Что хорошего в том, что от вас ушел сотрудник

Предприниматель Полина Радченко рассказала изданию Profit банка «Ак Барс» о плюсах потери кадров, своем опыте по выстраиванию системы подбора, удержании сотрудников.

Несколько лет назад у меня была сотрудница, которая ушла. Искать и организовывать зарубежные образовательные программы для детей и взрослых пришлось полностью самой.

Тогда казалось, что это катастрофа: мы вложили в человека время, деньги и силы, обучали, платили зарплату — и все зря. Сейчас я уверена, что из-за своевременного ухода сотрудника выросли и компания, и я как управленец. Вот что мне удалось сделать после ухода сотрудника.

Улучшить систему управления персоналом

Иногда люди уходят потому, что хотят попробовать себя в чем-то другом, а иногда — из-за того, что им плохо на работе. Моей сотруднице было плохо: я проанализировала почему, и изменила свое представление о системе управления персоналом.

Пересмотрела вопрос мотивации

Обычно говорят о двух видах мотивации:

  • материальной, то есть зарплате и бонусах;
  • нематериальной — атмосфере на работе, признании, ощущении стабильности.

Из-за неопытности я игнорировала важность нематериальной мотивации и думала, что денег достаточно, чтобы сотруднику было комфортно.

С новой сотрудницей я учусь держать баланс и мотивировать не только денежными бонусами. Например, хвалить и благодарить, но не перехваливать; давать ей возможность сообщить радостную новость клиенту, сделать что-то новое самой и поделиться результатами.

Увеличение заработной платы — эффективный способ поднять боевой дух сотрудника, однако он работает лишь какое-то время, пока новый уровень дохода не станет для человека привычной нормой. Нематериальная мотивация — занятие гораздо более творческое, во многом зависит от культуры менеджмента в компании. Если сотрудника хвалят, учат, привлекают к значимым проектам, повышают в должности, слушают, то компания может обойтись небольшими вложениями в материальную мотивацию.

Алина, рекрутер в международной компании

Делегирование

С этим у меня все еще бывают проблемы: взвалить все на себя, потом вспомнить, что есть сотрудник, взвалить все на него. Или попросить что-то сделать и забыть проконтролировать.

С новым сотрудником мы пробовали разные способы распределения дел и контроля за их выполнением, остановились на Trello. Мне нравится, что все хранится в одном месте, я ничего не забываю. Программа предупреждает, когда что-то «горит». Так выглядит наш рабочий процесс:

В Trello работа организована через карточки для каждой задачи: внутри можно писать комментарии, прикреплять документы, ставить сроки, добавлять других участников
В Trello работа организована через карточки для каждой задачи: внутри можно писать комментарии, прикреплять документы, ставить сроки, добавлять других участников

Конечно, у нас бывают перекосы и перегрузы, но это связано с сезонностью бизнеса.

Система работы с персоналом разная в каждой компании — только вы знаете, что работает в вашем случае. Разговаривайте с сотрудниками: интересуйтесь, как они себя чувствуют, все ли их устраивает. Как и везде, нужен баланс. Но если человек не на своем месте, то никакая мотивация не поможет — отпускайте.

Найти квалифицированного сотрудника

Из-за того что моей помощнице было некомфортно, она выполняла свою работу плохо, а это отпугивало клиентов. В результате компания теряла в прибыли и в имидже. Вскоре после ухода сотрудницы клиентов стало больше, и работа улучшилась. Сотрудник — это ресурс, который помогает развивать бизнес, а не тянет его вниз.

Когда я нанимала нового человека, то уже знала, чего от него хочу. Написала объявление, получила 20 откликов, отобрала пять человек, после интервью осталось два кандидата. Работу получила более зрелая как личность девушка с опытом участия в международной программе.

У нас работал юноша в техподдержке. Ему казалось, что его коллеги общаются с нормальными клиентами, а он с «идиотами». Оказалось, что парню не в техподдержку надо было, а в футбол. Стоило ему отправиться исполнять свое предназначение, как «идиоты» превратились в нормальных людей. Каждому нужно быть на своем месте. Увольняйте и увольняйтесь, но делайте с любовью и по велению сердца.

Владимир, директор по развитию в Fort Telecom

Если бы не ушла предыдущая работница, не знаю, когда бы я встретила хорошую сотрудницу, которую через полгода спокойно оставляла одну в офисе. Воспользуйтесь чьим-то уходом как возможностью встретить нужного человека.

Прокачать себя

Когда много делегируешь, то забываешь о том, как работает конкретный процесс. Или не знаешь о новинках с технической стороны. Если сотрудник ушел, а выполнять его работу некому, можно попробовать самому. Прокачка мозга никому не повредит. Главное — следить за балансом и не делать чужую работу, чтобы не перегореть.

Например, в обязанности моей сотрудницы входило оформление студенческих виз J-1 в США. Я научила ее, а сама ни разу за полгода этого не делала. После ухода работника мне пришлось вернуться к этой задаче. Когда я открыла визовую анкету, то поняла, что половина изменилась, а половину я забыла. Постепенно я вспомнила и изучила все детали оформления визы. На десятой анкете стало легко.

Эта ситуация помогла мне понять, что возвращение к забытым задачам облегчает понимание процесса изнутри. Например, сейчас я знаю точно, сколько времени занимает подготовка документов на визу J-1 в США, могу более-менее объективно планировать рабочий процесс с новой сотрудницей.

Три года назад моя компания начала развивать сингапурское направление. Я налаживал сотрудничество с университетами, а моя подчиненная общалась со студентами: вела их от начала и до конца. После ее ухода мне пришлось заниматься еще и студентами. При моей нагрузке это казалось нереально. Но я узнал много нюансов о подборе программ в Сингапуре, о том, как оформлять все документы для зачисления и визы. И хотя сейчас этим занимаются новые сотрудники, я всегда на подхвате, могу чем-то помочь. Знание нюансов работы помогает решать проблемы.

Виталий, руководитель отдела в образовательном агентстве

Если у вас есть свободная минутка, попробуйте поработать с задачей ушедшего сотрудника. Даже если вы не будете делать это всегда, знание процесса изнутри облегчит работу. Если кто-то заболеет или уйдет в отпуск, вы всегда можете сесть на место сотрудника и выполнить его задачу, чтобы компания ничего не потеряла.

Сэкономить деньги

Если нагрузка позволяет, то работу ушедшего сотрудника можно распределить между оставшимися людьми и сэкономить на зарплате, взносах в фонды и других расходах.

Моя сотрудница ушла в кризис. Сначала я переживала, но потом поняла, что могу финансово облегчить дела компании. В целом ежемесячные издержки бизнеса у нас небольшие: зарплаты, связь, аренда. Помимо этого, несколько раз в год мы проводим промопрезентации и международный экзамен по английскому языку. Несмотря на поддержку головной компании, свои вложения тоже нужны.

Я «копила» зарплату ушедшего сотрудника для таких мероприятий — в основном на рекламу и небольшие инициативы. Например, в прошлом году на презентацию о Канаде мы заказали у кондитера имбирное печенье с канадским флагом. В другой раз сделали новый красивый баннер с логотипом компании для мероприятий.

В нашем случае свободные деньги пошли на имиджевую рекламу и формирование лояльного отношения к компании, потому что для нас очень важно показать присутствие человека в бизнесе — человека, который помогает другому человеку, а не просто продает услугу организации.

Мы производим и продаем полезные сладости, привозим их на дом. Доставкой занимался курьер, но он ушел. Вместо того чтобы найти нового, мы стали развозить сладости сами, а сэкономленные деньги вложили в упаковку продукции. Неожиданно новая упаковка привлекла стабильный поток покупателей. Небольшие вложения «лишних» денег окупили себя в три раза.

Елена, помощник руководителя кондитерской

Уход сотрудника — это повод задуматься о том, что можно улучшить в бизнесе, в себе как управленце. Даже если вы уволили человека по его вине, в таких ситуациях тоже много пользы. Любой бизнес — это регулярный выбор, потому что мир меняется: люди уходят, арендатор продает площадь, государство меняет правила налоговой дисциплины.

Как стать хорошим начальником

Меня вдохновляют лидеры, которые не только добиваются измеримого результата, но и остаются авторитетом у подчиненных, — человеком, к которому приходят за советом, не боясь гнева, отказа или увольнения.

Чтобы стать таким руководителем, нужно учиться. Хорошо, когда есть наставник или опытный друг-предприниматель, который может научить. Если советоваться не с кем, можно приходить общаться в клубы, на мероприятия для предпринимателей, они есть и в соцсетях, и в офлайне.

Был период, когда я зачитывалась книгами по управлению, но после прочтения нескольких кажется, что все они одинаковые. Если я читаю такие пособия, то стараюсь подкреплять их тезисы практикой: опробовать теорию в своем деле, спросить у других предпринимателей, было ли у них так, найти реальный случай в мировой практике. Что-то оказывается бесполезным, а что-то отлично приживается.

Книги, которые сформировали меня как менеджера:

  • «Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks», Говард Бехар.
  • «45 татуировок менеджера», Максим Батырев.
  • «От хорошего к великому», Джим Коллинз.
  • «Сначала скажите "нет"», Джим Кэмп.
  • «Наказание наградой», Альфи Кон.

Как выиграть, если ушел сотрудник

  1. Изменить систему мотивации персонала. Найти свою.
  2. Нанять квалифицированного сотрудника. Еще лучше предыдущего.
  3. Вспомнить старые или узнать новые задачи, чтобы лучше разбираться в сложных вопросах.
  4. Сэкономить деньги и вложить их в развитие бизнеса.
1212
13 комментариев

Тони многих вдохновил. Количество стремных статей увеличилось в разы. Не зря приезжал.

10

Комментарий недоступен

3

Задачка «Оживить ИГ» на скриншоте Trello пугает.

2

Я все же считаю что деньгами мотивировать бесполезно: Если лошадь в два раза больше кормить то не значит что она будет в два раза больше работать

1

Поэтому это и называется стимулирующие выплаты. Они тоже хороши до определённого уровня. :) Стимуляция постоянной быть не должна иначе это приведёт к адекватной оценке происходящего. Это вопрос "премий".

Статья как раз о том, что к сотрудникам нужно относиться как к людям, а не как к тягловым лошадям.