Цифровая стройка: как мы делаем революцию в строительном бизнесе

На связи Кирилл Поляков и Алексей Дроздов, управляющие партнеры Incepta Group. Мы уже 20 лет занимаемся строительным бизнесом. За это время мы поняли, что заказчикам, подрядчикам и остальным участникам стройки важны эффективность, скорость и контроль за всеми этапами строительства в режиме реального времени. Проблема — в том, что на рынке до сих пор нет единого решения для этих задач.

Чтобы это исправить, мы начали разрабатывать собственную платформу Pragmacore. Она должна закрыть большинство потребностей строителей. В рамках платформы мы уже запустили 5 модулей. Наши данные показывают, что цифровые технологии помогают ускорить процессы в строительстве и минимизировать затраты на 10-30%.

Рассказываем, как мы придумали платформу, что Pragmacore представляет из себя сейчас и в чем её уникальность.

Кирилл Поляков, Алексей Дроздов, управляющие партнеры Incepta Group.
Кирилл Поляков, Алексей Дроздов, управляющие партнеры Incepta Group.

С чего всё началось

Мы познакомились в 2004 году, когда работали в центре управления проектами «Транснефти». Это подразделение создал Семен Вайншток, который на тот момент руководил организацией. Из 12 дочерних компаний он вывел все структуры, занимавшиеся строительством, и сформировал из них одну. В сферу деятельности нового подразделения вошло управление проектированием, комплектацией и выполнением строительно-монтажных и пуско-наладочных работ при строительстве объектов (EPCM). Такая реорганизация значительно повысила эффективность работы всей компании: на тот момент это было самое прогрессивное решение на рынке строительства. Даже сейчас, спустя пятнадцать лет, мы видим, что центра управления строительством не хватает многим предприятиям.

После работы в «Транснефти» мы с Михаилом Полонским семь лет развивали собственный бизнес — «Промстрой». Построили систему управления и контроля, которая позволяла достигать эффективности как в производстве, так и в экономических показателях. Компания на пике получала более 500 млн долларов годовой выручки, при том что мы растили её в абсолютно рыночных условиях, без кэптивного рычага. Мы даже готовились выйти на IPO.

Позже Кирилл возглавлял одного из крупнейших генподрядчиков на федеральном уровне в инфраструктурном строительстве, а Алексей возглавил «Промстрой». Этот опыт сильно помог нам в будущем.

В 2018 году мы оба поняли, что во-первых переросли уровень корпоративного менеджмента, а во вторых без изменений строительной отрасли добиться должной эффективности рыночными механизмами не представляется возможность, и не стали развивать карьеру в крупных корпорациях. Примерно год каждый из нас пытался строить свой консалтинговый бизнес, но что-то не складывалось: с продажами, командой, методологией, готовностью заказчиков к проектам. И только когда мы объединили усилия — всё заработало. Мы создали компанию Incepta для эксклюзивного, бутикового консалтинга в области инвестиционно-строительной деятельности. Inceptio на латинском — это «начало», «начинание», а сегодня почти всё, что помогает человеку в жизни, начинается со строительства. Мы чётко разделили зоны ответственности: Алексей отвечает за стратегическое направление и контрактацию, а Кирилл — за операционное управление.

Интересно, что в рамках предыдущих карьерных этапов мы зачастую были оппонентами, а в Incepta Group смогли дополнить друг друга с точки зрения мышления, понимания рынка, компетенций. Благодаря взаимной поддержке мы начали «побеждать» клиентов. Например, на встречах кто-то из нас солировал 60% времени, уставал, заказчик тоже привыкал к голосу, мыслям, изложению — и тут второй партнёр вступал со своим видением и подсвечивал вроде бы те же боли, но с другой позиции. Такой подход приводил нас к хорошим контрактам, потому что люди видели глубокую экспертизу.

Первый заказчик и расширение команды

Нам повезло — в условиях пандемии благодаря собственному нетворку мы получили крупный проект по повышению эффективности и разработке стратегии инвестиционно-строительной деятельности для крупной федеральной компании. Цикл продажи был длинным, на каждой дружеской встрече Алексей подсвечивал вопросы и проблемы строительства. В конце концов заказчик вернулся к нам с задачей или «болью», которая на самом деле оказалась не основной. Ему казалось, что виноват во всем один подрядчик. А на деле ответственность скорее лежала на стороне самого заказчика (70 на 30).

Мы сделали диагностику, показали результаты, ожидаемый эффект от наших рекомендаций. Нам предложили второй контракт и второй этап — внедрение стратегии с пилотными проектами, где мы могли заработать не только обычное вознаграждение, но и гонорар за достижение обещанного потенциала. При этом клиент должен был получить реальную экономию по сравнению с предыдущим периодом. Задача разложилась на стратегию и 5 пилотов по разным дисциплинам. Всего мы работали полгода, результаты по пилотам подводились через несколько месяцев, а потом еще повторно через год, чтобы подтвердить системность.

Мы добились выполнения наших обещаний, где-то даже удалось показать более высокие показатели. Мы не можем разглашать их, но речь идет о миллиардах рублей экономии.

По итогам проекта мы получили уверенность в своих силах, новый опыт, команду. Последовали другие проекты, компания начала получать хорошую прибыль. Наличие доходных договоров позволило чувствовать себя комфортно, чтобы нанимать людей: мы пригласили в команду лучших специалистов из тех, с кем в прошлом работали.

Почему мы решили сделать платформу

В процессе консалтинга мы обнаружили, что проблемы, с которыми мы сталкивались еще несколько лет назад при управлении строительными проектами, никуда не делись.

Строительная отрасль РФ — это свыше 14 трлн рублей инвестиций в основные средства и более 4 млн человек. Самый проблемный сектор — промышленное строительство. При плановой экономике в нём было понятное распределение ролей заказчик — генеральный подрядчик — специализированный субподрядчик с четким разделением функций, ответственности, конфликтом интересов и разделительными ведомостями поставки материально-техническими ресурсами и оборудованием. Использовались индустриальные методы организации строительства, такие как поточный, узловой и блочно-модульный (сегодня о них, к сожалению, не знают более 80% руководителей и специалистов, участвующих в принятии решений). Это позволяло бригадам без остановок выполнять запланированные объемы работ.

При переходе от плановой экономики к рыночной промышленные предприятия стали оптимизировать свои бизнесы и существенно сократили бюджеты в части инвестиционно-строительной деятельности. Строительные подразделения компаний были выделены из состава и вынуждены искать работу на других промышленных площадках регионов и за его пределами, чтобы загрузить свой рабочий персонал. Тендерная система усугубила ситуацию: превалировали тендеры, где выигрывал тот, кто дешевле, технологичности и качеству уделялось минимум внимания.

В итоге сегодня на большом количестве объектов невозможно своевременно найти рабочую документацию, технические решения, материалы, оборудование и так далее. Бригады простаивают, а работа ведется по сметам исходя из нормативов, которые были созданы в прошлом столетии и рассчитаны на непрерывное производство. Менеджеры тратят 80% времени на поиск исходных данных и только на 20% — на принятие решений. Такой расклад выливается в простои на строительной площадке, а это 10-20 миллионов рублей убытка в день на больших стройках. Для крупного высокомаржинального бизнеса такие цифры менее заметны, поэтому, чем более бизнес маржинальный, тем менее эффективно устроена его инвестиционно-строительная деятельность.

Два примера из нашего опыта:

  • Крупный заказчик заказал у нас консалтинг. Когда мы проанализировали его организационную структуру управления, увидели, что на одного рабочего в ней приходится два-три белых воротника (при оптимальном соотношении для промышленного строительства — примерно 7-12 рабочих на одного белого воротника). Основная причина — в том, что заказчик не мог обеспечить ритмичное планирование производства генеральному подрядчику. Управлять ресурсами в режиме реального времени было невозможно. Это приводило к новым проблемам, например, образованию неликвидных остатков оборудования (при том что доставка некоторых видов занимает до 120 дней). Страдало качество работы, возникало много дополнительных расходов.
  • На другом проекте в промышленном строительстве 70% проблем мы диагностировали на стороне подрядчика: у него просто не было должной инженерной подготовки производства. В процессе работы обнаружилось, что подрядчик регулярно выдает более 40 отчетов в разных форматах. В итоге у участников проекта просто не было нужной информации, потому что они не могли вовремя её найти.

Мы поняли: чтобы изменить отрасль и вернуть ей название «индустрии», нужен цифровой продукт — единое информационное пространство, которое позволит всем участникам стройки/ремонта освободить время от планирования этапов строительства для принятия необходимых решений. В итоге год назад мы решили самостоятельно создать такую платформу.

Кирилл Поляков, Управляющий партнер Incepta Group

В перспективе такая платформа поможет:

  • сбалансировать имеющиеся на рынке ресурсы и обеспечить более равномерную загрузку рабочих;
  • обучать и вовлекать незанятое трудоспособное население на дефицитные специальности;
  • дифференцировать специалистов по разрядам и существенно повысить средний размер заработной платы;
  • добавить «интеллект» в те структуры, где его не хватало из-за неправильной модели: например, субподрядчикам, которые участвуют в генподрядных тендерах заказчиков, показать те области, которые находились без внимания и управления;
  • упростить сбор и обработку цифр и планировать сложные проекты;
  • кратно снизить непроизводительные расходы;
  • стимулировать развитие и качество рабочих, ИТР, материалов и оборудования;
  • вернуть в основу индустриальные методы строительства.

В разработку мы инвестируем собственные средства, которые остаются от выручки с консалтинга. Мы уже вложили несколько десятков миллионов рублей и планируем инвестировать столько же до конца года. Сэкономить позволила собственная разработка — у нас примерно 5-7 команд, в общей сложности около 30 специалистов. Плюс к этому — 12 экспертов и управленцев, но мы уже чувствуем их дефицит.

Сегодня у нас уже есть крупные платящие заказчики, и мы переходим к стадии масштабирования.

Что представляет собой Pragmacore и в чем её уникальность

Сейчас у нас готово пять модулей. Первым стал модуль визуализации или дашборд, потому что важнее всего для заказчиков видеть все данные проекта на одном экране.

Дашборд платформы Pragmacore
Дашборд платформы Pragmacore

Мы сделали его интеллектуальным, с дриллдауном до четвертого уровня. Параллельно с первым модулем стартовала работа с гораздо более сложным WorkForce, или Uber для поиска и найма рабочих. Его особенность — в наличии большого количества взаимосвязанных между ролями функций и различных платформ (веб, приложения для мобильных на iOS и Android). Мы также реанимировали старый проект CRM Кирилла и после незначительных доработок передали его в промышленную эксплуатацию. Чуть позже стартовала разработка модулей «Комплектация» и «Финансы».

Когда мы продумывали концепт нашей платформы, исходили из того, что Pragmacore станет связующим звеном между заказчиком и исполнителем и закроет главные пробелы других цифровых решений для стройки:

Человеческий фактор

Проблема: Сейчас в строительстве в основном используют метод календарно-сетевого планирования, когда инженер-руководитель создает план-график строительства. Он основывается на действующих нормативных документах, которые определяют трудоемкость и продолжительность работ. Большую часть этих документов разработали десятки лет назад, они не учитывают современные реалии. В итоге человеческий фактор приводит к неточностям в определении реальных объемов строительно-монтажных работ и оценке времени. А механизмов быстрого реагирования на подобные отклонения — нет.

Решение: Мы решили этот вопрос благодаря использованию элементов искусственного интеллекта, предиктивной аналитики, больших данных и единого информационного пространства в платформе. Система структурирует данные по фактическим срокам и трудоемкости строительства объектов всех видов. Это позволяет чётко планировать строительство и быстро формировать корректирующие мероприятия.

Пример сводного анализа по проекту на платформе Pragmacore 
Пример сводного анализа по проекту на платформе Pragmacore 

Сложность внедрения

Проблема: Внедрение в проект любимой строителями Primavera (решение Oracle) занимает до полугода и требует серьезной подготовки специалистов. Аналогичная ситуация с SAP и другими IT-гигантами.

Решение: В Pragmacore мы предусмотрели возможность внедрения за 1-2 недели. Сама процедура простая и не требует большого штата сотрудников: не нужно нанимать и обучать команду, постоянно дорабатывать ПО, пользователь не несет никаких дополнительных расходов. При этом платформу можно использовать как самостоятельно для целей календарно-сетевого планирования, так и как надстройку к существующим на рынке системам, например, Autodesk и Oracle.

Неудобная отчетность

Проблема: В классических системах вроде 1С не самая удобная отчетность. Обычно специалисты готовят для директора предприятия документы в Excel или PowerPoint на основании цифр из этой системы.

Решение: При использовании Pragmacore формировать дополнительные документы не нужно. Интегрированную отчетность можно сразу использовать в качестве презентации или меморандума проекта, в том числе в режиме онлайн. У одного из наших клиентов Pragmacore помогла заменить 46 бумажных отчетов.

Ошибки в документах и системах

Проблема: При изучении дополнительной документации и реконструкции объекта обязательно находятся сети, не учтенные в документах. Это происходит потому, что люди, даже с 3D-чертежами на руках, переносят руками цифры в Excel, а потом заносят их в ERP-системы. В итоге возникает много несоответствий.

Решение: Единое решение для всех участников стимулирует серьезнее относиться к качеству данных. В итоге сотрудники более тщательно проверяют их при загрузке, и это помогает избежать сюрпризов на работе над объектом.

Пример одного из модулей платформы PragmaCore
Пример одного из модулей платформы PragmaCore

Топ-3 сложности, с которыми мы сталкиваемся

Развитие Pragmacore не обходится без сложностей. Основные:

  • Передача пожеланий от заказчика к разработчику. Не всегда из-за сложности самого направления (автоматизация и цифровизация строительства) разработчики могут понять суть, поэтому приходится тратить много времени на обучение.
  • Позиционирование и продвижение. Мы не сразу поняли, кто наша аудитория: крупные компании или средний и малый бизнес? Изначально мы связались с крупными игроками, но столкнулись с бюрократией, длинным циклом продажи, незаинтересованностью повышением эффективности на местах. А для бенефициара эффект использования платформы близок к погрешности от маржи основного производства. С другой стороны, маленькие и средние компании сами потянулись к нашей платформе, но в этом случае возникает вопрос с исходными данными: не всегда выстроена система, приходится помогать им искать информацию. В итоге мы пришли к выводу, что это два взаимосвязанных направления деятельности: от консалтинга к внедрению продукта и наоборот (когда внедрение продукта приводит к консалтингу).
  • Разрозненность исходных данных. У заказчиков может быть установлен и SAP, и 1С, и Primavera, а данные в итоге хранятся только в Excel. Это лишний раз подтверждает нашу гипотезу: строительному рынку нужен легкий продукт, который внедряется быстро и без ломки процессов, закрывая основные направления в рамках управления строительством и обеспечивая единое информационное пространство.

Планы на будущее

Планы на ближайшее время — до конца года закрыть контур платформы, то есть разработать все оставшиеся модули хотя бы в режиме MVP, и выйти на продажи в 100 млн рублей в 2022 году. Мы также заканчиваем оформление резидентства в Сколково и сможем получать определенные льготы и статус. Если Минстрой, Минцифры, МГСУ и другие обратят внимание на наш продукт, это поможет провести революцию в отрасли. Мы также не закрываем для себя возможность адаптации продукта для западного рынка.

Концепция платформы Pragmacore 
Концепция платформы Pragmacore 

Наша цель — внедрение индустриальных методов строительства, которые существуют уже много лет, но о которых менеджеры и специалисты, принимающие управленческие решения зачастую не знают. Происходит мягко говоря недопонимание где теряется эффективность, отсюда и непоследовательность в принятии решений. Потоки информации в рамках инвестиционно-строительной деятельность должны стать полностью автоматизированными. Это повысит прозрачность, минимизирует риски, повысит безопасность и даст возможность завершать проекты в планируемые сроки, с должным качеством и в рамках бюджета при справедливой оплате труда строителей и монтажников.

77
4 комментария

Кирилл, не увидел всех ответов в статье, поэтому интереснее всего будет пообщаться на примере.
Давайте в личке на моем примере: я рп от заказчика, сейчас на этапе планирования, не слишком большая промка, бюджет проекта обозначу как 30млрд рублей.

Антон, с удовольствием

1

А зачем революция в бизнесе которого фактически уже нет? Продажи у застройщиков в полной спецоперации.

Гражданское строительство это 28% от общей суммы инвестиций в Строительство. Так что нельзя смотреть через призму только одного направления строительства и судить об отрасли. В моем понимании сейчас как раз тот момент, когда инвестиции в стройку будут увеличиваться и потенциал эффективности находится как раз в области цифровизации.

1