Правила найма в блокчейн-стартап

Как выбирать сотрудников, сколько им платить и какие существуют риски

Наш "Casting Couch" на ул. Б. Новодмитровская, 36
Наш "Casting Couch" на ул. Б. Новодмитровская, 36

По следам развернувшихся в русском сегменте Facebook криптобаталий, наше подразделение «производства замечательного контента для Jury.Online» отправилось в кадровый отдел и расспросило настоящих крипто-эйчаров о том, так ли всё ужасно, и как нам с этим жить дальше.

Спойлер: Да, всё ужасно.

Павел Вашпанов
Павел Вашпанов

Павел Вашпанов (HR Krypton.Moscow):

Если ICO занимается мошенничеством — достаточно одного программиста и пары менеджеров. Если проект действительно собирается в обозримом будущем выпустить хоть какой-то продукт, то команда одних только разработчиков будет не менее 3-7 человек

Екатерина Больбат (фото: @adazzling_ph)
Екатерина Больбат (фото: @adazzling_ph)

Екатерина Больбат (HR Jury.Online):

Давайте говорить откровенно: если специалист, нанимаясь в блокчейн-стартап, чрезмерно акцентирует свое внимание на оформлении контракта, соц. пакете, абсолютной легальности всех процессов – он, скорее всего, не имеет никакого представления об индустрии, в которой был заявлен опыт.

Говоря о криптостартапах, будет правильнее применять не какую-то из классических сегментаций персонала (линейный, функциональный и т.п.), а «народную», которая делит 90% всех сотрудников на три типа, назовем их:

  1. Технари (программисты, team-лиды, технические директоры).
  2. Гуманитарии (менеджеры, продажники, рекламисты, PR, SM).
  3. Гуманитарии с классической экспертизой (бухгалтеры, юристы, финансисты).

Попробуем сформулировать основные риски по каждой из категорий. Пункты сгруппированы не в порядке приоритетности, а в порядке, в котором пришли в наши светлые головы

Jury.Online вид сзади
Jury.Online вид сзади

Категория «Технари»

  • Ворованное портфолио. Юные solidity-программисты частенько не брезгуют стащить у кого-нибудь пример – другой смарт-контракта, а порой и вовсе используют для этих целей общедоступные публикации. В классическом IT у тебя есть время на факт-чекинг, в крипте его намного меньше, да и сама проверка может обойтись в копеечку;
  • Деньги. Добавляя слово «блокчейн» к любой из своих компетенций, соискатель хочет получать за это двойную, а порой и тройную оплату. Сравнение с классическим IT будет выглядеть примерно следующим образом: в Москве junior, приходя в небольшой «гаражный» проект или на конвейер по производству низкокачественного кода на внешние рынки, со старта просит от 40 до 60k в месяц, такой же «специалист» на Solidity, приходя в помощь team-лиду в ICO, хочет получать от 100 до 120k;
  • Настоящие деньги. Выясняйте, на каких именно условиях соискатель работал на прошлой позиции. Если существенная часть оплаты производилась в токенах проекта – следует быть внимательным, т.к. это может являться как признаком того, что это неравнодушный увлеченный специалист, который искренне верил в успех своего проекта, так и признаком того, что на прошлом месте его экспертизу не сочли заслуживающей чего-то более весомого, чем пригоршня ничего не стоящих монет;
  • Амбиции. В классическом IT, уверенный в себе «технарь» регулярно обновляет резюме, прохаживается по собеседованиям, не забывает попросить прибавку – и это нормально. Когда речь заходит об ICO, важно понимать, что у проекта был достаточно короткий цикл жизни (либо смерть, либо переход в классическую фазу) и, если человек ищет работу на самых первых стадиях продажи токена, он подставляет свою команду и наносит критический ущерб проекту, в который был нанят;
  • Эмоции. Если соискатель чрезмерно активно демонстрирует свою увлеченность «криптой» и блокчейном, с упоением рассказывает о том, что скоро грядет революция и каждая бабушка будет оплачивать коммунальные счета биткоином – скорее всего, перед вами новичок, нахватавшийся поверхностных попсовых заголовков. Доля здорового скептицизма для технаря обязательна;
  • Увольнение. Следует быть весьма осторожным, прощаясь с высококвалифицированными технарями: их мнение и отзывы о проекте могут оказаться намного важнее вашего отзыва о нем как о сотруднике. Инвесторы и комьюнити внимательно наблюдают за поведением стартапа, и неосторожное увольнение может стать красным флагом, отпугнуть инвестора или обвалить курс.
team lead Игорь замышляет недоброе, junior developer Вася пока не замышляет
team lead Игорь замышляет недоброе, junior developer Вася пока не замышляет

Категория «Гуманитарии»

  • Экспертиза. Отсутствуют однозначные критерии оценки экспертизы рекламиста, продажника, пиарщика. Портфолио зачастую сформировано проектами, где сам соискатель выполнял достаточно небольшую роль. В криптовалютной сфере обширного опыта и вовсе быть не может - индустрии, как таковой, пять лет отроду;
  • Репутация. Имидж отрасли на текущий момент находится между «финансовыми пирамидами» и сетевым маркетингом. Сложно осуждать специалистов, которые боятся оказаться замешанными в откровенно-мошеннических схемах, а определить порядочность стартапа не представляется возможным даже для крупных фондов. Вполне закономерно, что опытный маркетолог, для которого публичность – один из основных инструментов, старается держаться подальше от подобных рисков. Выхода два: нанимать на личном доверии и связях, либо предлагать сумму, за которую соискатель готов рискнуть своим социальным капиталом;
  • Время. Необходимость наличия в команде маркетинговой инфраструктуры зачастую проявляется на этапе, когда проект уже доказал свою жизнеспособность, а возможно, и получил первые серьезные инвестиции. Которые, как водится, надо отрабатывать, и отрабатывать максимально быстро. Соответственно, сроки выхода на позицию оказываются сжаты настолько, что нет времени нормально оценить даже профессиональные качества, не говоря уже о личных - адекватности, совместимости с коллективом;
  • Опыт. Любая новая быстрорастущая отрасль притягивает много авантюристов, криптовалюты – не исключение. Особенностью можно считать тот факт, что соискатель действительно может считаться топовым сотрудником, ни дня не проработав в крупной компании, реальном секторе, реальном бизнесе, в конце концов. Как? Запустив четыре успешных ICO. И такие примеры есть. Интегрировать такого специалиста в коллектив крайне сложно; управлять, влиять, ставить задачи – еще сложнее;
  • Опыт 2.0. Нанимать в криптовалютный стартап соискателя, отработавшего десять лет в классической корпоративной структуре (не важно, о коммерческой, или государственной структуре идет речь) – дело не менее безнадежное, чем брать человека вовсе без опыта. Привычка приходить к 9, уходить в 18, не забывать своевременно пообедать и ждать того же от коллег, часто оказывается неисцелима. Возможно, потому, что это вовсе не болезнь – это нормальная жизнь, а мы занимаемся стартапами;
  • Скорость. Банально, но если специалист действительно способен быстро обучаться и вливаться в темп команды – он на несколько голов выше абсолютного большинства конкурентов. Запомните, никто ничего не понимает в крипте. Вопрос только в том, готов ли соискатель проталкивать в голову новые знания;
  • Спекуляции. Криптохайп последних лет подарил нам некоторое количество новых bitcoin-миллионеров. Сотрудник, которого вы нанимаете, будет иметь доступ к инсайдерской информации и вполне может располагать средствами для того чтобы этой информацией распорядиться в спекулятивных целях. Он знает, когда выгодно покупать токен, и когда от него лучше избавиться, помните, что соблазн может оказаться достаточно велик;
  • Увольнение. В отличие от технарей, увольнять маркетологов легко и приятно. Но не топов. Топ может не просто навредить репутации, он может ее полностью уничтожить. Остаемся друзьями-консультантами.
"Недорогая редакция" jury.online
"Недорогая редакция" jury.online

Категория «Гуманитарии с классической экспертизой

  • Оформление. Наименее проблемная группа сотрудников: бухгалтеры, финансисты, юристы - тем не менее требует к себе определенного внимания в части оформления трудовых отношений. Они хотят белую зарплату, соц. пакет, контракт, дающий уверенность в завтрашнем дне. Совет: просто дайте им это;
  • География. Не недостаток, а возможность. Нанимайте на эти вакансии максимально разношерстных кандидатов. Регион проживания не должен ограничиваться СНГ и Европой, покажите аудитории проекта, что с вами работают и в Азии, и в США, и в Латинской Америке;
  • Экспертиза. Не бывает локальных криптостартапов. Каждый проект в нашей сфере рассчитывает покорить весь мир. По крайней мере, он должен вести активную деятельность именно в этом направлении. Соответственно, нам нужны специалисты, обладающие экспертизой именно в международном праве, способные найти информацию об особенностях ведения бухгалтерии на самых разных рынках. Знание одного-двух иностранных языков – обязательное условие. Да, иначе никак;
  • Деньги. Требуешь работы по международным стандартам – будь готов по таким же стандартам платить.

Где искать

· Блокчейн-митапы, конференции и форумы

· Хакатоны

· На развалинах других проектов (применимо, в основном, к технарям, так как проект, вероятно, развалился не по их вине)

· HeadHunter

· Habr.com – Мой круг

· Linkedin и Telegram (и забудьте уже про Facebook – поиск там явно не из самых удобных, да и вся IT-тусовка прочно сидит в LI)

Лайфхак напоследок

На время закрыть себе доступ к HH, выйти из зоны комфорта и тестировать новые инструменты

3131
27 комментариев

Мы с приятелем-обсосом
Не умели ничего
Запилили два лэндоса
Запускаем ICO!

17
Ответить

Мы с приятелем вдвоём пишем код в solidity
Я дебил и он дебил, все монеты спиздили!

7
Ответить

Насколько понял из статьи, для найма в блокчейн-стартап нужно иметь хорошего блокчейн-HR, предоставлять грамотный блокчейн-соцпакет и искать сотрудников на блокчейн-конфах и блокчейн-сайтах

8
Ответить

блокчейн-резюме забыли, как же так?

Ответить

статья крипто-эйчаров для крипто-эйчаров.

6
Ответить

Всё верно. Вроде, не лукавили с подачей

3
Ответить