Как устроен бумажный бизнес в России — и почему с ним стоит познакомиться поближе

Для тех, кто уже умеет поддерживать беседу о вирусах и геополитике и хочет чего-то нового.

Весной 2022 года из-за неполадок с поставками бумага в России подорожала. В заголовках изданий только и говорили, что о её дефиците, а в комментариях недоумевали: как страна, чьи территории на 45% состоят из лесов, может остаться без продукта лесопромышленного производства.

Оказалось, что проблема возникла из-за отсутствия импортного химиката для отбеливания бумаги, который местные промышленники уже пытаются заменить. И на самом деле Россия покрывает 80% внутреннего спроса на бумажную продукцию, а в 2020 году, например, из 400 млн тонн мирового производства выпустила 7 млн тонн материала — разной плотности, фактуры, формата, матовости и цвета. Целлюлозно-бумажная промышленность вообще, как считают эксперты, — хорошая отрасль для инвестиций. Разбираемся почему.

Кто и какую бумагу делает в России

В Европу технологии изготовления бумаги пришли из Китая ещё в 12-м веке. Россия же взялась за производство лишь через четыре столетия — во времена Ивана Грозного. Отливая отечественную бумагу (тогда её делали из пенькового и льняного тряпья), правительство хотело доказать технологическую независимость страны.

В 2022 году Россия насчитывает порядка 180 производителей целлюлозы и бумаги, 20 из которых отвечают примерно за 85% всей продукции отрасли. Большинство действующих в стране заводов — это модернизированные советские фабрики, которые берут на себя весь цикл производства: от освоения лесов до выпуска конечного продукта. А продуктом может быть самая разная бумага. Не только крафтовая, в которой доставляют еду, и теперь дефицитная офисная, но и, например:

  • Мелованная. Ручкой на ней не попишешь, на специальном клеевом покрытии растекутся чернила. Но зато она плотная и поэтому подойдёт для рекламной полиграфии.
  • Офсетная. Больше известна как «офисная», но ещё из неё делают блоттеры — бумажные полоски для нанесения духов-тестеров, потому что бумага хорошо впитывает жидкость.
  • Газетная и журнальная. Первая легко размокает и рвётся, но зато дешёвая. Вторая быстро принимает жидкую краску, но не впитывает её так, чтобы та проступала с обратной стороны.
  • Упаковочная. Она может быть бактерицидной — чтобы не размножались микроорганизмы, противокоррозионной — чтобы внутри не ржавели металлические изделия, дышащей — чтобы не образовывалась плесень, а ещё пергаминовой — чтобы упаковать жирный продукт и не испачкаться маслом.
  • Писчая и картографическая. Первая хорошо проклеенная и непрозрачная — чтобы не проступали чернила. А вторая влагопрочная и износостойкая — чтобы карту можно было взять и в море, и в поход.

И это не говоря о денежной (для банкнот), санитарно-гигиенической (носовые платки, туалетная бумага, бумажные полотенца — сегмент тишью) и самокопировальной бумаге и обоях. На материале можно напечатать орнамент, добавить в неё блёстки или вообще металлизировать — нанести на лист тонкую алюминиевую плёнку при 1500°С. Большую часть Россия уже научилась делать. Отстаёт разве что в производстве листов с премиальными глянцевыми и другими покрытиями. Повышенного спроса на них не было, так что сырьё и материалы заказывали за рубежом — в Китае, США, Японии, Германии и Индии.

С января по октябрь 2021 года объём производства целлюлозы в России увеличился на 0,5% по сравнению с тем же периодом 2020 года и составил 7,3 млн тонн. Объёмы выпуска бумаги и картона возросли сразу на 6,9% — до 7,67 млн тонн. А сектор обработки древесины — на 8,9%. До этого, по итогам 2020 года, страна заняла тринадцатое место по объёмам производства бумаги и картона и седьмое место в мире по объёму производства целлюлозы, притом что ещё в 2019 году занимала восьмое.

Целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) создаёт более 40% всей валовой добавленной стоимости лесопромышленного комплекса России.

Россия в 2021 году входила в двадцатку крупнейших мировых экспортёров бумаги и картона, а по объёму торговли газетной бумагой даже заняла третье место (в 2017 году она продала на экспорт газетной бумаги на сумму $430 млн). В 2017 году она также числилась в десятке лидеров по производству бумаги и картона для упаковки, хоть и с небольшой долей — 2,4%.

Вот как делают бумагу. На видео крафтовая, но основной процесс схож для всех видов. Просто для белёной в целлюлозу вмешивают отбеливатели, а если нужно особое покрытие, то готовую бумагу пропускают через специальные катушки

Ключевые предприятия расположены в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, а в тройку регионов — лидеров по лесозаготовкам входят Иркутская область, Красноярский край и Вологодская область — на них приходится более трети всех поставок древесины в России. Вот некоторые из предприятий:

  • Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). Выпускает мешочную бумагу и подпергамент объемом 25 тысяч тонн в год.
  • Сегежский ЦБК — один из флагманов целлюлозно-бумажной отрасли. Способен производить до 384 тыс. тонн крафт - бумаги мешочной, в том числе высокопрочной микрокрепированной бумаги. Вместе с Сокольским ЦБК входят в состав Segezha Group.
  • Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (ЛПК) — специализируется на офисной, офсетной и газетной бумаге.
  • «Волга» в Балахне — единственный в России комбинат, производящий газетную бумагу премиум-класса из 100% термомеханической массы.
  • «Илим» в Коряжме — крупнейшее производство по выпуску нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы. Выпускает 75% всей российской товарной целлюлозы, 20% картона и 10% российской бумаги (в том числе мелованной, офсетной, офисной и упаковочной).
  • ЦБК «Кама» в Краснокамске — первым в России освоил производство легкомелованной бумаги и первым в мире произвёл её из осиновой древесины.
  • Архангельский ЦБК — лидер в сегменте бумаги для школьных тетрадей.
  • «Гознак» в Краснокамске — изготавливает более 120 видов бумаги: банкнотную, карточную, офсетную, рисовальную, картографическую бумагу, основы для виниловых обоев, копировальных аппаратов, лазерных и струйных принтеров.
  • Санкт-Петербургская бумажная фабрика — входит в число крупнейших мировых производителей бумаг с водяными знаками.

Кстати, Сокольский ЦБК работает в России с конца 19-го века. Тогда «письменная» культура в России проникла в самые разные слои общества, так что число бумажных фабрик в стране превысило 80. Тогда же на заводах появились первые бумагоделательные машины, а саму бумагу изготавливали уже не только из тряпья, но и из древесины, которую превращали в целлюлозу. Как сейчас.

Основное конкурентное преимущество целлюлозно-бумажной промышленности в России — наличие собственных лесных ресурсов (самый крупный древесный фонд в России у предприятий Segezha Group). А один из наиболее качественных видов бумаги — это бумага из хвойных пород: на них приходится 80% лесной площади России.

Российская крафтовая бумага из хвои — небелёная — пользуется спросом и за рубежом. В 2020 году доля экспорта из России на сумму $706 млн составила 5,38% от мирового производства. У Канады доля меньше — 4,55%. А Segezha Group, например, в 2018 году поставляла за рубеж 90% от своего общего объёма — в Саудовскую Аравию, Индонезию, Мексику, Пакистан. Чаще всего крафт идёт на производство потребительских и индустриальных упаковок.

Спрос на такие пакеты и мешки особенно вырос в 2019–2021 годах. Во-первых, россияне во время пандемии переходили в онлайн и чаще, чем когда-либо заказывали еду и товары на дом. Во-вторых, восстанавливалась строительная индустрия — в том числе потому, что правительство выдавало льготные ипотеки, а материнский капитал стали выдавать уже на первого ребёнка. Индустриальные упаковки давно пришлись по вкусу производителям строительных смесей (цемент и цементные смеси, смеси на базе гипса и полимеров), пищевой индустрии (крахмал, сухое молоко, пищевые смеси), поскольку фасовать их в бумажные мешки удобнее, быстрее и экономичнее, чем в пластик или ткань. Крафтовая бумага пористая и лучше пропускает воздух при наполнении мешка смесью.

Спрос на крафт, как говорят эксперты Segezha, вырос ещё и потому, что потребители сами стали осознаннее относиться к количеству потребляемого пластика. Европа ещё в 2019 году приняла закон, который запрещает производить и продавать одноразовые изделия из пластика — столовые приборы и тарелки, трубочки и мешалки, определённые контейнеры и стаканы для еды и напитков.

По данным Segezha, половина молодого населения хочет покупать товары у социально ответственной компании, чувствует личную ответственность за защиту окружающей среды и готова платить больше за экологичные решения.

Независимые эксперты полагают, что спрос на бумажные упаковки продолжит расти, поскольку всё больше магазинов торгует в онлайне и переходит на «зелёные» пакеты (бумага — это возобновляемый, биоразлагаемый и быстро утилизируемый товар). Так что у российских бумажных предприятий есть все шансы увеличить свои доли в самых разных секторах производства. Segezha, например, во время пандемии разработала двухслойный крафтовый пакет из влагопрочной бумаги с сеткой для овощей и фруктов. Конденсат в таком пакете не образуется, фрукты и овощи хранятся дольше. А окошко позволяет разглядеть качество продукта.

Собственное древесное сырьё стоит дешевле, производство в стране развито ещё с Советского Союза. Он в 1987 году занимал третье место в мире по объёму выпуска целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов, а по выпуску бумаги и картона — четвёртое. Фабрик к тому моменту насчитывалось больше 200. И если ещё в 18-м веке стране не хватало даже импортной бумаги, в которой остро нуждались книгопечатники, градостроители и промышленники, то сегодня Россия покрывает сразу 80% внутреннего спроса.

Чего ждать производителям бумаги и инвесторам в 2022 году

Спрос на бумагу вырастет

В отчёте за 2021 год аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young отметила, что мировая экономика в 2022 году, скорее всего, продолжит восстанавливаться после пандемии, а средний уровень доходов населения планеты будет увеличиваться. В связи с этим вырастут и потребительские расходы. Возможно, на ситуации скажутся санкции, но если учесть, что продавцы по-прежнему переходят с пластиковых упаковок на бумажные, производители последних наверняка ощутят спрос на себе.

Почти 90% из них планирует к 2024 году не только расширить ассортимент упаковок, но и нарастить объёмы выпуска.

Производство целлюлозы вместе с этим может вырасти с 8,2 млн тонн в 2019 году до 14 млн тонн к 2030 году, а бумаги и картона — с 9,2 млн до 11,8 млн тонн соответственно. Сами ЦБП должны к тому моменту повысить вклад в экономику страны — с 697 млрд рублей в 2019 году до 1,14 трлн рублей — и создать около 200 млн рабочих мест.

Будет развиваться внутреннее производство

В 2019–2020 годах из-за пандемии фабрики не могли работать в полную силу, логистика встала, так что ЦБП пришлось сокращать объёмы производства и экспорта. В 2022 году они вдобавок ко всему столкнулись с перебоями в поставках химических реактивов, которые использовали для отбеливания древесной массы. Однако неразрешимой проблемы в этом компании не видят. Светогорский ЦБК — производитель самой покупаемой в России бумаги для принтеров SvetoCopy — сразу начал работу над новой линейкой продукции из небелёной бумаги и заявил, что продолжает искать альтернативы импортным химикатам.

Рынок станет прозрачнее благодаря технологиям

Одна из главных проблем в лесной отрасли — это необходимость собирать и актуализировать данные о лесных участках, считает глава совета директоров «Приангарского ЛПК» Олег Малкин. Они помогают понять, в каком состоянии лесной фонд России, и позволяют прогнозировать объёмы вывозки и поставок сырья. Составлять такие цифровые карты можно с помощью спутников, беспилотных летательных аппаратов и лазерных 3D-сканеров.

В Амурском филиале WWF, например, уже работают как минимум две системы мониторинга лесного покрова. Съёмка ведётся из космоса, а изменения в лесах по всей стране определяют алгоритмы. Робот фиксирует места рубок и выявляет незаконные, а также помечает зоны, где лес пострадал из-за пожаров.

Тестировал технологии компьютерного зрения и «Сегежский ЦБК». С их помощью компания измеряла плотный объём леса и коэффициент полнодревесности. Всё дело в том, что стволы деревьев часто неровные — у них есть сучки, кора. Из-за этого при укладке древесины в грузовики возникают пустоты. А для эффективного производства важно учитывать, сколько фактического материала погрузили. Чтобы это проверить, лесовоз проезжал через рамку с датчиками и камерами. Ручные подсчёты одной поставки заняли бы больше 10 минут, а автоматическая проверка составляла всего 2 секунды. Расхождения между реальными и алгоритмическими данными при этом не превышали и 2%.

Осенью 2021 года в Segezha также установили новые электрофильтры, которые вылавливают из сточных вод комбината 99% взвешенных частиц — это загрязнитель воздуха. А в будущем как минимум на «Сегежском ЦБК» компания установит датчики, чтобы контролировать в онлайн-режиме температуру сбрасываемых вод и объём частиц.

По данным «Сбер Про», сразу 57% игроков российского ЛПК надеются внедрить цифровые решения в ближайшие два года. Причём речь не только о компьютерных картах леса, но и о корпоративных инициативах вроде электронного документооборота и ERP-систем — чтобы сократить потребление бумаги, грамотнее управлять собственным производством, поставками и торговлей, а также повысить прозрачность в секторе. К этому призывает и правительство. В России планируют сформировать единый электронный государственный реестр со всеми сведениями по лесам: сколько леса страна экспортирует и поставляет на внутренний рынок, а также кто и какую долю занимает.

Устойчивое развитие принесёт больше денег

86% лесопромышленных предприятий стараются теперь придерживаться принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG), так как основная проблема в отрасли — это загрязнение водоёмов сточными водами, большие объёмы отходов и неразумное лесопользование. По данным Банка России, ежегодная доходность осознанных компаний по всему миру в среднем выше на 5%.

В России уровень дохода с одного гектара леса порой в 15 раз ниже, чем в Финляндии, Швеции или США. По мнению экспертов, проблема в том, что отечественная лесная отрасль больше концентрируется на экспорте необработанной древесины. Из-за этого она пока не научилась глубокой переработке древесины. Но важно это не только потому, что Россия не реализовывает полный экономический потенциал материала. У производителей остаются древесные отходы, которые можно пустить на что-то ещё. В Канаде, для сравнения, переработка дерева составляет 95%, а в России — 60–70%.

Впрочем, местные игроки уже учатся использовать сырьё по максимуму, чтобы в том числе срубать меньше новых деревьев. Во Пскове древесные «остатки» научились перерабатывать в гранулы, которые пригодятся в строительстве, а в Segezha установили более эффективные бумагоделательные машины. Они намного компактнее и потребляют значительно меньше свежей воды.

Сохранять лес важно. На Россию, например, приходится 20% мировых запасов лесных ресурсов — это меньше, чем у Бразилии, но в два раза больше, чем в США. И рядом с лесами по всему миру живёт не менее 1,6 млрд человек. Большинство из них при этом зависит от деревьев напрямую, поскольку лес обеспечивают им либо жилище, либо пищу, либо заработок. Именно поэтому Segezha Group не только восстанавливает леса — причём около 86% при среднем уровне восполнения в 70%, но также разбивает в стране дополнительные лесопитомники.

Ещё один способ сократить вырубку — развить производство товаров из биоразлагаемого и вторичного сырья, что местные компании уже делают. Segezha, к примеру, начинает производить бумагу на 50–100% из вторичного сырья — переработанной целлюлозы. Так компания не только сокращает число вырубленных деревьев, но ещё и ослабляет углеродный след, поскольку один её продукт реализуется на рынке несколько раз.

Крафтовую бумагу изобрели в США в 19-м веке. Попав в Россию, она стала главным упаковочным материалом — для еды, цветов и одежды. С появлением импортных пластиковых пакетов бумажные ушли на второй план, но в 21-м веке вновь вошли в обиход как экологичная альтернатива. Ведь разлагаются они не до 1000 лет, как пластик, а за год.

Первое место по производству такой бумаги в России занимает холдинг Segezha Group, который уже делает из неё до 1,6 млрд тар в год — в том числе для Ikea, Adidas, Columbia, «М.Видео» и «Детского мира». Бумага пористая (мы пор не увидим, но они есть и позволяют выйти лишнему воздуху), растяжимая (без этого пакет при заводской «затарке» лопнет) и плотная (толщина бумаги увеличиваться не будет, зато печатать на ней можно с обеих сторон).

На обувной пакет можно нанести водяные знаки, чтобы противостоять контрафакту, на мешок для орешков напечатать фирменные рецепты салатов с ними. А на упаковке для магазина игрушек можно нарисовать уникальных героев, которых ребёнок потом сможет вырезать, — и даже собрать целую коллекцию.

2424
37 комментариев

Блин, Segezha Group PJSC,
Вы же холдинг: у Вас
14 600 сотрудников,
капитализация около 300 млрд рублей.
В стране нет офисной бумаги - стратегического сырья для книг, учебников, обеспечения документооборота.
Сколько у Вас своих химических лабораторий? сколько химреактивов для отбеливания бумаги Вы разработали за это время?
А Вы про крафтовую бумагу.
Вам не стыдно?

6
Ответить

У компаний на рынке разные специализации.
Мы же специализируемся на крафт-бумаге.

"Почему компания не может начать выпускать офисную бумагу?"
Дело в том, что все части оборудования бумагоделательных машин, установленных на наших комбинатах, спроектированы таким образом, что позволяют выпускать исключительно мешочную бумагу для индустриальной и потребительской упаковки. Перепроектирование этого оборудования под другой тип бумаги технически невозможно.

12
Ответить

А почему им должно быть стыдно, они вроде не должны этим заниматься

4
Ответить

>В отчёте за 2021 год аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young отметила, что мировая экономика в 2022 году, скорее всего, продолжит восстанавливаться после пандемии, а средний уровень доходов населения планеты будет увеличиваться. В связи с этим вырастут и потребительские расходы. Возможно, на ситуации скажутся санкции, но если учесть, что продавцы по-прежнему переходят с пластиковых упаковок на бумажные, производители последних наверняка ощутят спрос на себе.

Чистое гадание на кофейной гуще. Предположение, основанное на предположении, которое основано на предположении, которое основано на предположении.

Не скажу за весь мир, но в России потребление бумаги, по моему мнению, снизится однозначно по следующим причинам:
- Приняли законы по кадровому электронному документообороту (кадровый отдел обычно самый бумаго-прожорливый). И уже есть готовые решения, которые дают эту возможность.
- Некоторые магазины уже перешли на электронные чеки и им нет смысла возвращаться назад. Это экономия не только на бумаге, но и на обслуживании ККМ, логистике, уборке. Я уверен, что со временем эта тенденция сохранится и распространится на все магазины. Дело времени и законотворчества.
- Про переход с пластика на бумагу - это экотренд. Но совершенно не ясно, пойдет ли он в гору в России в ближайшие годы. Если и пойдет, это будет переработанная бумага.
- Уход некоторых компаний оргтехники так же снизит количество напечатанных страниц

5
Ответить

Да и пластиковые пакеты по факту, экологические бумажных

1
Ответить

Господи, столько слов про бумагу, но не про ту бумагу, которая всем нужна.

2
Ответить

Спасибо, полезно

2
Ответить