Все больше профессий переходит на удаленку. Как запустить биржу фриланса и заработать на этом

«Удаленная работа менее эффективна, чем офисная».

«Фриланс подходит только для IT».

«Да, работать удаленно можно, но только не с моей работой».

Эти и другие заблуждения совсем недавно были еще очень сильны, но 2020-й год показал, что на удаленку можно перевести любую офисную специальность. Конечно, переход на удаленный формат работы дался бизнесу не очень просто, но эта вынужденная операция многим пошла на пользу.

Благодаря этому периоду, бизнесмены увидели основные плюсы удаленного взаимодействия с сотрудниками:

  • Экономия средств на содержание офиса, оборудовании рабочих мест.
  • Возможность найма сотрудников из других населенных пунктов и даже стран

Такой подход помогает бизнесу одновременно и сократить затраты на команду, и подобрать более квалифицированных сотрудников. К тому же, специалисты, постоянно работающие на фрилансе, обычно более организованные и дисциплинированные. Для них продуктивность —жизненная необходимость.

Все эти факторы и стали общим драйвером для рынка фриланса. Сейчас глобальный рынок оценивается в $3,3 млрд. По мнению экспертов, он продолжит расти примерно на 15% в год, и достигнет $10 млрд к 2027 году.

Если раньше утверждение о том, что «фриланс — это в основном про IT-специалистов» было близким к правде, то сейчас на биржах фриланса можно увидеть спрос и по другим специальностям.

Тренд роста рынка удаленной работы нужно использовать уже сейчас. В этой статье мы хотели бы рассказать о том, как запустить свою биржу фриланса, и как ее монетизировать.

Все больше профессий переходит на удаленку. Как запустить биржу фриланса и заработать на этом

В чем заключается концепция биржи фриланса?

По сути, сервис становится посредником между заказчиком и исполнителем. Платформа фриланса обеспечивает исполнение сторонами взятых на себя обязанностей. Работу такого сервиса можно свести к трем основным пунктам:

  • Биржа для взаимного поиска предложений между заказчиками и исполнителями. Взаимодействие может быть построено в разных форматах: в виде доски объявлений, в виде тендеров. Иногда сотрудники платформы берут на себя обязанности HR-специалистов и самостоятельно подбирают специалистов под потребности компаний-клиентов.
  • Финансовый посредник. Почти всегда сервис становится посредником и финансовым, замораживая средства на счету заказчика на период сотрудничества. Так защищаются интересы обеих сторон. А перевод гонорара специалисту будет произведен только после взаимного подтверждения.
  • Арбитраж. В спорных ситуациях биржа фриланса также становится арбитром, который принимает решения в пользу какой-то из сторон. Чтобы разрешение споров не было субъективным, в компании должны быть четкие и недвусмысленные регламенты сотрудничества с клиентами.

Если представить разработку биржи фриланса пошагово, то алгоритм выглядел бы следующим образом.

Шаг 1. Выбор концепции

Сложно соревноваться сразу с UpWork и Freelance Com. У сегментированного на определенную аудиторию проекта гораздо больше шансов на выживание. Поэтому первая задача при запуске сервиса фриланса, разработка концепции. Ограничивать аудиторию можно по:

  • Географическому признаку. Например, работать только в 1 стране или регионе
  • Специализации. Например, площадки только для дизайнеров, или только для программистов.

И другим признакам. Сюда же можно отнести, например, разные модели работы: только разовые проекты, или только долгосрочный найм. Долго на этом моменте нет смысла останавливаться. Полагаем, что если вы задумались о запуске биржи фриланса, у вас уже есть в голове идея и концепция.

Шаг 2. Составление проектной документации

Это особенно важно, когда проект разрабатывается не своими руками, а силами стороннего подрядчика. Если вашу биржу фриланса будет разрабатывать студия специалистов, в диалоге с менеджером проекта нужно детально объяснить свою идею и ожидания.

В проектной документации будет детально описан будущий сервис. На этом этапе очень важно продумать пользовательские сценарии и включить в документацию весь необходимый функционал.

Конечно, сразу все продумать невозможно. Обычно первые идеи по доработке проекта появляются сразу после его реализации. На этом этапе очень важна роль не менеджера проекта. Он не только должен превратить слова заказчика в конкретные технические задания, но и консультировать заказчика. Подсказывать, какой функционал можно реализовать, какой нельзя. Чем можно бы проект дополнить и так далее.

Шаг 3. Выбор технологий и разработка

Выбор между программированием на PHP (или других языках) или на CMS (системы управления контентом, например, Wordpress) не такой очевидный.

  • Wordpress. Вопреки распространенному заблуждению, на этой платформе можно строить не только блоги и сайты-визитки. На Wordpress можно реализовывать достаточно сложные проекты. Конечно, возможности WP не безграничны. Для уникального функционала, сложных и крупных проектов лучше выбирать PHP, но большинство задач можно решить и на CMS.
  • PHP. Как мы уже отметили, это для более сложных и масштабных проектов. Но у этого метода тоже есть недостатки. И главные — высокая стоимость и низкая скорость разработки. Создание сайта на CMS стоит дешевле и занимает меньше времени. При этом стоит отметить, что разработка на PHP не обязательно ведется с нуля. На PHP тоже есть фреймворки при помощи которых можно ускорять работу.

Давать рекомендации по выбору технологии можно только после изучения конкретного проекта.

Также еще до начала разработки нужно рассчитать необходимые серверные мощности, продумать меры по обеспечению безопасности данных, систему управления сайтом.

4. MVP

Это минимальный жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product). Первая версия сайта, которая обладает минимальными, но достаточными для первых пользователей функционалом.

MVP разрабатывается достаточно быстро, и не требует больших затрат на запуск. Это эффективный инструмент для тестирования ниши. Вероятно, что придуманная вами концепция окажется нерентабельной, а проект неинтересным для спроса.

MVP позволяет «малой кровью» протестировать идею, подкорректировать структуру и функционал проекта, изменить маркетинговую стратегию.

Если все в порядке, MVP можно потом незаметно для пользователей развить в полноценный проект. Основная версия делается визуально идентичной с MVP.

5. Маркетинг

Ценность бирж фриланса в пользователях. Проект без исполнителей не будет интересен для заказчиков, и наоборот. Платформы удаленной работы сильно зависят от количества активных пользователей. Поэтому для выживаемости проекта в начале крайне необходимо набрать «критическую массу» пользователей. И только потом приступать к развитию аудитории. Для привлечения первых пользователей есть несколько приемов:

  • Во-первых, с заказчиками договориться в начале проще, чем с исполнителями. Хорошо, если вы сможете разместить на платформе несколько заказов (по своему профилю), и уже на конкретное предложение искать исполнителей.
  • Во-вторых, начинать можно с партнерства с другими компаниями. Например, с HR-агентствами. У них есть потребность в специалистах. Эти запросы можно разместить на своей площадке и находить сотрудников для HR-агентств за часть дохода.
  • Для привлечения первых сотрудников можно проводть промо-акции, предлагать бесплатные периоды VIP-аккаунтов и другие стимулы для регистрации. Важно понимать, что между платформами удаленной работы нет прямой конкуренции за исполнителей. Другими словами, пользователи могут быть зарегистрированы сразу на нескольких сервисах, и искать заказы параллельно.

Применяемые методы маркетинга будут отличаться, в зависимости от особенностей каждого проекта (география работы, специализация, модель работы).

Важно, чтобы применяемые методы маркетинга подвергались постоянному анализу результативности. Можно проверять новые гипотезы, проводя сплит-тестирование. Одновременно применять разные конфигурации маркетинговой стратегии, замеряя показатели эффективности.

Оставляя только самые результативные подходы к маркетингу, можно заметно оптимизировать рекламный бюджет.

На маркетинг должна быть запланирована большая часть сметы стартапа. Чем крупнее аудитория заказчиков и исполнителей, тем платформа привлекательней для новых пользователей, как с той, так и с другой стороны. Здесь очень силен эффект «снежного кома».

6. Монетизация

Платформа фриланса — это в первую очередь бизнес, а бизнес должен приносить прибыль. Поэтому следующий вопрос после запуска и привлечения первых пользователей, это монетизация.

Чаще всего биржи фриланса зарабатывают на комиссиях со зделок между пользователями. Комиссии могут взиматься с заказчика, с исполнителя или с обоих сторон пропорционально. Для правильной модели расчетов нужно оценить баланс спроса и предложения на рынке.

  • Если рынок дефицитный (заказчиков больше, чем исполнителей), то комиссию логично брать именно с заказчиков.
  • И наоборот, когда рынок профицитный (исполнителей больше), то комиссию можно брать со специалиста.

Есть и другие методы монетизации, например, платное размещение заказов, премиальные функции (например, поднятия объявлений), платные подписки, рекламные блоки на сайте и другие методы монетизации. Многое зависит от специфики проекта, для отдельных ниш есть и другие методы получения дохода.

Биржа фриланса — это не просто доска объявлений. Это гораздо более сложный функциональный продукт, который требует совместной работы маркетологов, менеджеров и технических специалистов. Даже с учетом динамично развивающегося рынка удаленной работы при запуске биржи фриланса есть риск невостребованности конкретного формата и проекта.

Поэтому планировать запуск лучше совместно со специалистами, которые имеют опыт работы со стартапами. Вы можете получить бесплатную консультацию наших специалистов о том, как лучше реализовать вашу биржу фриланса. Для этого достаточно оставить заявку на нашем сайте.

11
1 комментарий

Возможно ли на Ваш взгляд, создать децентрализованную биржу фриланса с использованием блокчейна для расчетов между пользователями напрямую?

Ответить