Реальные шансы вернуть украденные с карты деньги ничтожны. Почему государство ничего не делает с этой проблемой?

Реальные шансы вернуть украденные с карты деньги ничтожны. Почему государство ничего не делает с этой проблемой?

В 2021 году клиентов банков обнесли в общей сложности на 14 млрд. рублей. Банки возместили потерпевшим только 7% похищенных средств. В 2022 году ситуация слегка ухудшилась (да, так можно было), крадут еще больше, а возвращают еще меньше (6,2%). Если посмотреть историю вопроса, то там сплошные числа фибоначчи, в 2020 вернули 11%, а в 2019 - 15 %. Темпы исчезновения такие же как у Уссурийских тигров, только это деньги. Скоро вообще перестанут возвращать деньги...

Хороший и своевременный закон

В 2011 году не без помощи банкиров был написан закон о денежных переводах и платежной инфраструктуре (закон 161-ФЗ), где механизм возврата украденных денег был прописан таким образом, что практически всю вину за хищения можно переложить на кого угодно: клиентов, эльфов или тюремные колл-центры (существование которых оказалось мифом - просто кто-то пустил следствие по ложному следу). К моменту, когда эти прогрессивные правила вступили в силу никто, кроме банков не знал, что это будет фейковая защита держателей карт, а технические способы кражи рублей со счетов (скиминг, вирусы и хакерские атаки) уже были практически побеждены и серьезной проблемы для банков не представляли. Но даже если это происходило, у банка был второй шанс: вирус на телефоне или раскрытие платежных данных - это же неосторожность клиента, нарушение такого-то там параграфа какого-то приложения к договору. В этом случае "мы ценим наше сотрудничество", но деньги можно не возвращать. Старожилы отрасли по прокачке денег по трубам, впрочем, могут вспомнить и такой нюанс - клиент, который вовремя не заметил опустошение своего счета тоже теряет право на возврат денег. Заодно в законе не прописали никакой ответственности для банков, что тоже не прибавило стимулов для борьбы с мошенниками.

Убедительные мошенники, программирующие мозг

Большая часть хищений с карт производится методом убеждения. Более 50% инцидентов - это "общение" жертвы с компетентным сотрудником банка, страховой, чиновником районной администрации, социальным работником, волонтером, прокурором. Сейчас в моде строгий следователь, которому нужно вас опросить... Каждую неделю СМИ выходят с анонсом нового обмана, это и ролевые игры "поймаем преступника вместе", и взносы за разблокировку замороженных денег, и покупка и перевод биткоина для спасения погибающего счета, и помощь детям, беженцам, больным...В основе работы преступников лежат методы кровавых палачей из ГКБ (шутка) - методы внушения, НЛП, цыганского гипноза, создания деструктивных сект и подготовки джедаев. Это те самые методики убеждения, когда люди впадают в панику или оцепенение, проникаются уважением, доверием и следуют за своим обидчиком.

Следствие ведут колобки

Все, что нужно знать про шансы вернуть деньги через полицию: закон 161-ФЗ был принят в 2011. А в 2021 году в главной газете страны (Российская газета) выходит очень обнадеживающая статья "Впервые пойманы телефонные мошенники, обманывающие от имени банков". Какая ужасающая тень на работу сотрудников правоохранительных органов? Вовсе нет, журналисты консультировались в Следственном комитете и написали то, что им рассказали.

Кстати сотрудников следствия можно понять, у них нет никакого доступа к оперативным данным из-за банковской тайны, за короткое время украденные деньги переводят со счета на счет, а потом быстро выводят через банкоматы в наличку или покупают биткоины. Банки же отвечают на запросы следствия 30 дней. Кто, куда, в каком объеме перевел денежные средства. Спустя полгода сыщики выходят на точку, где было совершено обналичивание. Бегунки, шаромыжники и сотрудники воровского колл-центра уже успевают за это время выйти на пенсию, а банки ведут себя так, словно нет никакой проблемы.

Нет никакой проблемы

На тематических совещаниях по хищениям, которые с каждым годом проводятся все чаще, сотрудники Банка России всегда оперируют одним аргументом, отмахиваясь от проблемы. Сколько похищено денег? 14 млрд? Не смешите, это ведь всего 0,000*% от общих оборотов в платежной инфраструктуре страны. Нужно ли замечать проблему, ведь эти показатели в пределах нормы (и даже показывают расчеты допустимой нагрузки на фрод). Тем более это не деньги якорных клиентов, раздевают не владельцев многомиллионных счетов и не элиту страны. Хотя элита довольно часто вляпывается во всякие забалансовые вклады, инвестиции в нефтяные вышки и прочие темы. Очень показателен был случай с профессором РГГУ, который лишился квартиры и оказался в долгах, помогая "следствию". У профессора много раз в течение длительного времени крали деньги по телефону (дед переводил крупные суммы, пока они не закончились), потом он брал кредиты, открывал счета, делал переводы и в конце-концов переписал квартиру на бандитов. Другой случай произошел с правнуком Леонида Брежнева, который задонатил телефонным аферистам 231 тысячу рублей. На кого рассчитан Закон 161-ФЗ, если его жертвами становятся и пенсионеры, и парикмахеры, и профессоры, и родственники генсеков?

Надо что-то делать

Разговоры, о том, что надо что-то менять идут давно, но конкретных решений пока нет. В 2021 году у банкиров неслабо бомбануло от новости о том, что Банк России предложил радикальный способ решения проблемы - заставить банкиров возвращать все похищенные деньги в пределах среднего лимита (около 15 тысяч рублей). Сейчас возвраты получают 7% пострадавших, а по новой системе их было бы более 80%. А если у банка нет качественных антифрод процедур - то он будет возвращать 100%.

К сожалению, идею ЦБ РФ намотало на гусеницы российского бизнеса, который сейчас разъезжает буквально на танке, размазывая все инициативы в пользу бедных.

Еще одна инициатива ЦБ РФ (свежая, 2022 года) связана с предложением ввести двухдневный «период охлаждения», в течение которого будет возможность отменить транзакцию, если она была осуществлена на мошеннический счет. Потом ЦБ согласился на два дня.

Ведомости недавно обрадовали заголовком "Банк России и МВД наладят оперативный обмен информацией по мошенникам". Вы серьезно? За 10 лет люди потеряли более 100 млрд рублей, а пинкертоны не общались с главным финансовым регулятором страны?

И как вишенка - горячая, сенсационная, загадочная новость про Совбез, который что-то придумал, но никто не понял что именно, а уточнять они не стали. Реально, прочитайте эту глумливую новость и попробуйте понять о чем она, хотя можно ограничиться и заголовком "Совет безопасности разработал меры борьбы с хищением денег с карт россиян".

И на последок называю три условия, при которых есть шансы вернуть деньги, украденные с карты

1. Клиент сообщил о потере карты или мошеннических списаниях в банк в течение суток с момента получения уведомления о совершении операции, при условии, что:2. Клиент не нарушил порядок пользования картой (сам не разгласил пароли или не произвел платеж в пользу мошенников).3. Отдельный случай - когда банк не направил уведомление о мошеннической операции (вы не знали о ней). Все банки делают это, но иногда бывают технические сбои...На практике 93% клиентов под эти условия не подпадут и денег назад не получат.

Методов борьбы с мошенниками не так много.

Самый постой - установите лимиты себе и своим пожилым родственникам на переводы.

Заведите отдельную карту "как для каршеринга" - желательно не в зарплатном банке, с помощью нее и оплачивайте покупки.

Не делайте покупки в тележке и других экстримистских социальных сетях. У нормального бизнес-старпера и стартапера должен быть эквайринг, а не переводы на карту.

Прокачивайте карму, пейте больше воды, завидуйте и понтуйтесь молча, проигрывайте в лотерею по чуть-чуть - тогда по-крупному не зацепит.

Мой дзен-канал, где публикации выходят чаще.

99
реклама
разместить
6 комментариев

С каких это пор вор сам с собой бороться начал?

6

Хорошо хоть следствие на себя не вышло )

4

Единственный способ не потерять деньги это не общаться с мошенником. Обвинять банк в том, что человек сам назвал CVV/СМС постороннему человеку - смешно.

Сам полностью игнорирую таких людей. Если им что-то от меня надо, как и любому человеку, есть определенный ценз, который им нужно пройти.