Советы эксперта: как развить в себе харизму и не бояться публики

Откуда берётся харизма и что точно не надо делать во время публичных выступлений? Эти и другие вопросы мы задали автору и наставнику онлайн-курсов по голосу и речи Полине Тараскиной.

Советы эксперта: как развить в себе харизму и не бояться публики

– Почему навык публичных выступлений нужен всем?

– Мы живём в то время, когда всё, что можно автоматизировать, автоматизируется. Искусственный интеллект наступает человеку на пятки. Но есть то, что у нас нельзя отнять: это коммуникация, способность договариваться, убеждать и помогать словом.

Публичные выступления относятся к soft skills (мягкие навыки): такие навыки считаются надпрофессиональными и сегодня вырасти в карьере без них сложно. При этом, многие люди не ассоциируют себя с ораторами, они думают, что им публичные выступления не нужны. На самом деле – нужны.

Публичные выступления – это любая межличностная коммуникация, у которой есть цель. И неважно, слушает вас один человек или многотысячная аудитория. Если вы обосновываете начальнику, почему вам нужно повысить зарплату, или обсуждаете с супругом бытовые вопросы – это тоже публичное выступление. Вы обозначаете свою позицию и вам важно её доказать. Поэтому развивать навык публичных выступлений нужно всем.

Сейчас такое время, когда важно не бояться и учиться проявляться в обществе. Мало быть просто хорошим профессионалом. Об этом нужно уметь правильно сообщить. Если вы хотите сохранить уровень дохода или увеличить его, перейти на новый этап в карьере, то не ждите, когда руководитель сам вас заметит.

Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказать им, что делать. Мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать.

Стив Джобс, Американский предприниматель. Один из основателей, председатель совета директоров и CEO корпорации Apple.

– Полина, Вы уже более четырёх лет учите, как нужно выступать перед публикой. Давайте пойдём теперь от обратно – что точно не надо делать во время выступлений?

– Честно признаюсь – этот вопрос поставил меня в ступор. Я не сторонник шаблонных подходов из разряда «вот это точно нужно делать, а вот это – не делать». Конечно, существует определенный свод правил поведения, есть техники удержания внимания аудитории, которые помогут стать интересным спикером и сделать выступления яркими. Но при этом я регулярно вижу примеры, когда оратор допускает типичные ошибки – не удерживает зрительный контакт, обладает плохой дикцией – однако зал его слушает и ловит каждое слово. Есть и обратные примеры: когда человек готовился к выступлению и всё делает правильно, а химии с публикой не возникает.

Здесь я рекомендую посмотреть запись выступления Славы Полунина. С точки зрения ораторского мастерства, это выступление можно считать ближе к провальному. У оратора явные проблемы с дикцией, он путается в мыслях и в собственных шпаргалках. Но там идёт такой свет от человека и в выступлении такая сильная идея, что всё остальное меркнет.

Отвечая на вопрос «Чего точно не нужно делать во время выступления?» я скажу так: старайтесь не говорить на темы, к которым вы равнодушны. Ищите то, что вас зажигает.

– Как лучше говорить и какие жесты стоить использовать перед публикой?

– Если говорить про жесты, то я рекомендую прислушаться к своему телу. Оно знает лучше, что для вас подходит, ведь мы все разные по темпераменту. Например, у энергичных людей руки – дополнительный язык. А есть более сдержанные спикеры, которым в выступлении хватит лишь пару подчёркивающих жестов. Заставлять себя вытаскивать эту жестикуляцию или наоборот – прятать – не надо. Везде индивидуальный подход.

Я рекомендую записывать выступления на камеру и смотреть на себя со стороны. Перед зеркалом вы можете начать красоваться и стараться выглядеть повыгоднее. Перед камерой вы больше начнёте погружаться в процесс.

Жесты паразиты

Существуют не только слова-паразиты, но и жесты-паразиты. Они чаще всего связаны с волнением: крутить предмет в руках, заламывать пальцы, поправлять волосы, тереть нос и глаза. Чрезмерные мелкие жесты не несут пользы и не работают на образ, а наоборот создают ощущение суеты.

Если вам кажется, что в вашем выступлении слишком много жестов, тогда задайте вопрос «Какая главная мысль в моём выступлении? Что я хочу сказать?». Когда нет чёткой уверенности «Что я хочу дать своей аудитории», то получается, что жесты как будто бы заполняют собой пространство.

Вокальный канал

Для аудитории важно, как звучит голос спикера. За невнятным детским голосом сложно разглядеть эксперта. Люди не смогут воспринимать вас как человека, за которым нужно идти, который сможет решить проблему. Если вы хотите, чтобы публика вам доверяла, то ваш голос должен звучать уверенно и убедительно. Вокальный канал очень важен.

– Как нужно работать с этим каналом?

– Работа с голосом – многоступенчатый процесс. Он проходит в четыре этапа.

1 этап. Работа с телом.

Почему голос может не звучать или «застревать»? Из-за того, что в теле образуется много блоков. Этому способствуют сидячий образ жизни, стресс и т.д. В рамках этого этапа подойдёт любая физическая мягкая нагрузка – суставная гимнастика, упражнения для плечевого отдела, йога.

Если хотите, чтобы голос звучал свободно – нужно снимать зажимы в теле.

2 этап. Работа с дыханием.

Голос – это колебание выдыхаемого воздуха. Чтобы нам было что выдыхать и была мощь в звуке, то сначала надо правильно вдохнуть. Чаще всего люди не совсем правильно дышат и поэтому мы слышим зажатый и тихий голос, невнятные слова.

На этом этапе стоит заняться дыхательной гимнасткой. Важно научиться дышать не поверхностно, а смешанно: грудное и диафрагмальное дыхание.

3 этап. Работа с голосом.

Подключаем к работе наши резонаторы. Это часть голосового аппарата, которая способствует усилению звука. Голос становится бархатным, звучным, где-то даже становится низким и устойчивым.

Самое простое упражнение для пробуждения резонаторов – мычание на максимально низком тоне, который вы можете себе позволить. Достаточно помычать пару минут.

Главное, когда выполняете любые упражнения для голоса, следите, чтобы не было дискомфортных ощущений. Вы должны получать удовольствие от занятий.

4 этап. Работа с артикуляционным аппаратом.

Хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит также создать мощный голос. Если мы будем произносить текст почти не размыкая зубов, то убедительной назвать нашу речь будет очень сложно.

– Если спикер следует строго списку «Что точно не нужно делать», но его всё равно не слушают… Почему так может быть?

– Возможно, это не его целевая аудитория. Оратор горит идеей, а публика может даже не знать, о чём идёт речь. Или человек говорит слишком сложным языком.

Также не стоит забывать про формат мероприятия. Если вас позвали на форум банкиров, то стиль кэжуал вряд ли будет уместен на встрече. Однако, внешний вид можно использовать и как провокационный ход, чтобы за счёт образа привлечь внимание аудитории.

Вас могут не слушать, потому что вы боитесь. Это можно понять по вашему взгляду – смотрите куда угодно, но не на публику.

Оратор – это хозяин сцены, а хозяин не боится смотреть в глаза своим гостям.

Через зрительный контакт мы контролируем всё, что происходит во время нашего выступления. Мы не даём людям «отключиться», мы показываем публике своё присутствие.

Есть один совет: «Смотрите не в глаза, а поверх голов. Создастся ощущение, что как будто вы смотрите на слушателей». Это вредный совет. Смотреть надо именно в глаза, чтобы понять, есть у слушателей нужный импульс от вашего выступления или нет. Сразу начать смотреть в упор нелегко, но к этому нужно привыкать. Если вы смотрите поверх голов, то ваш взгляд будет блуждающим.

Попробуйте устроить челлендж – неделю смотреть окружающим в глаза. Делаете заказ в кафе или забираете посылку – смотрите людям в глаза. Обратите внимание, есть ли у вас зрительный контакт при общении с родными или коллегами. Если нет – нужно исправлять.

– Говорят, что все успешные спикеры обязательно харизматические личности. Можно ли развить в себе харизму или с ней нужно родиться?

– Я очень люблю этот спор насчёт харизмы. Давайте проведём эксперимент: приведите пример популярного человека, которого вы считаете харизматичным. Дальше спросите себя: «По каким признакам вы поняли, что именно этот человек харизматичный?», «Всегда ли этот человек был таким?», «По каким признакам вы понимаете, что у него свой стиль?» и т.д. Раскладывая описание этой личности по пунктам, мы получаем чек-лист, как нам вести себя и говорить, чтобы выглядеть харизматично.

После нашего эксперимента задайте себе главный вопрос: «В чём я хочу, чтобы моя харизма проявлялась?».

Вообще, слово «харизма» переводится с греческого – «дар от бога». Мне кажется, именно в определении скрыт корень этого заблуждения. Мы привыкли считать, что дар либо есть, либо нет. Однако я придерживаюсь позиции, что определённый дар от бога есть у каждого. Каждый человек талантлив в чём-то своём. Другой вопрос – как мы развиваем этот талант. И в тот момент, когда человек транслирует всем свой талант – он харизматичен. Поэтому я считаю, что харизму можно наработать.

– Часто бывает, что во время выступления спикер всё же теряет внимание аудитории. Что необходимо предпринять, чтобы публика снова начала слушать?

– Есть фраза «Плохой оратор говорит, отличный оратор разговаривает». Нам нужно не бояться именно разговаривать. Если вы понимаете, что внимание публики рассеяно, значит надо с ней говорить. Не бояться задавать вопросы. Например: «Друзья, я вижу, что ваша заинтересованность падает. В чём дело? Возможно, здесь душно или лучше взять небольшой перерыва?». Нужно показывать, что вы в одной реальности с аудиторией. Также не стоит гнуть свою линию и тараторить выступление до последнего слайда.

Не надо ждать 100% вовлечённости всех слушателей на протяжении всего выступления. Поставьте себя на место людей из зала. Максимально концентрироваться на спикере долгое время очень сложно, особенно в эпоху гаджетов.

Лучше всего с первых минут выступления приучать аудитории к тому, что у вас будет с ней диалог. Что вы находитесь с ней на партнёрской позиции. Начните с несложных вопросов к слушателям, чтобы создать динамику диалога. И постоянно спрашивайте себя во время выступления: я сейчас говорю или разговариваю?

– А что делать, если публика не отвечает на мои вопросы? В зале повисла тишина. У меня паника. Как не растеряться в такие моменты?

– В стрессовой ситуации человеку сложно разумно мыслить. На первый план выходят базовые инстинкты, подскакивают адреналин и кортизол. Поэтому сначала нам нужно вернуть себя в стабильное рабочее состояние. Два самых базовых действия: обратить внимание на дыхание и на тело.

Сделайте медленный вдох и выдох. Соединить ладони в замок и перевести фокус внимания на ощущения: руки сейчас тёплые или холодные, сухие или влажные, что сейчас происходит в этой области тела. Также можно сделать несколько шагов от одного края сцены до другого, а если это онлайн выступление, то можно обозначить границы своего тела – пощипать себя. При этом – не забываем дышать, потому что от стресса дыхание становится поверхностным. Этого дыхания недостаточно для разговора и насыщения мозга кислородом.

В момент пикового стресса не нужно продолжать выступление. Вы себя не контролируете в этот момент, не понимаете, что сейчас происходит. Если такие ощущения есть, то стоит прервать на время выступление. Дайте себе возможность в комфортной обстановке прийти в себя.

– Какой совет вы регулярно даёте свои ученикам?

– Самое основное – уметь выделять главную мысль в выступлении. Спросите себя: «Что я хочу сказать после того, как закончится моё выступление?». Ответ должен уместиться в одно предложение. Эту мысль нужно постоянно повторять и закладывать в головы ваших слушателей во время спича.

Ещё один совет – доносить информацию через истории и личный опыт. Информация уже сама по себе ничего не стоит. Она обесценена в тот момент, когда появился Google. Сейчас больше всего значимо то, как вы прожили эту информацию и как умеете подавать через призму своего жизненного пути.

– Как вы думаете, VR-решения могут облегчить жизнь экспертам по ораторскому мастерству и публичным выступлениям или этот инструмент не совсем эффективен для тренировок?

– На мой взгляд, это очень перспективная история. Публичные выступления – это навык, который становится ярче и лучше через многократные повторения. VR-тренажёр отлично подходит для практики. Это как один из способов формирования мягкого навыка.

К примеру, есть же симуляторы у пилотов. Они должны некоторое время заниматься по ним, а потом переходить к тренировочным полётам. Мы понимаем, что такие симуляторы или VR-тренажёры не заменят настоящую практику, где твои действия комментирует живой наставник и помогает достичь нужного результата.

Поэтому здорово иметь подобные тренажёры, как один из вариантов тренировки навыков, но он не должен быть основным и единственным способом.

Тот самый тренажёр для публичных выступлений

Как сказала Полина – навык публичного выступления нужен всем. Если вы хорошо им владеете, то перед вами открываются многие дверь. Особенно это актуально для руководителей и сотрудников из сферы бизнеса. Умение привлекать к себе внимание и управлять им уже на 50% приближает вас к заключению выгодной сделки.

Чтобы более эффективно усвоить эти навыки, можно воспользоваться VR-тренажёром «Публичные выступления» от Modum Lab.

Достаточно надеть VR-шлем и погрузиться в виртуальный зал. Ваша задача – успешно справиться с раздражителями и выступить перед виртуальной аудиторией.

Во время доклада боты будут реагировать на ваши действия в режиме реального времени: одобрительно кивать, зевать со скучающим видом или злиться. Для тренировки стрессоустойчивости в симуляции включаются специальные раздражители: звонок телефона, мигание лампы или неполадки с микрофоном.

VR-тренажёр от Modum Lab поможет сформировать нужные навыки и избавиться от страха перед публикой в комфортной и безопасной психологической среде. Это отличное дополнение к курсам по коммуникации, образовательным программам, а также для развития soft skills внутри компании.

Советы эксперта: как развить в себе харизму и не бояться публики

С помощью продукта от Modum Lab многие банковские сотрудники, специалисты ритейла и студенты уже начали бороться со страхом публичных выступлений. Подробнее о внедрении VR-тренажёра в Высшую школу менеджмента СПбГУ читайте в нашем материале.

22
1 комментарий

Какое то время работал в телемаркетинге, у нас некоторые после первой недели работы такую харизму нарабатывали, что продавали закинув ноги на стол и играя на телефоне))

Ответить