Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Делимся историей нашего моушн-дизайнера и 3D-художницы — о том, как прийти к созданию диджитал-одежды. И почему это способ сохранить национальную культуру и реализовать себя во времена цифровизации. Разбираемся в понятиях, применимости, потенциальной доходности и других ценностях диджитал-фешена на примере виртуальной коллекции башкирской одежды.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

На DUMP-2022 Ляйсан Торопова выступила в секции Design с докладом «Цифровой культурный след: искусство, дизайн, деньги и идентичность в инфопространстве будущего» (и, кстати, стала лучшим спикером этой секции). Ляся работает над сохранением башкирской культуры в диджитале, а мы собрали из ее выступления статью, чтобы сохранить этот опыт.

Для начала немного познакомимся. Меня зовут Ляйсан, я создаю видео и креативы, занимаюсь моушн-дизайном и 3D-артом, участвую в выставках и стритарт-фестивалях — а результаты своего творчества выкладываю в Инстаграм*. Мои работы во многом завязаны на моем бэкграунде. Но обо всем по порядку.

О диджитал-фешене

Когда живешь в своем инфопузыре, кажется, что некоторые вещи должны быть одинаково понятны всем. Но когда я рассказала нашему исполнительному директору, с какой темой буду выступать на DUMP, он посмотрел на меня примерно так:

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Возможно, он хотел спросить меня, что это за фигня, но вместо этого он спросил, есть ли у диджитал-одежды реальное воплощение. Ответ — иногда да, иногда нет. И есть ли у этого практическая польза. Здесь ответ однозначный — еще как да))

Ближе к делу, помните кукол из бумаги с одеждой для вырезания? По сути диджитал-одежда — это то же самое, только гораздо круче, хоть и пощупать нельзя.

<i>Бумажные куклы из журнала «Работница»</i>
Бумажные куклы из журнала «Работница»

В целом это одежда, созданная не в реальном мире, а в диджитале, в основном в 3D и реже — в 2D. Ее «надевают» на фото и видео с человеком или на трехмерную фигурку — диджитал-аватар. Сделать это можно как в момент записи контента, так и на этапе постпродакшена.

Сама я впервые узнала о диджитал-одежде несколько лет назад. Увидела виртуальную коллекцию дизайнера Регины Турбиной, которую она представила на неделе моды. И люди это покупали: присылали ей свои фото в обычной одежде, а она в ответ отправляла им те же фото, но уже в одежде из коллекции. Регина — настоящая визионерка, сейчас у нее есть свой NFT-маркет Artisant, коллаборации с брендами и множество других проектов.

Но я не сразу прониклась концепцией. Бывает, жалко тратить много денег на физическую одежду, а тут люди платят просто за фотографию в диджитал-одежде. Тогда я посмотрела на это, пожала плечами и забыла — меня волновали другие, более земные вещи.

А именно — моя идентичность, культурные сокровища, то, куда всё это денется, когда мы еще глубже погрузимся в диджитал-пространство.

О национальной идентичности

Я — башкирка. Башкиры — малый народ России, легендарные кочевники, которые раньше жили не только в Башкортостане, но и частично в Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях.

А сейчас нас осталось мало, наша культура и история растворяются в глобализации — все становятся одинаковые, европеизированные. И при переходе в диджитал-мир, где и так не всегда понятно, кто есть кто, эти особенности могут полностью стереться. Останется только то, что сейчас доминирует в культурном пространстве.

Например, многие интересуются скандинавскими мифами и японской мангой — эту культуру продвигают и делают на ее основе новую, цифровую. Думаю, если бы мы так же хорошо разбирались в своей культуре, то могли бы популяризировать ее не меньше.

Ведь история башкир началась аж в 5 веке до н. э., и за это время произошло много знаковых событий. У нас свой язык, своя письменность, есть огромный героический эпос, где главный герой разъезжает сначала на льве, а потом на крылатом коне, сражается с самой смертью, а также со злыми дэвами, живущими в облаках, и со змеями. Всё это — нерастраченный потенциал, и руки чешутся его растратить))

Но при всей крутизне такого бэкграунда, многие волей-неволей его стесняются, и со мной такое было. Несмотря на то, что я росла в Башкирии, ко мне часто относились пренебрежительно из-за внешности и имени, обзывали. Приходилось представляться русским именем, чтобы не выделяться. Тогда всё национальное казалось мне каким-то неклассным. И это жутко несправедливо, что из-за какого-то стеснения пропадают такие истории.

Повзрослев, я решила поступать вопреки: не стесняться своей культуры, а изучить ее и гордиться.

О погружении в свою культуру

А гордиться есть чем. Наверняка каждый, если покопается в прошлом, найдет что-то удивительное. Вот, например, два моих предка. Первый — Сураш-батыр — буквально легенда, ведь про него написали легенду. Он сражался за свободу своих соплеменников, убил одного злодея и стал национальным героем. А второй — Асхат Галимов — мой прадедушка, основал педколледж в деревне, погиб героем на войне в 39 лет.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Однажды я поучаствовала в тематической фотосессии в народном костюме. На фото слева на мне татарский головной убор калфак, ему больше ста лет, он принадлежал еще моей прабабушке.

<i>Фотографии by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Frada__ph%2F&postId=447964" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@rada_ph</a>*</i>
Фотографии by @rada_ph*

Когда я выложила фото в свои соцсети, то получила активный эмоциональный отклик: людям тоже захотелось узнать свой культурный бэкграунд. В целом, если помониторить соцсети, можно заметить, что сейчас зарождается тренд на национальную идентичность. Люди хотят знать, кто они есть на самом деле, найти свою особенность.

Меня всегда интересовали мифы — я рисовала картинки по мотивам мифов народов России, чтобы рассказывать другим об их существовании.

Так родились русалки, которые ради забавы утопили жигули.

<i>Русалки</i>
Русалки

И якутский монстр Абасы.

<i>Монстр Абасы</i>
Монстр Абасы

Но я же башкирка, поэтому однажды решила создать картинку и про башкирский миф. Нарисовала мифическую змею Аждаху, которая может превращаться в женщину, если проживет определенное время. Тогда я не умела делать диджитал-одежду, поэтому просто накрыла ее тряпочкой, и мне понравилось, как это выглядит.

<i>Мифическая змея Аждаха</i>
Мифическая змея Аждаха

Я подумала, вот бы был способ «сшить» такую цифровую одежду со всеми деталями, чтобы была заметна историческая отсылка.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Но и эта мысль не привела меня тогда к тому, чем я занимаюсь сейчас.

Переход к диджитал-одежде был случайным. Я просто экспериментировала с физикой цепей в Cinema 4D и заметила, что цепи напоминают мне башкирское шейное украшение. Мне захотелось сделать из этого украшения головной убор. Сейчас как раз в моде совмещать современные головные уборы с народными элементами. Поэтому я замоделила кепку, загнула цепочки вверх и закрепила на козырьке.

<i>Шейное украшение северных (пермских) башкир</i>
Шейное украшение северных (пермских) башкир

Я выложила эти цепочки в Инстаграм*, и, судя по лайкам и репостам, людям это понравилось. Оно и неудивительно: одежду все носят, в ней все в какой-то степени разбираются, она всем ближе, чем мифические существа. Тогда я поняла, что через одежду проще доносить свои идеи, плюс это еще и хайповая тема, а тратить время на что-то нехайповое мне не хотелось бы.

Так начался мой путь совмещения диджитального и народного.

О реальном воплощении культурного

У меня было много попыток начать делать что-то, связанное с башкирской культурой, — я делала не только иллюстрации к мифам, но и одежду, каллиграфию, предметы быта, мультики. Это очень затратно по времени и деньгам: нужны месяцы, чтобы создать, например, костюм, который в итоге будет не то чтобы практичным и носибельным.

Но есть люди, которые такое делают и даже строят на этом бизнес. Вот несколько примеров.

Проект Your Yool — визуальное исследование, направленное на популяризацию национальной татарской моды.

Казахстанский бренд украшений из бисера Ozin.

Такие примеры меня вдохновляют, но для себя я выбрала диджитал-арт — идеальный баланс между ресурсами и результатом.

О преимуществах диджитал-одежды

Как вы уже поняли, в первую очередь создание диджитал-одежды экономит ресурсы.

Моя подруга, дизайнер одежды, однажды поделилась со мной мыслью, что отшивать сразу всю коллекцию, а потом уже продавать ее — абсурд. Ведь, чтобы отшить коллекцию, нужно много всего: раскроить, подогнать под разные фигуры, потратить ткань, провести фотосессию, создать каталог. И только потом продавать, и не факт, что все продастся.

В отличие от реальной моды, в диджитале можно совсем незатратно «отшить» все прямо на компьютере в 3D, примерить это на любую фигуру и тут же перешить, если не сидит, сделать фотографии на виртуальных моделях, выложить каталог, собрать заказы и только потом отшить в реальности нужное количество изделий. Или проанализировать рынок и понять, например, что люди хотят такое же пальто, но с другими пуговицами, и изменить коллекцию с учетом этого.

Кстати, отличить диджитал-одежду от реальной не всегда просто. Это значит, что диджитал-примерка может полностью заменить реальную.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Кроме экономии у брендов появляется и дополнительный источник заработка за счет продажи цифровых копий одежды как NFT. Например, серебряный диджитал-лук из подборки в 2019 году продали за 9500 долларов.

Этой возможностью пользуются как небольшие бренды, например бренд экологичной моды Ecoolska.

<i>Основательница Ecoolska со своим цифровым аватаром</i>
Основательница Ecoolska со своим цифровым аватаром

Так и гиганты рынка: Alexander McQueen, Balenciaga и даже Uber.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа
Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа
Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Реклама диджитал-одежды тоже полна плюсов: она еще не приелась аудитории и у нее нет ограничений по бюджетам — можно использовать любые спецэффекты, жечь и взрывать эту одежду, делать ее любых размеров.

Еще бренды могут делать коллаборации с художниками. Для талантливого художника — это шанс получить классный кейс в портфолио и стать известным. И такие случаи были. А для бренда это способ заявить, что ему важно — технологии, искусство, экология.

Кстати об экологии — диджитал-одежда помогает решить проблему сверхпотребления. Наверняка вы слышали о фастфешене — люди покупают много дешевой одежды плохого качества, она быстро приходит в негодность или становится немодной, и ее выкидывают. Такая же участь у нарядов знаменитостей, которые, как правило, не появляются на публике в одном и том же. В люксе тоже есть такая проблема: нераспроданные брендовые вещи просто сжигаются. К чему это приводит? Видели свалки одежды в Чили? Часть этой кучи могла бы жить в диджитале.

Также диджитал-одежда важна для метавселенных. Если коротко и просто, метавселенная — это такая соцсеть в виртуальной реальности с дополнительными возможностями взаимодействия и монетизацией. Люди в ней предстают в виде аватаров — своих диджитал-копий.

Пример метаверса — компьютерная онлайн-игра Fortnite. Точнее, это не совсем метаверс, но многие его свойства там уже есть. Интересный кейс по нашей теме — бренды Moncler и Balenciaga создали для игры свои коллекции.

Moncler для Fortnite
<i>Balenciaga для Fortnite</i>
Balenciaga для Fortnite

А еще недавно в другой метавселенной — Decentraland — прошел показ диджитал-одежды разных брендов: аватары посетителей пришли посмотреть, как аватары моделей ходят по виртуальному подиуму в цифровой одежде. Наравне с мировыми известными брендами в этом показе участвовали и дизайнеры-одиночки — у всех был одинаковый потенциал быть замеченными. Это отражает философию интернета будущего, где у всех нас будут примерно равные возможности.

О целевой аудитории

Диджитал-одежду носят цифровые люди — аватары, которых реальные люди создают по своему подобию. Уже есть немало виртуальных блогеров, например — Лил Микела. В нее вкладывают миллионы, она записывает клипы, появляется на мероприятиях — в общем, живет свою лучшую жизнь, в отличие от меня))

Еще есть Анна, русская диджитал-леди. Ведет программу на ТНТ вместе с реальными людьми и развивает свои соцсети.

Но моя любимая диджитал-девушка — это Триша, мой собственный аватар. Я постаралась сделать ее похожей на себя, но это постоянный процесс. Пока она выглядит вот так, иногда ведет за меня соцсети и носит мои дизайны.

<i>Триша</i>
Триша

О моей диджитал-коллекции

На мой взгляд, диджитал-одежда не должна быть просто красивой и впечатляющей, иначе она превратится в красивый шум. У одежды должна быть цель, функция. У моей — это культурные исследования и создание нового мира, где культура продолжит жить и развиваться.

Первый итем моей диджитал-коллекции — юбка из монеток. Все башкирские инфлюенсерки прошлого покрывали свою одежду огромным количеством монеток, вот вам и монетизация))

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Второй итем — специальная версия кепки, тоже в монетках и с шипом наверху — отсылка к чувашскому и башкирскому головным уборам, напоминающим шлем.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Кажется, этот шлем отсылает ко временам, когда женщины-кочевники скакали на конях и стреляли из лука.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Третий итем — еще один головной убор, по типу башлыка, название которого буквально переводится, как головняк. Башкиры носили его на войне с Наполеоном, а затем это подсмотрели все, и теперь многие думают, что это одежда казаков.

В моем изделии от башлыка я взяла общую форму. А хвостик с пуговками и уголочек надо лбом — отсылка к другому башкирскому головному убору кашмау. Его расшивали монетами, которые тянули голову назад и способствовали красивой осанке.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Когда я уже закончила, моя шапка напомнила мне ящерку, и я добавила ей текстуру рептилии. Такое можно проделывать только с диджитал-одеждой, ведь, шей я это вживую, я бы не смогла поменять ткань в самом конце.

Я не считаю, что нужно в точности повторять традиционный костюм, нужно на нем основываться и дальше уже шагать, куда хочешь.

Еще одна моя вещь, которая меньше всего нуждается в объяснении, — платье с портупеей с национальным орнаментом и дизайнерское украшение для волос.

Я решила не останавливаться на одежде и сделала дизайн кочевого жилища юрты, она получилась мифической и фэнтезийной.

Но вернемся к одежде. В национальной теме мне особенно нравится тренд на прикрытие лица — он присущ многим народам. Причем это не заматывание из скромности, это что-то в хорошем смысле жуткое, шаманское. И довольно модное сейчас — если посмотреть фешен-показы, у моделей часто полностью закрыто лицо, это позволяет сосредоточиться на одежде и не отвлекаться на внешность.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Вдохновившись этими образами, уральским ветром и ковидом, я сделала вот такие полотна на лицо.

Символ на моих изделиях — не случайный, это мое имя на арабском, стилизованное под куфическое письмо.

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Мне пришлось немного поизучать арабский на Duolingo, чтобы понять, как расставить закорючки, а потом и куфическую стилизацию, чтобы эти закорючки превратить в пиксели.

Вопрос: при чем тут арабский, я же башкирка? Башкиры за свою историю несколько раз меняли письменность. Сначала писали на арабском, потом на латинице, затем появилась кириллица. Сейчас в башкирском алфавите 44 буквы.

Получается, что родители моей бабушки застали все три вида письменности. А они были учителя и публицисты, и мне сложно представить, как они два раза полностью меняли свой воркфлоу.

О примерке

Если вы уже захотели приобщиться к диджитал-одежде, то для вас отличные новости: есть куча возможностей ее примерить. Например, через эти приложения:

Снепчат — крутейший AR c трекингом тела для одежды. Многие бренды ее туда загружают, и свое туда загрузить тоже можно. В остальные приложения нельзя загружать свою одежду, но можно примерить одежду разных дизайнеров.

Также возможность онлайн-примерки есть у многих интернет-магазинов. Например, у Амазона или Ламоды. Это классный маркетинговый ход, который позволяет забрать долю рынка у офлайн-магазинов.

Но самый привлекательный, на мой взгляд, вариант — написать дизайнеру и прислать ему свое фото. Кому писать, вы знаете (мне).

О процессе создания диджитал-одежды

Для тех, кто хочет сделать что-то самостоятельно, новости тоже просто отличные — это совсем несложно и порог вхождения довольно низкий. Софт для создания одежды называется Marvelous Designer, и чтобы начать в нем работать, достаточно посмотреть тьюториалы на YouTube. Причем записывают их, по моим ощущениям и судя по профессиональной лексике, не 3D-дизайнеры, а швеи.

В программе можно рисовать выкройки в векторе, есть разные пресеты тканей, можно менять цвета и плотности, подтягивать одежду для лучшей усадки и самое классное — смотреть, как всё сшивается. Очень приятная симуляция, не требующая больших ресурсов.

А после можно наложить текстуры прямо в Marvelous Designer или экспортировать и доделать работу в другом софте. И всё — вы восхитительны, вы уже дизайнер диджитал-одежды.

И еще раз про значимость

В заключение хочу вернуться к тому, для чего вообще существует вся эта сфера — диджитал-одежда и в целом диджитал-арт.

Практическая польза — это, конечно, здорово, но все-таки самое главное — это творчество и свобода самовыражения. Потому что всем иногда хочется выглядеть как-то по-особенному и создавать что-то особенное. Но в реальности нас много что сдерживает: дороговизна одежды, осуждение окружающих, нежелание копить хлам. Но внутренняя Верка Сердючка рвется наружу и не дает покоя.

Так вот, диджитал-арт дает возможность самовыражаться, ни в чем себя не ограничивать и чувствовать флоу свободы и творчества.

Если вас зацепила тема диджитал-одежды, вы хотите примерить что-то из моей коллекции или заказать индивидуальный дизайн — напишите мне в телеграм @molyno.

А если вы интересуетесь метавселенными и хотите создавать их сами или заказать для своего бизнеса — напишите нашему руководителю XR-направления Алексу Маркину: так же на почту alex@jetstyle.ru или в телеграм @alexnashzemlyak.

* Инстаграм запрещен в России.

4646
23 комментария

А что по выручке?

Выглядит кринжово и максимально бесполезно, но возможно я не ца.

8
Ответить

Автокад для дизайнеров.

Ответить

Часть про то что дигитал одежда якобы внесет свой вклад в экологию, бред чистой воды. Никто не станет покупать меньше физической одежды, потому что он сможет натянуть на себя вируальный оьраз, скорее второй будет плюсом, если это как-то раскачается а не станет пшиком очередным

7
Ответить

Главное чтобы поклонники гретты хлопали в ладоши)

Ответить

Не согласен. Легко представить, что часть денег из сектора реальной одежды может перетечь в сектор виртуальной одежды

Например, с ростом количества времени, проводимого в виртуале, для заметной части людей внешний вид аватара станет более значим, чем реальный лук, и они станут носить менее разнообразную одежду в реале и меньше её покупать

Ответить

Так шмотки в доте вроде как уже давненько продают, или это не digital одежда?

3
Ответить

Так и есть, в играх уже давно продают одежду. Но прямо модой для обычных людей это стало не так давно, и для национальной одежды диджитал совсем немногие используют.
Сейчас еще в метавселенных начали пользоваться одеждой, и для диджитал-аватаров, которые свой бренд развивают.
Я хочу сказать, что суть одна, какие-то пиксели натянуты на изображение человека, но контекст и применение разные.

2
Ответить