Хотите продать или купить бизнес в Республике Беларусь?

Ключевые моменты, которые необходимо учесть:

- ограничения Указа Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 г. №93;

- требования антимонопольного законодательства.

Более подробно о них - в этой статье.

1. В качестве вступления пару слов о порядке купли-продажи бизнеса в РБ.

Юридическое оформление купли-продажи бизнеса в РБ зависит от организационно-правовой формы юридического лица (ООО, ЗАО, УП и т.п.) и ряда условий такой сделки (кто является сторонами сделки – юридические или физические лица, резиденты или нерезиденты РБ, какие требования Устава предприятия к сделке и т.п.).

Если взять самую простую и «стандартную» сделку, например, купля-продажа доли в уставном фонде Общества с ограниченной ответственностью между продавцом гражданином РФ и покупателем гражданином РБ, то она обычно сводится к следующему:

1) оформляется письменное согласие супруги продавца доли;

2) оформляется отказ остальных участников общества/самого общества от покупки данной доли в порядке, предусмотренном Уставом общества;

3) заключается договор купли-продажи доли в уставном фонде ООО;

4) общество уведомляется о состоявшейся продаже доли;

5) Общее собрание участников общества в новом составе утверждает изменения в Устав общества, новый состав участников общества подписывает их;

6) оплачивается государственная пошлина (примерно 1 320 рос. руб. на 10.05.2022 г.);

7) пакет документов подается в регистрирующий орган (в большинстве случаев – это местный исполком):

- заявление по форме с Приложением А на нового участника;

- платежное поручение об оплате государственной пошлины;

- изменения в Устав общества в 2 экз. и их электронная копия, например, на диске.

При подаче документов сотрудник регистрирующего органа сразу производит государственную регистрацию изменений в Устав общества и возвращает один экземпляр Устава со штампом.

Повторю, что описанная процедура и пакет документов может отличаться с учетом особенностей конкретно вашей ситуации и ваших пожеланий. Например, если вы хотите продать или купить акции в акционерном обществе – необходимо дополнительно учитывать требования законодательства о ценных бумагах.

Вместо продажи ООО участник общества вправе подать заявление о выходе из общества. В этом случае доля переходит к самому обществу, а этому участнику выплачиваются действительная стоимость доли и приходящаяся на его долю часть прибыли. Формально-юридически это не является продажей доли и не сопровождается заключением договора купли-продажи доли между выходящим участником и самим обществом.

На рынке РБ существует огромное множество юридических фирм, специализирующихся на оформлении такого рода корпоративных процедур. Они помогут оформить изменения в Устав общества в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 г. №2020-XII «О хозяйственных обществах», которая вступила в силу 28.04.2021 г., и помогут учесть все нюансы сделки. Однако рекомендую самостоятельно вникнуть в ключевые моменты продажи бизнеса и контролировать соблюдение юристом всех формальностей. За свою 15-летнюю практику я ни разу не видела, чтобы юриста привлекли к ответственности за ошибку, допущенную в документах или прохождении процедуры покупки фирмы. Риск негативных последствий, в первую очередь, несут стороны сделки.

2. Что изменилось с момента принятия Указа Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 г. №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики»?

Были введены некоторые ограничения на продажу бизнеса в РБ в случае, если продавцом выступает лицо из иностранного государства, совершающего недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.

Так, согласно п. 2.13 Указа №93 «запрещается отчуждение участниками (акционерами) юридических лиц Республики Беларусь, которые являются лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц по перечню, определяемому решением Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленным в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь».

Небольшая ремарка. Допустим, сделка по продаже доли была заключена до 14.03.2022 г. (до вступления в силу Указа №93), или участник общества вместо продажи доли решил реализовать свое право на выход из состава участников общества и подал соответствующее заявление. В этой ситуации вы можете столкнуться с тем, что регистрирующий орган откажет в государственной регистрации изменений в Устав общества. Автор рекомендует как минимум позвонить в регистрирующий орган и получить устную консультацию на этот счет, чтобы принять правильное управленческое решение до того, как нести расходы по оформлению сопутствующих документов.

Согласно ст. 170 Гражданского Кодекса Республики Беларусь сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна.

При наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного).

При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Республики Беларусь.

Таким образом, риски нарушения запрета, установленного Указом №93, крайне высокие.

С 08.04.2022 г. вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2022 г. №209 «О перечне иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц», в перечень были включены все государства-члены ЕС, а также Австралийский Союз, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория, Швейцарская Конфедерация.

Существует мнение, что п. 2.13 Указа №93 может быть применен на практике только после утверждения Советом Министров Республики Беларусь перечня конкретных юридических лиц РБ, в которых лицам из "недружественных стран" запрещено отчуждать доли (акции), а до утверждения такого перечня запрет на отчуждение долей (акций) в уставных фондах не действует. Однако официальные разъяснения о порядке применения п. 2.13 Указа №93, которые могут подтвердить такое мнение, отсутствуют. Поэтому такие сделки могут быть заключены на свой страх и риск, а практика применения покажет дальнейшую судьбу таких сделок. Специфика ведения бизнеса в РБ заключается в том, что такие последствия могут наступить и по истечение n-ного количества лет. Так что сложно представить юриста, который подпишет юридическое заключение о гарантии законности такой сделки без оговорки "риск заключается в том, что....".

Также пунктом 2.10 Указа №93 Совету Министров Республики Беларусь было предоставлено право в 2022 году принимать решения о приостановлении исполнения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь с государствами, включенными в вышеуказанный перечень, в определенных случаях изменять ставки налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и т.п.

3. Не забудьте получить согласие антимонопольного органа на куплю-продажу бизнеса

Если вы не подпадаете под ограничения Указа №93, второй ключевой момент – проверить, необходимо ли вам получить согласие антимонопольного органа на покупку фирмы.

На практике бытует заблуждение, что Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 г. №94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» распространяется только на юридических лиц, которые занимают доминирующее положение на рынке Республики Беларусь. Однако это не так.

Создание, реорганизация и покупка бизнеса в Республике Беларусь признается экономической концентрацией. Сама по себе она не запрещена, но в определенных случаях требует получения согласия антимонопольного органа (до совершения таких действий) или письменного уведомления антимонопольного органа (после совершения таких действий).

Экономическая концентрация – это сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозяйствующих субъектов - юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции.

Продолжая пример с продажей доли в уставном фонде Общества с ограниченной ответственностью, необходимо проверить, подпадает ли сделка по купле-продаже доли в уставном фонде общества под действие пп. 1.6. п.1. ст. 32 и ч. 1 п. 1 ст. 34 Закона.

Согласно пп.1.6. п.1 ст. 32 Закона экономической концентрацией признается, в том числе, «приобретение хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, лицами, входящими в одну группу лиц, в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора поручения, голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при котором такие хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, лица, входящие в одну группу лиц, получают право распоряжаться в совокупности более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при условии, что до этого приобретения они не распоряжались акциями (долями в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта или распоряжались не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта, а также если приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта осуществляется хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, лицами, входящими в одну группу лиц, распоряжающимися не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта, если такие хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, лица, входящие в одну группу лиц, получают право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких акций (долей в уставном фонде)».

Согласно п. 4 ст. 32 Закона под приобретением долей в уставном фонде хозяйственных обществ понимаются покупка долей в уставном фонде, а также получение возможности осуществления права голоса, предоставленного долями в уставном фонде хозяйственных обществ, в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора поручения или по иным основаниям.

Таким образом, экономической концентрацией будет признано приобретение как 25,01% доли в уставном фонде общества, так и, например, 15% доли в уставном фонде общества, если покупатель уже имеет возможность осуществлять право голоса в этом обществе в размере 40%.

В Законе предусмотрены исключения. Так, согласно пп.3.6. п. 3 ст. 32 Закона не являются экономической концентрацией действия по приобретению хозяйственным обществом долей в уставном фонде этого общества.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 34 Закона согласие антимонопольного органа требуется в случае приобретения «голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, а также приобретение прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, указанные в подпунктах 1.4 - 1.7 и 1.10 пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, в случае, если балансовая стоимость активов хозяйствующего субъекта, голосующие акции (доли в уставном фонде) которого и (или) права в отношении которого приобретаются, либо лица, приобретающего такие акции (доли в уставном фонде) и (или) права в отношении хозяйствующего субъекта, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, превышает двести тысяч базовых величин или объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году приобретения, превышает четыреста тысяч базовых величин либо если один из названных хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.».

Таким образом, если сделка купли-продажи доли в уставном фонде ООО приводит к экономической концентрации, но не подпадает под указанные критерии, то на ее заключение не требуется согласие антимонопольного органа.

Если же сделка подпадает под указанные критерии, то согласно п. 2 ст. 32 Закона она заключается только после получения согласия антимонопольного органа либо заключается под отлагательным условием.

В случае, когда для заключения договора купли-продажи доли в уставном фонде общества необходимо получение согласия антимонопольного органа, покупатель, продавец либо само общество вправе обратиться в антимонопольный орган за его получением.

Согласно п. 2.8.4. Перечня административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 г. №548, «получение документа о согласии на приобретение голосующих акций (долей в уставных фондах) хозяйствующего субъекта» относится к ведению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - МАРТ) и выдается бесплатно.

С 27.03.2022 г. вступил в силу Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 2.8.4, утв. Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31.01.2022 г. №11. Согласно п. 2 Регламента в антимонопольный орган предоставляются следующие документы заинтересованным лицом:

1) заявление о выдаче документа о согласии на приобретение голосующих акций (долей в уставных фондах) хозяйствующего субъекта по форме согласно Приложению №1;

2) копия бухгалтерского баланса общества с отчетом о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления (за исключением организаций, не составляющих бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством);

3) сведения об основных видах деятельности, основных видах товаров (работ, услуг) по форме согласно Приложению №2 отдельно на приобретателя и на общество;

Следует обратить внимание, что Приложение №2 дополнительно оформляется на каждое лицо, входящее в одну группу лиц согласно ст. 8 Закона, и осуществляющих деятельность на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, на котором осуществляют деятельность приобретатель, общество. Перечень таких лиц будет составлен при заполнении Приложения №3, о котором пойдет речь позже.

4) сведения о лицах, входящих в одну группу лиц по форме согласно Приложению №3 отдельно на приобретателя и общество. Перечень групп лиц составляется на основании ст. 8 Закона;

Для минимизации ошибок при заполнении Приложения №3 рекомендуется заполнять его в три этапа:

1 этап: составить перечень юридических и физических лиц, которые могут прямо или косвенно, единолично или совместно влиять на принятие решений обществом, доли в уставном фонде которого приобретаются, включая перечень их родственников. Рекомендуется также схематично нарисовать все юридические лица с обозначением связанных с ним физических лиц на одном листе;

2 этап: составить список всех групп лиц согласно ст. 8 Закона;

3 этап: составить перечни групп лиц, в которые входит приобретатель доли и общество, доли в уставном фонде которого приобретаются.

И только после прохождения всех трех этапов – приступать к заполнению Приложения №3.

5) проект договора купли-продажи доли в уставном фонде ООО;

6) приобретателем - нерезидентом Республики Беларусь дополнительно представляется:

- выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения, которая должна быть легализована, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) и датирована не позднее 1 года до дня подачи заявления;

- документ, подтверждающий государственную регистрацию филиала, представительства (при наличии зарегистрированных в Республике Беларусь филиалов, представительств);

7) заинтересованным лицом при необходимости могут представляться иные документы, предусмотренные в ч. 1 п. 2 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 г. №433-З «Об основах административных процедур».

Согласно п. 4 ст. 34 Закона после подачи документов, антимонопольный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления принимает решение об отказе в его принятии в случае, если документы и (или) сведения, указанные в п. 2 ст. 34 Закона, не представлены либо не соответствуют установленным требованиям.

Если документы и сведения предоставлены в полном объеме и соответствуют установленным требованиям, то согласно п. 5 ст. 34 Закона антимонопольный орган в течение 30 календарных дней со дня получения заявления по результатам его рассмотрения принимает:

1) решение о согласии на приобретение голосующих долей в уставном фонде хозяйствующего субъекта. При этом в таком решении о согласии могут содержаться требования, устраняющие или уменьшающие отрицательное влияние приобретения голосующих долей в уставном фонде на конкуренцию. Такие требования могут касаться ограничения в управлении, пользовании или распоряжении имуществом.

Согласно п. 7 ст. 34 Закона такое решение действительно в течение 1 года со дня принятия решения.

2) мотивированное решение об отказе в согласии на приобретение голосующих долей в уставном фонде хозяйствующего субъекта, если:

- такие действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

- при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности приобретения голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, имущества коммерческой организации, является недостоверной и (или) неполной.

Неполучение согласия антимонопольного органа, а равно невыполнение требований, содержащихся в решении о согласии антимонопольного органа, если соответствующие сделки фактически были совершены и это привело к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции, являются основаниями для признания судом таких сделок недействительными по иску антимонопольного органа.

P.S. На практике возникает очень много вопросов при составлении групп лиц по ст. 8 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 г. №94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и заполнении Приложения №3. Я постаралась ответить на все эти вопросы, разобрала реальный кейс из практике и дала ряд практических рекомендаций на своей странице kozhich.online (кейс составлен на основе законодательства РБ и практики его применения антимонопольным органом по состоянию на 07.05.2022 г.). Доступ к материалу платаный, но цена символическая, если сравнивать с ценностью этого материала .

Подписывайтесь на kozhich.online и получайте уведомления о моих новых материалах, в которых я подробно раскрываю юридические аспекты ведения бизнеса в РБ и лайфхаки из жизни.

© Лариса Кожич, 2022. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) и (или) иное использование материала без предварительного письменного согласия правообладателя. За исключением цитирования материала не более 20% текста, которое разрешено при условии указания ссылки на оригинал публикации и слов «автор Лариса Кожич, сайт kozhich.online».

33
3 комментария

Денис, верно подмечено. Ведь я писала пост с качественным материалом, который подробно раскрывает тему, и было желание помочь кому-то, для кого тема актуальна. Не было цели написать что-то с кликбейтным заголовком и "водой" внутри. Спасибо за обратную связь, буду знать, что мои будущие подписчики - это редкие любители лонгрида)

Скажите, пожалуйста, а что по поводу Указа 126, который устанавливает ограничения по оплате доли, вклада, пая в имуществе юридического лица - нерезидента?