Как заключить лицензионный договор об использовании музыки в анимации, кино, рекламе. Часть II

В первой части статьи мы рассмотрели, что представляют собой музыка и видеоконтент с точки зрения закона; у кого приобрести права на музыку, и где найти контакты правообладателей; а также виды договоров с правообладателями и чек-лист условий лицензионного договора, которые сторонам нужно обсудить «на берегу».

Как заключить лицензионный договор об использовании музыки в анимации, кино, рекламе. Часть II

Теперь мы расскажем подробнее об основных пунктах из чек-листа, приведем примеры формулировок для лицензионного договора с правообладателем музыки, а также рассмотрим вопросы:

  • Какие пункты добавить в лицензионный договор, чтобы избежать нарушений личных неимущественных прав авторов и исполнителей музыки?
  • Обращаются ли правообладатели в суд из-за незаконного использования музыки производителями контента?

Напомним, что в этой статье для упрощения музыкальные произведения, исполнения и фонограммы называются «музыкой», а аудиовизуальные произведения – «контентом».

Начнем с основных пунктов лицензионного договора о включении музыки в состав контента, перечисленных в чек-листе:

№1. Вид предоставляемой лицензии: исключительная или неисключительная

Исключительная лицензия означает, что лицензиар не вправе:

  • выдавать другим лицам лицензию на использование той же музыки в том же контенте на аналогичные срок, территорию и способы использования;

  • самостоятельно использовать музыку аналогичным образом, если в договоре не прописано, что за лицензиаром остается право на самостоятельное использование.

Поскольку контент, скорее всего, уникален, и другое лицо не сможет произвести точно такой же мультфильм или рекламный ролик, в сфере музыкальной синхронизации исключительная лицензия имеет смысл, только если получать ее с правом включения музыки в любые аудиовизуальные произведения без их конкретизации.

Обычно лейблы или музыкальные дистрибуторы получают у правообладателей исключительные лицензии, прямо прописывая в договоре право сублицензирования, чтобы затем выдавать сублицензии производителям контента для отдельных проектов.

Неисключительная лицензия означает, что лицензиар вправе выдавать аналогичные лицензии любым другим лицам для использования той же музыки в их контенте в пределах аналогичного срока, территории и способов использования.

В таком случае музыка может появиться в рекламном ролике конкурирующего продукта или в похожей сцене другого фильма. Как правило производители контента приобретают именно неисключительные лицензии для использования в отдельных проектах. К тому же их стоимость ниже, чем у исключительных: «эксклюзив» всегда дороже.

№2. Объекты прав, на использование которых предоставляется лицензия по договору

Это музыкальное произведение с текстом или без текста, исполнение, фонограмма. Как правило, для их обозначения в договоре вводятся одноименные термины с заглавной буквы.

Если предоставляется лицензия одновременно на использование всех перечисленных выше объектов авторских и смежных прав, то в договоре можно также вести термин «Объекты» для их совместного обозначения.

  • В описании произведения в договоре важно указать его название; авторов текста; авторов музыки (композиторов); исполнителя. Также на музыкальном рынке принято указывать так называемую «долю лицензиара в произведении» в процентах.

Хотя законодательство России не предусматривает возможность выделять доли в исключительном праве на произведение, но в музыкальном бизнесе часто права одного из соавторов находятся в управлении лейбла или наследников, а права другого соавтора – у него самого либо у иного лейбла.

В таком случае лейбл укажет в договоре долю, например, 50%, в пределах которой он вправе управлять авторскими правами и получать вознаграждение от использования произведения в части прав конкретного соавтора. Это означает, что лицензиату необходимо также заключить договор с обладателем оставшихся долей в отношении прав других соавторов произведения, чтобы получить от всех правообладателей так называемые 100% прав и «очистить» произведение полностью.

  • В описании фонограммы и исполнения в договоре важно указать название, авторов текста и музыки произведения, исполнение которого записано в фонограмме, артиста-исполнителя или музыкальную группу, хронометраж фонограммы. В отношении исполнения важно указать, является ли оно вокально-инструментальным либо вокальным, либо инструментальным, а также ФИО и творческий псевдоним артиста-исполнителя.

  • Пример указания информации о лицензируемой музыке в договоре в таблице:

Название Произведения/Фонограммы: Только вперед

Автор(ы) текста: Васнецов П.П., Иванов Т.В.

Автор(ы) музыки: Васнецов П.П.

Исполнитель: Группа «Ласточки»

Хронометраж Фонограммы (минут : секунд): 3:22

Доля Лицензиара в Произведении: 100%

№3. Аудиовизуальное произведение (контент), в состав которого разрешается включить музыку по договору

Для описания контента можно ввести в договоре термин «Фильм», «Мультфильм», «Ролик(и)» или более универсальный термин «АВП». Важно четко идентифицировать контент и указать в договоре его название или хотя бы рабочее название, хронометраж, режиссера и сценариста, производителя контента, страну и год производства.

Для рекламных роликов, как правило, в договоре указывают их рабочее название, хронометраж основной версии ролика, количество и хронометраж сокращенных монтажных версий, а также продукт, услугу или товарный знак, рекламируемый в ролике. Можно также указать название компании-рекламодателя, по заказу которой производится ролик.

Для многосерийных фильмов или мультсериалов важно указать в договоре сезон и номер серии, в которой разрешается использовать музыку. Иначе в случае разногласий будет не ясно, разрешено ли многократное включение музыку в разные серии и сезоны сериала или только однократное в конкретную серию одного сезона. В прошлом по запросам крупных зарубежных лейблов в договоры также включали описание сцены фильма, в которой будет звучать музыка.

Пример термина и описания контента для договора:

«Мультфильм» - означает аудиовизуальное произведение, а именно: анимационный сериал (серия №2 первого сезона) под названием «Каникулы» (режиссер: Духов А.Б.., сценаристы: Петрова И.И., Васильев П.Н.). Производитель – ООО «Супер-Фильм». Страны производства: Россия, Беларусь. Год производства: 2022 г.

№4. Срок лицензии на использование музыки

Можно указывать срок в договоре, например, в таком формате: «1 год с «01» мая 2022 года по «30» апреля 2023 года включительно». Иногда в договорах указывают два срока: один для включения музыки в контент (для периода продакшена) и второй срок для использования музыки уже в составе контента.

По просьбе лицензиата для рекламных роликов возможно указывать в договорах срок, например, в формате: «3 (три) месяца с даты первого выхода ролика в телевизионный эфир» (если на момент заключения договора еще не известна дата старта рекламной кампании). В таком случае рекомендуется прописать в договоре в интересах лицензиара, что ролик выйдет в эфир не позднее определенной даты, а также обязанность лицензиата сообщить лицензиару по электронной почте о том, что ролик впервые вышел в эфир в день выхода или накануне.

№5. Территория лицензии на использование объектов

В договорах перечисляют конкретные страны. Иногда возможно указать разную территорию для различных способов использования музыки в составе контента. Например, для включения музыки в контент (продакшена) может быть разрешена территория России; для использования музыки в составе контента по телевидению – территория Беларуси; а для использования музыки в составе контента в сети Интернет – весь мир. Особенно это актуально, если у лицензиата нет технической возможности настроить гео-блокировку на сайтах и в социальных сетях, чтобы ограничить доступ пользователей к видеоконтенту только с территории конкретных стран.

Чем дольше продолжительность лицензионного срока и чем больше стран включает в себя территория, тем выше цена лицензии на музыкальном рынке.

№6. Способы использования музыки в составе контента

Перечислены в ГК РФ для произведений в п. 2 ст. 1270, для исполнений в п.2 ст. 1317, для фонограмм в п. 2 ст. 1324.

Предположим, что в лицензионном договоре для обозначения произведения, фонограммы и исполнения использованы одноименные термины с заглавной буквы, а совместно они именуются «Объекты», и контент обозначен термином «Мультфильм».

В первую очередь необходимо прописать в договоре способы использования музыки, необходимые для производства контента, указав, разрешено ли однократное или многократное включение музыки в контент, а также можно ли включить музыку в контент полностью или любой ее фрагмент или же только фрагмент определенной продолжительности. Например таким образом: «однократное включение Объектов (или любого их фрагмента) в состав Мультфильма (синхронизация Объектов со звуковой и визуально дорожками Мультфильма), а также воспроизведение и распространение Объектов для этой цели».

Затем необходимо перечислить в договоре способы использования музыки в составе контента.

Далее будут указаны способы использования музыки в контенте (юридическим языком согласно ГК РФ для указания в договоре) и примеры опций или каналов размещения музыки в составе контента, которым эти способы соответствуют на практике.

  • Воспроизведение: Создание физических или цифровых копий, экземпляров музыки, в т.ч. в памяти компьютеров или других технических устройств; создание звукозаписи музыки
  • Распространение: Дистрибуция музыки на физических носителях (например, на DVD в составе фильма) или в цифровом формате (например, платная загрузка цифровых копий в составе фильма в онлайн кинотеатрах)
  • Импорт: Ввоз из одной страны в другую на физических носителях, например, на DVD в составе фильма
  • Публичный показ/публичное исполнение: Показ или исполнение музыки в составе контента в физических кинотеатрах, на плазмах в торговых центрах, кафе или любых других публичных местах
  • Сообщение в эфир и/или по кабелю по телевидению, в т.ч. путем ретрансляции: Показ по ТВ
  • Сообщение в эфир и/или по кабелю по радио, в т.ч. путем ретрансляции: Передача по радио музыки в составе аудиоверсии рекламного ролика
  • Переработка: Творческое изменение музыки или текста, влекущее создание нового производного произведения – это перевод произведения на другие языки, изменение текста произведения, аранжировка музыки. Если в музыкальный трек вносят чисто технические изменения (например, «нарезка» трека на фрагменты или изменение формата цифрового аудиофайла для монтажа), то в договоре можно назвать это «технической адаптацией» или «технической переработкой, не носящей творческого характера и не влекущей создания производного произведения»
  • Доведение до всеобщего сведения: Размещение музыки в составе контента в Интернете, включая социальные сети, или в мобильных приложениях, например, для стримингового просмотра в онлайн кинотеатрах или на видеохостингах

В интересах лицензиата такие способы как воспроизведение, распространение и техническая адаптация рекомендуется включать во все лицензионные договоры об использовании музыки в контенте как сопутствующие. В том числе для того, чтобы производитель контента мог легально передать копию музыкального трека на флешке звукорежиссеру для монтажа контента или для этой цели направить ему по электронной почте ftp-ccылку на скачивание аудиофайла, а звукорежиссер мог бы нарезать файл на фрагменты для монтажа с разными версиями рекламного ролика.

Если лицензиат приобретает лицензию только на произведение (авторские права), чтобы переработать его текст или музыку и записать новую фонограмму для своего контента, лицензиары часто прописывают в договорах следующее:

  • необходимо предварительно согласовать с лицензиаром по электронной почте или в приложении к договору переработанный текст произведения, а также демозапись новой фонограммы;

  • переработку нельзя использовать отдельно от контента какими-либо способами, прямо не указанными в договоре, без получения предварительного письменного согласия правообладателя оригинального произведения;
  • лицензиат обязан самостоятельно получить все необходимые права у переработчика и аранжировщика производной версии произведения.

В целом с юридической точки зрения для лицензиаров возникает сложность с ограничением способов использования музыки в составе контента. Формально условия лицензионного договора, ограничивающие использование музыки в составе аудиовизуального произведения или другого сложного объекта, недействительны (п. 2 ст. 1240 ГК РФ). То есть ГК РФ допускает возможность согласования в договоре только срока и территории лицензии для использования музыки в контенте. При этом «ничтожны условия лицензионного договора, ограничивающие использование теми или иными способами результата интеллектуальной деятельности (музыки) в составе сложного объекта (контента) и таким образом создающие препятствия для использования сложного объекта в целом» (п. 44 Постановление Пленума ВС РФ от 23.04. 2019 г. N 10). Проще говоря, закон и его толкование Пленумом Верховного Суда не разрешают сторонам договора ограничить способы использования музыки в контенте. Лицензиаты часто используют этот аргумент, требуя от правообладателей не ограничивать в договоре способы использования. То есть лицензия должна предоставляться на все и любые законные способы использования музыки в составе контента.

С другой стороны, на музыкальном рынке каждый дополнительный способ использования музыки в контенте (так называемая опция/канал размещения) увеличивает стоимость лицензии. Поэтому правообладатели на практике находят способ лицензировать музыку для использования только конкретными способами в составе контента и все-таки перечисляют в договорах ограниченные способы. Например, лицензиары могут прописывать в договорах, что при необходимости лицензиат может «докупить» у них дополнительные способы использования музыки в контенте путем подписания дополнительного соглашения к договору и за отдельное вознаграждение. Либо лицензиары могут ссылаться на то, что они приобрели права на музыку по лицензионным договорам, заключенным с иностранными правообладателями по зарубежному праву и только в отношении конкретных способов использования, поэтому не могут превысить объем полученной лицензии при сублицензировании (п. 2 ст. 1238 ГК РФ).

В отношении публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю произведений, исполнений, фонограмм в составе аудиовизуальных произведений в договорах можно прописывать, что при таком использовании площадки, то есть публичные места, ТВ-каналы и радиостанции должны выплачивать дополнительное вознаграждение в организации по управлению правами на коллективной основе согласно применимому законодательству. Например, в России такие выплаты осуществляются площадками в РАО и ВОИС согласно ст. 1242, ст. 1244, п. 3 ст. 1263, ст. 1326 ГК РФ (если правообладатель не изъял музыку из их управления), но при условии, что создатель контента предварительно получил напрямую от правообладателя музыки разрешение на сам факт включения музыки в контент.

Какие пункты добавить в лицензионный договор, чтобы избежать нарушений личных неимущественных прав авторов и исполнителей музыки?

По российскому законодательству у правообладателей музыки есть интеллектуальные права, которые включают исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК РФ).

Исключительное право – это право использовать музыку любым не противоречащим закону способом, а также разрешать или запрещать другим лицам такое использование (ст. 1229 ГК РФ). Чтобы «очистить» это вид права, в лицензионном договоре прописывают право использовать музыку в контенте, как подробно рассказано в блоке выше.

Личные неимущественные права – это право авторства и право автора на имя (п.2 ст. 1255, ст. 1265, ст. 1315 ГК РФ), право на неприкосновенность произведения и исполнения (ст. 1266, ст. 1316 ГК РФ), право на обнародование произведения и фонограммы (ст. 1268, ст. 1323 ГК РФ). Чтобы избежать претензий от авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм в этой части, необходимо прописать в договоре, что лицензиар разрешает лицензиату (с правом выдачи аналогичных разрешений от лицензиата третьим лицам) для целей использования музыки в составе контента по договору:

  • вносить в музыку изменения, сокращения и дополнения для цели включения в состав контента;
  • снабжать музыку при ее использовании в составе контента иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями;
  • обнародовать музыку в составе контента любым способом, предусмотренным в договоре, если музыка не была обнародована ранее;
  • использовать музыку в составе контента без указания ее названия; имен/псевдонимов авторов, изготовителей фонограмм, исполнителей, правообладателей (право на анонимное использование).


Кроме того, нужно прописать в договоре следующие гарантии лицензиара:

  • лицензиар получил аналогичные разрешения в отношении личных неимущественных прав от всех авторов произведения, исполнителей, изготовителей фонограммы для правомерного предоставления их лицензиату по договор;
  • у лицензиара есть все необходимые права и разрешения от обладателей исключительных прав на музыку для заключения договора;

  • лицензиар обязуется самостоятельном урегулировать претензии и возместить убытки лицензиату и его сублицензиатам в случае обоснованных претензий от правообладателей в связи с использованием музыки в контенте (если лицензиат не вышел за пределы лицензии, предоставленной по договору).

Обращаются ли правообладатели в суд из-за незаконного использования музыки производителями контента?

Да, использование музыки в контенте без договора может повлечь претензии и судебные иски от правообладателей. В частности, есть судебные решения в пользу компаний-обладателей прав на музыку с взысканием денежной компенсации с крупных российских телеканалов за использование произведений и фонограмм в телесериалах без разрешения правообладателя, а также за включение произведений в телевизионную передачу без согласия правообладателя, даже несмотря на наличие у телеканала договора и выплат в РАО за использование произведения в телепередаче путем сообщения в эфир или по кабелю по телевидению. В одном из дел Суд по интеллектуальным правам постановил, что «ГК РФ не предусматривает возможности для РАО на выдачу лицензии на право использования произведений таким способом, как включение их в состав телепередачи». При это телепередача соответствовала определенным критериям и была признана «аудиовизуальным произведением».

Также есть пример успешного судебного дела правообладателя против продюсерского центра в связи с использованием музыкальных произведений с текстом в составе фильма без заключения договора. Ответчику не помог аргумент о том, что он получил разрешение на использование фонограмм в фильме у обладателя смежных прав. Суд подтвердил, что этого недостаточно, и также необходимо было получать разрешение у обладателя авторских прав на произведение.

Кроме того, в суд обращались правообладатели произведений и фонограмм в связи с их незаконным включением в состав мультсериала, трейлера игры и телевизионных клипов без заключения договора с обладателями прав.

Поэтому до выпуска контента необходимо найти правообладателей, согласовать условия использования музыки в контенте и четко прописать их в договоре.

Автор: Ксения Сысоева, советник практики "Сопровождение IP и IT сделок" Semenov&Pevzner

22
1 комментарий

Отличная статья, автору спасибо за подготовленный материал.

1
Ответить