Онлайн-торговля развесным товаром без головной боли или как мы автоматизировали сеть магазинов сыра

Онлайн-торговля развесным товаром без головной боли или как мы автоматизировали сеть магазинов сыра

Всем привет! Мы команда разработчиков vysota.digital, хотим поделиться интересным с точки зрения автоматизации бизнес-процессов кейсом.

Уверены, что для любого бизнеса из сферы "торговли развесной продукцией" и просто любителям автоматизации данный кейс принесет много полезной информации.

О проекте

Интернет-магазин для сети магазинов по продаже сыров Art du gout в Санкт-Петербурге на базе 1С-Битрикс, редакция «Бизнес».

Клиент обратился с задачей разработать новый интернет-магазин, так как имеющийся на tilda не устраивал по множеству причин. Но идея, на которой основан кейс, зародилась при изучении особенностей бизнеса и ниши.

Первая особенность — весь сыр хранится в головах и нарезается перед отгрузкой покупателю. Сыр бывает разной плотности, следовательно на одинаковый объем продукта имеем разный вес.

Онлайн-торговля развесным товаром без головной боли или как мы автоматизировали сеть магазинов сыра

Если проще, отрезать кусок ровно 100 грамм, как заказал покупатель, практически невозможно и погрешность может достигать +-50 грамм, а это на секунду +-150 рублей к сумме заказа просто на основе одной позиции.

Следовательно, итоговую сумму заказа можно сказать только после нарезки, а не до.

Вторая особенность — онлайн-заказы обрабатывают кассиры в точках продаж, помимо работы с живым трафиком покупателей.

Онлайн-торговля развесным товаром без головной боли или как мы автоматизировали сеть магазинов сыра

Из этих двух особенностей складывается сложный и долгий процесс от покупки до отгрузки.

Предлагаем бегло взглянуть на алгоритм работы с онлайн-заказами до разработки решения от команды vysota 😢:

  • Покупатель делает заказ в интернет-магазине без оплаты.
  • Администратор переносит номер телефона клиента с интерфейса CRM в мобильный телефон руками для звонка или общения в мессенджере.
  • Администратор связывается с клиентом и уточняет детали.
  • Администратор проверяет остатки в точках продаж (кому отдать заказ) .
  • Администратор передает кассиру конкретной точки заказ в работу с помощью мессенджера.
  • Кассир нарезает нужное кол-во продукта и считает сумму на калькуляторе.
  • Кассир заходит в банк-клиент для создания прямой ссылки на оплату нужной суммы (предварительно запросив смс для входа в кабинет банка).
  • Кассир отправляет клиенту ссылку на оплату с помощью мессенджера.
  • Клиент оплачивает.
  • Кассир проверяет факт оплаты повторным заходом в интерфейс банк-клиента.
  • Кассир заходит на сайт компании Dostavista (логистическая компания) и делает заявку, заполняя все поля адреса забора и доставки заказа.
  • Кассир вносит данные о заказе в exel-таблицу.

Вот такой непростой путь проходил каждый заказ в сети. У любого читателя связанного с бизнес-автоматизацией уже затряслись руки и задергался глаз (искренне понимаем).

Решение

Первым делом составили карту логики проекта. Старались описать и систематизировать все процессы торговли и взаимодействий.

Описали полную логику работы проекта от структуры до полного алгоритма обработки заказов.
Описали полную логику работы проекта от структуры до полного алгоритма обработки заказов.

Стало понятно, что стандартной системой отгрузки (сначала оплата, потом товар) решить задачи бизнеса не получится, хотя бизнес и не видел для себя других решений (благо, такой интересный проект попал в руки именно к нам) .

Перед командой vysota стояли две большие задачи, вытекающие из особенностей проекта.

Первая задача — разработать интернет-магазин с системой оплаты заказа по факту нарезки продукта.

Вторая задача — разработать графический интерфейс обработки заказов для кассиров, так как просто вручить кассирам интерфейс админки с его излишним функционалом создало бы кучу проблем (учитывая, что кассиры, как выяснилось, не самые опытные пользователи ПК).

Система оплаты заказа по факту

Итак, в недолгих поисках привлек внимание кейс от проекта "ВкуссВилл". Ведь похожая система отгрузки весовых товаров у проекта имеется.

В итоге были рассмотрены 3 варианта проведения оплаты, из которых был выбран одностадийный вариант с авторизацией карты покупателя с помощью транзакции в 1 рубль.

Таким образом, мы получаем RebillID пользователя и возможность списать с карты необходимую сумму по факту комплектации заказа.

Систему реализовали с помощью API интернет-эквайринга от Тинькофф. К сожалению, в поддержке на момент запуска не сразу поняли что мы хотим, так как данная система не попадает под понятия автоплатежа, хотя таковым является. Пришлось достаточно долго общаться и уточнять принцип работы системы.

Итоговый алгоритм работы системы 😃:

  • Покупатель делает заказ и проходит авторизацию банковской карты с помощью транзакции в 1 рубль.
  • Администратор распределяет заказ в системе.
  • Кассир производит нарезку товара.
  • Итоговая сумма списывается с карты покупателя.

Дополнительно:

  • Если нужной суммы в момент списания на карте не оказалось, то клиенту автоматически по номеру телефона отправляется ссылка на оплату, по которой можно в любой момент оплатить заказ.
Онлайн-торговля развесным товаром без головной боли или как мы автоматизировали сеть магазинов сыра

Результат данного этапа - интернет-магазин на базе 1С-Битрикс. Интерфейсы разработаны по принципу mobile first, так как трафик ~80% мобильный.

Отличительные фичи интернет-магазина:

  • Авторизация пользователя по смс.
  • Система отслеживания статусов заказа.
  • Сохранение адреса доставки пользователя.
  • Проверка возраста пользователя для алкогольной продукции и скрытие фотографий алкоголя в каталоге для непроверенных пользователей.

Интерфейсы для кассира и автоматизация

На наш взгляд это самая интересная часть, так как на данном этапе особенно чувствуется результат из разряда "было — стало".

Было принято решение создать отдельный личный кабинет для администратора и кассира, адаптированный под сенсорный ввод.

Это дает возможность вести работу с заказами с любого планшета или ноутбука в удобной среде.

Особенно хорошо решение вписывается в формат бизнеса, так как в планах у компании открывать небольшие точки продаж и с помощью планшета подключать точку к системе отгрузок. Формат хорош как для организации работы собственной сети, так и для франшизы.

Для нас было важно автоматизировать все что в наших силах. В процессе это вызывало дикий азарт и спортивный интерес. Вот что из этого вышло:

Из дополнительных фич:

  • Для коммуникации с клиентом в интерфейсе есть возможность позвонить клиенту или написать в мессенджер «здесь и сейчас».
  • Проверки заказа на всех этапах. Например, без указания кол-ва или веса для каждой позиции система не пропустит на этап списания средств с карты.
  • Возможность укомплектовать товарные наборы (взвешивание и редактирование содержимого).
  • Итоговым этапом кассир оформляет доставку в сервисе Dostavista, не покидая интерфейс.
  • Цветовая индикация перевеса или недовеса от стартового веса заказа.
  • На всех этапах сборки заказа покупателю приходят смс-уведомления.
  • Покупатель может следить за статусами выполнения заказа на специальной странице или в личном кабинете.

В итоге мы провели обучение сотрудников и интегрировали решение в действующий бизнес.

Инструмент значительно сократил кол-во лишних действий и потраченного времени на оформление заказа.

По нашим подсчетам приблизительное время комплектации заказа сократилось в ~5 раз (за основу брали время на оформление заказа со слов кассиров и текущий результат с момента создания заказа до момента полной комплектации) .

Билеты на мероприятия по QR-коду и сертификаты

Еще одно решение, которое облегчило жизнь кассирам.

Art du gout проводит мероприятия на различные дегустации.

Ранее каждый проданный билет фиксировался в exel-таблице. После продажи кассиры в ручном режиме отправляли покупателю некий номер билета, по которому он мог посетить мероприятие.

Как и в прошлых примерах, это много лишних действий и времени.

В итоге мы реализовали систему, при которой покупателю билета приходит QR-код и информация о мероприятии.

Кассир сканирует QR-код с помощью мобильного телефона и активирует билет. Билет использован.

Образец письма с билетом. Данный билет уже использован, но можно отсканировать и посмотреть страницу с информацией о билете.
Образец письма с билетом. Данный билет уже использован, но можно отсканировать и посмотреть страницу с информацией о билете.

Больше никаких табличек, ручного труда и потраченного времени.

Тоже самое касается продажи сертификатов. При продаже система генерирует промокод на нужный номинал и отправляет пользователю в автоматическом режиме.

Заключение

Кейс получился многогранным с точки зрения объема работ и задач.

В статье мы практически не упомянули работы над интернет-магазином, хотя можно написать отдельную статью на тему решений и функционала. Вы можете ознакомиться с нашей работой по ссылке.

Результат нашей работы - интернет-магазин, система обработки заказов для кассиров, система продажи билетов на мероприятия.

На стороне клиента по вопросам товарной выгрузки из 1С работала команда "Первый Бит". Команда показала себя максимально компетентной в области решения сложных задач. Рекомендуем к сотрудничеству.

В данной работе нам удалось сэкономить рабочие часы сотрудников Art du gout, минимизировать человеческий фактор и организовать обучение сотрудников новому решению с помощью обучающих роликов.

Будем рады вопросам и комментариям. Всем добра!

33
2 комментария

Ээх. А я бы по-другому сделал. И кассира с администратором бы исключил из процесса. Дарю революционную идею из недр советского гастронома. Сыр нарезается популярными кусками заранее. С шагом например в 50-100 граммов от 100 гр до 1 кг. Погрешность нарезки из-за разной плотности сыра учитывается при финальном взвешивании и формируется ID конкретного куска. И кусок идет в накопитель на склад, а инфа о нем появляется в разделе товаров. С весом-ценой. При выборе товара покупатель тыкает в свой сорт Грюер и выбирает вес - 150 грамм. Ему падает «в корзину» готовый рандомный кусок весом к примеру 162 грамма и уже понятной ценой и местом в накопителе.

1
Ответить

Здравствуйте! Хорошая попытка :) Такой ход мыслей возник в самом начале и к сожалению оказался нереальным. Сыр в нарезанном виде хранится колоссально меньше, а советский гастроном как мы знаем не сталкивался с проблемой реализации товара.

Админа убрать сложно, так как на текущий момент именно он регулирует и локацию сборки и перемещения товара между складами (в общем есть нюансы внутренней кухни).

Кассир же вообще главное звено, так как он собирает и упаковывает заказы среди которых много подарочных наборов, корзиночки, ленточки и открытки с пожеланиями.

Спасибо за обратную связь!

1
Ответить