UX-писатель или новое слово в обычном копирайтинге

UX-писатель или новое слово в обычном копирайтинге

Кто такие UX-копирайтеры? Чем они занимаются? Нужны ли они команде? Из чего состоит чек-лист хорошего UX-копирайтра? Давайте попробуем разобраться.

За рубежом эта специальность приобрела популярность ещё в 2015 году, когда после соответствующих публикаций Google, Apple и Dropbox, сайты поиска вакансий стали стремительно обрастать предложениями работы для UX-писателей. В Россию эта специальность эмигрировала совершенно недавно и пока не совсем чётко удерживает свои позиции. В рунете не так много уникальных качественных статей для UX-копирайтеров, популярные сервисы поиска работы, такие как «HeadHunter», лишь по праздникам выдают хоть какой-то результат в поиске. Но специалисты в этой области есть и они имеют явный ряд преимуществ перед обычными копирайтерами.

UX-копирайтеры – это писатели, которые разрабатывают тексты для интерфейса, программного обеспечения и писем e-mail рассылки, основываясь на пользовательском опыте целевой аудитории. Проще говоря, они голос продукта, который позволяет вести очеловеченный диалог с пользователем, объясняет то, что хотел сказать программист. Для наглядности, откройте последнее обновление какого-либо приложения на своём смартфоре и прочитайте описание. Вы можете встретить примерно следующий текст: «Исправлены ошибки, повышена производительность». Вызывает ли в вас это какой-то эмоциональный отклик? Думаю, что нет. А вот если вы найдете сообщение, в котором описана каждая исправленная неточность, можете быть уверены, что над ним постарался UX-копирайтер. Такие описания обычно построены на отзывах живых людей, которых что-то не устраивает в приложении.

<i> Описание обновления Сбербанк Онлайн.</i>
Описание обновления Сбербанк Онлайн.

Вы, наверняка, наслышаны о UX-дизайне. Так вот UX-копирайт занимает не последнее место в этой сфере. Скажу больше, красиво оформленные кнопочки часто бывают менее эффективны без очеловеченного текста. Но и очеловеченный текст без красиво оформленной страницы и кнопки работать не будет. Два этих направления создают единый механизм, работающий на пользователя и его доверительное отношение к продукту или ресурсу. Идеально построенная работа начинается, как правило, с изучения целевой аудитории, с подбора смыслов и контекстов, которыми UX-специалисты наполнят свои сообщения. В безусловно полезной книге «Пиши и сокращай» я не сразу обратила внимание на маленькую цитату «Смысл важнее слов». Перед написанием этой статьи, разбираясь в теме, вновь на неё наткнулась. Должно сказать, что UX-копирайтер как раз и занимается тем, что ищет смыслы, которые в итоге оборачиваются в слова. Это делает сообщение для пользователя осмысленным и вызывает эмоциональный отклик, определенное доверие и симпатию к продукту. «Оберткой» для данной конфетки становится дизайнерское решение, которое привлекает внимание ещё до знакомства с текстом. Исходя из этого, нельзя ответить на вопрос «кто важнее: дизайнер или копирайтер?», потому что результат и его эффективность – это общая работа двух направлений.

Взаимодействие UX-копирайтеров и разработчиков также способствует получению эффективного результата. Без копирайтера приложение остаётся сухим и отдалённым от пользователя. Например, приложение «Убер» предлагает пользователям выбрать количество мест для поездки, а приложение «Лифт лайн» -- количество пассажиров/друзей, которые поедут с вами. Во втором случае видна рука UX-копирайтера, который из сухого сообщения приложения сделал дружеский очеловеченный вопрос. Всё в нашей жизни состоит из мелочей, поэтому выбор такси для пользователя, в данном примере, становится более-менее очевидным.

Нанять UX-копирайтера в свою команду полезно ещё для того, чтобы у всей компании появился свой собственный голос, который будет узнаваем пользователем. Стиль текста в кнопке и в описании приложения будет одинаковым, поэтому ваша целевая аудитория всегда будет узнавать вас и доверительно относится к предлагаемому действию, услуге или сообщению. Это очень эффективный инструмент для того, чтобы сохранить «своих людей».

Ну и конечно же, когда вы нанимаете фрилансера для оформления текста в приложении или на сайте, вы рискуете получить механическую работу, выполненную по вашим требования (количество символов, необходимые ключи и прочее), но не имеющую внутри эмоционального наполнения. Задача фрилансера – выполнить работу и получить за это деньги. UX-копирайтер копает глубже, начиная с изучения ЦА, заканчивая подбором правильных слов. Он создаёт определенную историю и связь между всеми вашими продуктами и сообщениями. Приложение или сайт выглядят целостными и законченными.

Рассмотрев роль UX-копирайтра в компании, можно прийти к выводу о том, что он дополняет каждую сферу работ и объединяет их, делая доступными и понятными для людей, которые пользуются вашим продуктом.

Как любой другой специалист, хороший UX-копирайтер имеет список основных правил, которых он должен придерживаться, чтобы добиться максимально действенного результата. Своего рода чек-лист. Подводя итог, мы собрали основные правила, которыми на конференции Google I/O поделились сотрудники одноименной компании:

- Первое, с чем работает UX-копирайтер, вы удивитесь, далеко не текст. На первом месте в его работе всегда стоит целевая аудитория. Без правильного и детально изучения ЦА невозможно составить работающий текст.

- Из первого пункта вытекает второй. Создать доступный и понятный текст – задача не из легких, но именно такую цель преследуют специалисты данной сферы. Пользователь должен понимать, какие шаги ему необходимо проделать, чтобы добиться желаемого.

- После того, как определено содержание, необходимо хорошенько его «упаковать», создать лаконичную форму, подобрать правильные слова, избегая просторечий и жаргона, чтобы сообщение не теряло в функциональности.

- Ну и, конечно же, сохранить «голос» компании, чтобы все сообщения были выдержаны в единой стилистике.

Создавайте осмысленные тексты, душевный интерфейс и тогда наступит мир и гармония в ваших отношениях с пользователями.

88
8 комментариев

Последние слова Ванги повергли всех в шок: оказывается, кроме дизайнера нужен еще и ...

2
Ответить

Предлагаю сразу такой стэк в команду:
- photoshop master
- web designer
- ux-designer
- ux-writer
- writer
- front-end developer
- button developer
- backgrounds-developer
- slider-developer
....
Можно зафигачить команду и из 50 человек так то, чтобы фигарит типовые сайты или приложения.

Главный Вопрос: А НАХУЯ?

Ответить

Изобретатели профессий!
Кстати, давным-давно существуют правила деловой переписки. Видимо, гонясь за прогрессом, некоторые фирмы забыли об этом. Хорошо, что вспомнили...

Ответить

Что вы имеете ввиду, говоря о "деловой переписке"?

Ответить