фото: почему фотография в резюме имеет значение

Какие фотографии следует использовать в резюме, какие должны быть запрещены как стоп-фото и что считывает рекрутер, когда видит фотографию кандидата на фоне Ferrari.

Популяризаторы и лекторы, рассказывающие о медицинских и нейропсихологических вопросах, делятся на два лагеря. Одни рассказывают, например, о сложном: о мозге, его структуре, о гендерных и возрастных особенностях, используют труднодоступные источники, не совсем понятные слова и непростые картинки.

А есть те, кто разъясняет базовые вещи: почему прививки полезны, а антипрививочники вредны, почему следует пить много воды и можно ли заразиться ВИЧ через рукопожатие.

Даже кинокритики иногда сходят с трибуны и сами удивляются, что порой человеку нужно просто объяснить, как следует смотреть кино, почему, надо ли слушать критика и что важно учитывать перед походом на премьеру фильма.

В сегодняшнем выпуске начнём «от Адама» — с вещей настолько простых, что даже неловко. Но отбросим лишнее стеснение, потому что масштаб бедствия не меняется с годами.

Давайте исходить из базового посыла, что фотография — это лицо резюме. В первую очередь тот, кто читает резюме, обращает внимание (по аналогии с лицом, грудью и ногами при первом беглом взгляде мужчины на женщину) на фото, сопроводительный текст (по диагонали), содержание резюме (совсем по диагонали) и раздел «Обо мне» в конце.

Таким образом, фото — это первое, что видит или не видит рекрутер.

Отмечу сразу, что сегодня резюме без фотографии всегда выглядит подозрительным. Сразу думается, что кандидат или с какими-то визуальными особенностями (хотя это дискриминация, дурной тон и не стоит поощрять это в рекрутерах, также есть профессии, в которых ваши личные особенности вообще не имеют никакого значения) или что кандидату, у которого с большой вероятностью есть iPhone, просто лень сделать фотографию. Тут сразу миллион минусов в карму. Можно еще предположить следующее:

  • Кандидат даже не подумал, насколько он проигрывает без фото (а так ли ему нужна работа).
  • Кандидат считает: «А полюбите нас черненькими, беленькими нас и так полюбят». На эти интриги у рекрутера совершенно нет времени.
  • Кандидату лень в принципе заполнять резюме, поэтому он пишет, что 26 лет работал в такой-то отрасли (а что там конкретно происходило с ним в течение 26 лет, он расскажет вам только при личной встрече — фотография в этом случае вообще излишняя роскошь).

Про лень кандидатов поговорим в другой раз, а сейчас сфокусируем внимание на различных типах фотографий, которые считаются нормальными, популярным и наиболее используемыми в резюме российских соискателей.

Итак, список стоп-фото для делового письма, самопрезентации или резюме.

  • Девушка с праздничным букетом на фоне офисных стен (очевидно, сделано такое фото в день рождения, а цветы — подарок коллег), назовем его букето-фото.

Рекрутер видит оранжерею. Он не видит кандидата. Посыл непонятен. Это должно быть красиво? Почему такую красоту и сразу на документ, несущий деловую информацию, мы же не на этапе романтического знакомства? Вам дарят красивые букеты? Мы очень рады, но это не Instagram, а деловой профиль.

  • В ресторане в вечернем платье (парк, пляж, любая лаундж-зона). Мужчины иногда — за столом в ресторане или пабе, с меню, на котором виден логотип заведения, возможно, на столе уже что-то накрыто из еды и напитков.

Рекрутер: у кандидата больше не было ни одной приличной фотографии, кроме как «вот он, красивый, пошел в ресторан»? Это печально. Ведь это личная жизнь человека, до которой мы еще не дошли. Кандидат на фото очевидно счастлив, расслаблен, доволен собой и, возможно, уже слегка нетрезв. А рекрутер-то на работе собран, трезв и настроен совершенно на другое. Очевидная нестыковка настроений.

  • Тачки-фото, и тут возможно несколько вариантов: девушки с губками уточкой за рулем или буквально в пути. Вот я водитель, вот моя машина, вот я вся в движении. Или кандидат (чаще мужчина) на фоне не своего, модного и очень дорогого, по его мнению, авто.

Рекрутер думает: зачем мне чужая тачка, в чем посыл? Информацию о наличии своей машины можно написать в разделе «Обо мне». Он хвастается? Но есть более изысканные формы.

  • Лифто-фото, зеркало-фото. Тут, как правило, мы видим кандидата в полный рост, в модном спортивном костюме до или после бега, до или после фитнес-клуба или в новом пальто, чтобы показать в целом стиль, фигуру и удачный ракурс.

Рекрутер может полюбоваться. Хоть какая-то польза от профессии ресечера, но для решения о приглашении на интервью совершенно бесполезная информация.

  • С сигаретой. Отнесем это к будуарным фотографиям. Вредные привычки всегда работают против вас, оставьте это для соцсетей и внукам показать, как вы прожигали молодость.
  • С отрезанными или вырезанными мужчинами, женщинами, детьми, спонсорами, пьяными друзьями. Тут может быть разный вариант дресс-кода. Например, я была на очень важном мероприятии, и это рука олигарха. Или меня вообще-то обнимали, но я напряглась и сделала из этого фото для резюме.

Рекрутер в низком реверансе и всяческих благодарностях, попытка зачтена, но рекомендации, как пойти более простым путем, читайте в конце текста.

  • С собаками и домашними животными. Это хорошо, но интимно, а у нас стадия делового знакомства. Информация как минимум лишняя, как максимум — раздражающая.
  • На лавочке у подъезда — это даже хуже, чем лифто-фото и тачки-фото.
  • Шаловливая кокетка, томный взгляд из-под густых нарощенных ресниц, заваленный горизонт, изысканно поставленная рука, слегка отодвинутая ножка, приоткрытый рот, закушенный мизинец. Все это отнесем к разряду интимных фото, не выбрасывайте, все подойдет для Tinder.

Что же этим бездушным, лишенным чувства прекрасного HR-ам надо, спросите вы, и будете абсолютно правы. Никакого сердца у них нет, роботы, а не люди. Их вполне устроит, если вы пойдете в фотоателье и попросите сделать вам открытое, дружелюбное, деловое фото, где вы будете смотреть прямо в камеру, возможно, улыбаться на фоне нейтрального цвета стен.

В строгой, спокойной деловой одежде, красивом деловом мейкапе, с неброской, но красивой прической, и весь ваш образ будет демонстрировать один большой посыл: я позитивный, проактивный, открытый, с легким характером, без очевидных проблем человек, готовый уже завтра приступить к работе.

Ничего особенного, будьте собой, без кошек, собак, сигарет, детей, отрезанных рук, без машин, букетов, губок уточкой, томных взглядов и чужих дорогих авто.

Не хотите идти в ателье, сделайте то же фото на обычный телефон.

Это начало делового знакомства. Такое видео «здравствуйте, я бы хотел у вас работать». Вроде бы совсем мелочь, но из деталей и складывается цельный образ и общее приятное первое впечатление. И именно это резюме с этим фото будет потом передаваться с каждым следующим этапом собеседований все выше до человека, принимающего решение о том, взять ли вас на работу.

44
7 комментариев

Комментарий удалён модератором

неподобающие это какие? как стоп-фото? Я бы сказала по очень скромным подсчетам около 70% минимум. А если не быть такой строгой к себе - 85.

Про фото совершенно не согласен, если речь идёт резюме в любые финансовые организации (если не предполагается работа с клиентом). Даже в известных мануалах по резюме пишут - лучше без фото. И знакомые HR из международных компаний аналогичного мнения придерживаются

А можете привести примеры из каких компаний hrы любят cv без фото? Просто названия компаний?

hr - это очень странные люди.

они любят например тебе докучивать своими письма, а когда ты им говоришь "ну хорошо, я согласен, мне удобно пособеседоваться" и называешь время - они пропадают. вообще.

ещё они любят делать далекоидующие выводы по всякой фигне.

и ещё они всегда просят твоё резюме. всегда. когда их отправляешь на мой сайт где можно всё увидеть, они обижаются и больше не отвечают.

недовольство hrами и претензии к ним - тема бесконечная )