Три правила, которые помогли сделать топовое приложение: история создания Divplan

О том, почему при создании продукта нужно уделять особое внимание точечным проблемам ЦА, в чем прелесть растущего рынка и что должно быть в инвестиционном приложении, чтобы оно попало в топ App Store и Google Play

Как вы думаете, какие факторы помогают создать продукт, попадающий в топ App Store и Google Play? В этом материале я хочу рассказать о трех правилах, которые помогли запустить приложение, скачивающее тысячи пользователей. Речь пойдет об инвестиционном продукте Divplan, который вывел пользовательский опыт на новый уровень.

Divplan — это приложение для расчета и прогноза по выплатам дивидендов и купонов от инвестиций в ценные бумаги. На сегодняшний день продуктом пользуются более 100 тыс. человек. А в 2020 году Divplan попал в топ-5 самых популярных приложений в App Store и Google Play в категории «Финансы». Но обо всем по порядку.

Мой бэкграунд

До разработки приложения Divplan я уже работал с инвестиционными проектами, поэтому понимал, как устроен рынок и какие существуют тенденции.

  • С 2016 года создавал и развивал инвестиционные и брокерские продукты.
  • Участвовал в цифровой трансформации в брокере у одного из топ-20 банков — перевел клиентов в цифровой формат: от открытия до торговли.
  • Реализовал мобильное приложение для одной из топ-20 бирж с дневным оборотом более $1 млн.

Забегая вперед, глубокое знание рынка стало еще одним фактором, который сделал сервис успешным среди пользователей.

Три правила, которые помогли сделать топовое приложение: история создания Divplan

Делайте продукт на растущем рынке

В конце 2019 года я заинтересовался темой прогнозов для инвесторов на рынке России, владеющих дивидендными акциями. Проанализировав их опыт, оказалось, что в сфере удобства образовалась значительная просадка — далеко не у всех брокеров были прогнозы по дивидендам в приложениях. На рынке на тот момент существовало всего несколько мобильных сервисов, но они не давали прогноз, привязанный к портфелю пользователя. Из-за этого вытекала значительная сложность для инвесторов — им приходилось считать все вручную, и чтобы получить прогноз по дивидендам, следовало каждый раз заносить портфель по новой.

Тогда многие частные инвесторы следили за дивидендами на сервисе Dohod.ru, однако он не был достаточно удобным, так как отсутствовало мобильное приложение и функция сохранения данных по портфелю. Приходилось каждый раз заново вносить все инструменты, что занимало много времени. Поэтому хотелось создать продукт, который бы перекрывал эти пробелы.

Я поверил в эту идею и вместе с командой приступил к работе над сервисом. Была гипотеза, что за решение проблемы по отслеживанию дивидендов пользователь будет готов оформить платную подписку, которую мы начали проверять с MVP.

Правило № 1 — делайте продукт на растущем рынке и тщательно анализируйте те сервисы, которые уже существуют. А лучше — пользуйтесь ими сами. Если брать Divplan, то с момента его запуска количество пользователей на Московской бирже увеличилось в четыре раза. Когда ниша заполнена до предела, войти в рынок с сильным конкурентным сервисом довольно трудозатратно. Однако создавая продукт на развивающемся рынке, вы можете опередить конкурентов, так как решений еще не слишком много, а значит закрыть потребности аудитории проще. Правила растущего рынка я придерживался и при создании сервиса тренировок ZoomClass.

Выделяйте точечные проблемы вашей ЦА

Проведя интервью с инвесторами и подтвердив проблему, мы с командой перешли к анализу рынка. Из имеющихся решений по управлению инвестициями практически все оказались ориентированы на профессиональных инвесторов и были представлены в первую очередь в вебе. Мобильные каналы дорабатывались по остаточному принципу, и для инвесторов это было совершенно неудобно.

Для проверки гипотезы была привлечена команда профильных мобильных разработчиков, которые до этого реализовывали биржевые приложения и игры для инвесторов. Первую версию MVP мы собрали за 14 дней. Суть была в том, что клиент мог указать акции из своего портфеля, которые есть на Московской бирже, и в режиме реального времени видеть, как меняется дивидендный прогноз по портфелю.

Так выглядела первая версия MVP
Так выглядела первая версия MVP

Если в портфеле 5 и более активов, пользователю предлагалось оформить подписку по цене чашки кофе — 150 р/мес. Чтобы получить первых пользователей, мы заказали рекламу в телеграм-каналах по инвестициям с общим охватом аудитории 30К. Увидев положительную динамику в оформлении подписки, мы углубились в анализ и составление продуктовой дорожной карты.

Правило № 2 — изучая незакрытые боли клиентской аудитории, я старался точечно выделить проблемы сегмента и сосредоточиться на наиболее приоритетных из них. Предложив для этих болей решение, мы сделали хороший go to market.

На самом деле идей по развитию было очень много, некоторые из них даже конфликтовали между собой. Однако применив продуктовый подход по приоритезации RACI, удалось выделить наиболее важные направления для ускорения привлечения и удержания платежеспособных подписчиков.

Учитесь слышать свою аудиторию

Убедившись в спросе на наш сервис и в готовности платить за него деньги, мы начали более детально прорабатывать пути развития. В первую очередь мы организовали чат с пользователями, где формировалось отличное лояльное сообщество людей, которым нравится продукт. Именно этот чат нам помог усовершенствовать приложение, так как пользователи регулярно рассказывали, чего им не хватает и с какими проблемами они сталкиваются. Иногда мнения даже конфликтовали между собой, но в споре рождается истина.

Также одним из катализаторов перехода от дивидендного калькулятора к полноценному сервису по управлению инвестициями стал интересный кейс, когда у клиента имелось несколько счетов у разных брокеров, но у него была потребность отслеживать все в одном месте. Еще один кейс — управление активами семьи, когда у жены и мужа есть ИИС, а управляет всем один и есть потребность отслеживать активы в одном месте. Увидев незакрытые задачи наших пользователей, мы стремились внести новые функции в сервис и улучшить пользовательский опыт.

Опросы в нашем сообществе
Опросы в нашем сообществе

Правило № 3 — необходим постоянный диалог с аудиторией и работа над улучшением продукта. Когда рынок растет, запросы пользователей растут вместе с ним. Поэтому при создании сервисов я придерживаюсь стратегии, когда от своих клиентов нужно получать ценную обратную связь, чтобы предлагать им продукт, действительно закрывающий их потребности.

Еще немного о том, почему клиенты готовы платить за Divplan

Все три фактора, а именно растущий рынок, точечное выделение проблем и диалог с аудиторией, безусловно, сыграли свою роль в успехе Divplan. Однако это бы не сработало, если бы наша команда действительно не была заинтересована в том, чтобы создать приложение, которое приносит пользу. И я хочу вам подробнее рассказать, какие решения реализовала наша команда.

Текущая версия приложения Divplan
Текущая версия приложения Divplan

Сделали прозрачными комиссии и налоги

Отдельной болью для клиента было правильно посчитать налоги пользователей. С налогами чаще всего помогают брокеры, но клиентам не всегда понятно, как они влияют на итоговую прибыль. Не менее была важна прозрачность комиссий, чтобы принять правильное решение по выбору брокера и тарифов. Исходя из этого запроса мы внедрили базовые сценарии расчета комиссий и налогов.

Добавили развернутую аналитику

В приложении помимо стандартного анализа мы добавили возможность указать свои цены и проанализировать события по истории, комментируя свои действия для ретроспективного анализа.

Усилили безопасность

Еще один сценарий, который просили закрыть пользователи, — это внедрение защиты пинкодом приложения, чтобы обезопасить данные о своих инвестициях.

Добавили возможность хранения данных в облаке

Чтобы пользователям было удобно работать с нашим приложением на разных устройствах с одного аккаунта, не перенося все заново, мы добавили возможность хранения данных в облачном хранилище.

Предоставили автоматическое изменение портфеля по API

Отдельным бонусом стало автоматическое изменение портфеля клиента по API, подключив токен. К сожалению, такой функционал в открытом доступе был только у брокера Тинькофф, и то до конца не стабилизирован. Однако в перспективе такая технология смогла бы закрыть сложности клиента с ручным вводом данных о сделках.

Монетизация Divplan

Читателей всегда интересует прибыль, поэтому я решил выделить это в отдельную часть материала. Во-первых, доход Divplan идет с месячной ($1,49), годовой ($12,99) и вечной подписки ($44,99). Отдельно хочу сказать именно о годовой подписке. Она позволяет быстрее отбить вложения, а клиент получает более выгодные условия при годовом обслуживании.

Второй денежный поток, хотя он напрямую относится и к первому — акции на подписки. Это отличный рабочий механизм для привлечения дополнительных средств. Особенно хороший показатель конверсии был у акций в «черную пятницу».

Как итог, топ-5 Grossing apps

Осенью 2020 года Divplan попал в топ-5 продаваемых приложений в App Store и Google Play в категории «Финансы», что было очень приятно. Во многом это стало возможно за счет слаженных действий всех членов команды и глубокого понимания рынка.

Рейтинг приложений в App Store по версии сервиса Appfollow, октябрь 2020
Рейтинг приложений в App Store по версии сервиса Appfollow, октябрь 2020
Рейтинг приложений в Google Play по данным App Annie
Рейтинг приложений в Google Play по данным App Annie

Летом 2021 года я вышел из проекта, так как сервис перешел на операционное управление. Тем временем Divplan продолжает развиваться и радовать клиентов. За три года существования приложение установили более 100 тыс. пользователей. Однако это промежуточные итоги, ведь Divplan остается на рынке и будет развиваться дальше. Принципы, которыми я руководствовался при создании Divplan, оттачивались годами и формировались с опытом. Если говорить обо мне, то сейчас я продолжаю работать в сфере финтех, и подробности нового проекта расскажу вам в конце года.

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях или на почту art-ostapchuk@yandex.ru, и я с радостью отвечу.

55
3 комментария

Спасибо, хороший кейс!
Интересно еще было бы узнать, как дальше продвигали приложение? В материале говорится только о телеграм-каналах для раскрутки mvp.
В дальнейшем использовали эти же каналы маркетинга?

1

Да, в дальнейшем подключили блогеров в других соц. сетях, в том числе youtube. Также трафик закупался платно в соц. сетях. Еще был отдельный стрим функционала на виральность, где пользователи могли поделиться своим портфелем с друзьями, привлекая новых клиентов в приложение.

1

Divplan остается на рынке и будет развиваться дальшеЖаль, что всё закончилось примерно тогда же, когда вы вышли из проекта. Сейчас это совершенно мёртвый продукт.