«Культуру отмены» в отношении России обсудили на ПМЭФ-2022

18 июня состоялась сессия «Культура отмены»: беспрецедентные вызовы для медиаотрасли. Информационная политика стран в эпоху постправды», посвященная вопросам давления западных стран, влияниюна развитие медиасреды в России, последствиям политики агрессивных коммуникаций и путям выхода из сложившейся ситуации. Модерировала дискуссию заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Юлия Голубева.

«Культуру отмены» в отношении России обсудили на ПМЭФ-2022

В начале дискуссии Юлия Голубева озвучила результаты проведенного накануне опроса в социальных сетях «Газпром-Медиа Холдинга». На вопрос «Отразилась ли на вашей ежедневной жизни культура отмены?» ответили около 4 000 тысяч человек. Из них 55% считают, что не отразилась, а 20% не знают, что такое «культура отмены».

«Культуру отмены» в отношении России обсудили на ПМЭФ-2022

Спикерами сессии стали директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова,первый заместитель генерального директора АНО «Диалог»Ленар Файзутдинов, первый заместитель главного редактора МИА Россия сегодня Сергей Кочетков, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий, основатель Центра политического и стратегического анализа STRATPOL Ксавье Моро, автор и ведущий программ на телеканале Russia Today Питер Лавель и писатель Александр Цыпкин.

«Культуру отмены» в отношении России обсудили на ПМЭФ-2022

Отвечая на вопрос, что уникального в сегодняшней «культуре отмены», Андрей Быстрицкий отметил, что «культура отмены» существует столько, сколько существуют люди, но всегда осуществляется по-разному. Однако, современная ситуация уникальна тем, что она происходит в совершенно новом коммуникационном пространстве. Никогда ранее взаимозависимость, в том числе в информационном поле, не была столь противоположной уровню регулирования в этой же сфере.

«Культуру отмены» в отношении России обсудили на ПМЭФ-2022

«Мы живем в цифровом пространстве, и рычаги его регулирования, находящиеся в разных недружественных странах, являются методом манипуляций. Никогда не было идеологической борьбы с такой размытой идеологический базой, как сейчас. Очень субъективная идеология оказалась в руках группы людей, управляемой менеджерским слоем, погруженным в цифровую среду».

В своем выступлении Питер Лавель отметил, что несмотря ни на какое давление, культурное наследие России отменить невозможно. «Попытки отменить Россию – это своего рода попытки отменить западную цивилизацию в целом», - резюмировал он. По его мнению, западный мир на сегодняшний день пришел к понимаю, какие вещи говорить не стоит – обидные, оскорбительные, однако сегодня мы наблюдаем новый феномен, который диктует что мы должны говорить.

Спикеры также затронули тему работы средств массовой информации. Сергей Кочетков в своем выступлении поделился взглядом на ситуацию в медиасреде. «Менять свою информационную повестку и писать плохо, смотря на то, что делают западные СМИ и мейнстрим, конечно, не стоит. Невозможно отменить Россию в культурном плане, также и невозможно отменить запад. Задача качественной прессы, да и просто думающих людей заключается в том, чтобы выдерживать паузу, прежде чем отвечать – тогда это будет осмысленно и разумно».

Ксавье Моро поделился мнением, что России необходимо создавать площадки и инструменты для трансляции собственной позиции. «Россия должна работать над инструментами донесения информации, с помощью которых сможет транслировать свою позицию, учить людей пользоваться альтернативными инструментами. В России одни из лучших IT-специалистов в мире и это та задача, с которой вы можете справиться».

Говоря о фейках и каналах информирования граждан в интернете, Ленар Файзутдинов отметил, что у России есть огромный шанс отстоять свою повестку в социальных сетях. «Мы достаточно эффективно можем противостоять «культуре отмены», если консолидируем все наши информационные ресурсы в социальных сетях и обратимся к русскоязычной аудитории». Он также добавил, что язык постправды – это язык эмоций и для работы с фейками и недостоверной информацией стоит апеллировать к эмоциям людей.

Продолжая разбираться в понятии «культура отмены», Мария Захарова отметила, что понятие «культуры отмены» - это, скорее, клише, в основе которого лежит определенный набор мер, имеющих политическую составляющую с четким целеполаганием. Без «культуры отмены» мы бы продолжали жить в иллюзиях, но запад показал свою истинную сущность. Именно в такие судьбоносные периоды как сегодня, государство должно создавать положительные импульсы и транслировать уверенность.

Александр Цыпкин добавил: «Ключ победы над «культурой отмены» – это не культивировать ее по отношению к представителям собственной культуры в своей стране. Отличие «культуры отмены» от репрессий в том, что репрессии назначаются сверху, а общество их либо поддерживает, либо нет. Культура отмены начинается снизу, а государство может это остановить».

Говоря об опыте «Газпром-Медиа Холдинга», Юлия Голубева отметила, что с последствиями проводимой политики неизбежно столкнулся и холдинг. Так, вследствие закрытия одних рынков, компания стала открывать новые направления сотрудничества с дружественными странами: накануне было подписано соглашение о совместном кинопроизводстве с Ираном. «Надеюсь, этот шаг задаст тренд для всего российского медиапространства и даст импульс для развития новых международных проектов», - подытожила Юлия Голубева.

22
1 комментарий

"Культура отмены начинается снизу, а государство может это остановить"
Та культура отмены, что на Западе - спускается сверху политиками.

Ответить