Инструкция: как стать резидентом «Сколково»

В прошлый раз я рассказывал о преимуществах статуса резидента «Сколково». Это было краткое знакомство с, пожалуй, самым известным российским фондом поддержки новых технологий и инноваций (не путать с МШУ «Сколково»), но даже этого хватило, чтобы вызвать заинтересованность людей, близких к миру стартапов.

Инструкция: как стать резидентом «Сколково»

И наиболее распространённый вопрос из всех встреченных мной в обратной связи и комментариях был: «Как стать резидентом инновационного центра?». Если у вас имеется проект с технологией «под капотом», значит, есть и все шансы стать резидентом, получив описанные ранее привилегии.

Именно таким командам, стартапам и их основателям будет полезна эта статья. Представители традиционного бизнеса, не имеющего отношения к технологиям, статус резидента, скорее всего, не получат.

Здесь я расскажу о своём пути к статусу резидента. Это инструмент, которым можно пользоваться. Решить, стоит оно того или нет, предстоит только вам. Цель статьи — поделиться опытом. Здесь я не буду рекламировать свою компанию. Почти.

Кто может стать резидентом

Главное требование к будущим резидентам — технология (новый метод, способ или алгоритм), которая является стержнем проекта. Это довольно размытое понятие, и может показаться, что в «Сколково» ждут только суперпередовые разработки, единственные в своём роде. Тут есть нюанс.

Всего в фонде насчитывается пять кластеров: ИТ, биомед, энерготех, космос и ядертех. Соответственно, все проекты, претендующие на статус резидента, должны быть связаны с одной из данных отраслей. Именно здесь и кроется определение инновации по версии фонда.

В каждой категории находится список форсайтов, то есть перспективных направлений. Перечень направлений есть на сайте фонда. Чтобы ознакомиться с ними, выберите интересующий кластер в верхней части страницы и посмотрите вкладку «Направления».

Там перечислены все сферы деятельности, считающиеся перспективными, а значит, и подходящими под понятие инновационных в рамках выбранной отрасли. Если ваш проект соответствует хотя бы одному из направлений, то можно смело претендовать на статус.

Чтобы подать заявку на статус, не обязательно иметь юридическое лицо. Это можно сделать и от физлица. Но затем, в случае положительного решения, вам всё равно придётся зарегистрировать компанию, и её устав должен содержать информацию, соответствующую направлению вашей исследовательской деятельности.

Инструкция: как стать резидентом «Сколково»

Подача заявки на статус участника

Чтобы приступить к подаче заявки, кликайте по кнопке «Стать участником» в правой части страницы сайта. Зарегистрируйтесь, посмотрите справочную информацию. Потом в личном кабинете создайте заявку.

Появится анкета, в которой вы укажете максимально полную информацию о своём проекте: общее описание, используемая технология, команда, стратегия выхода на рынок и так далее. В общем, всё то, что наверняка и так раскрыто в вашей бизнес-презентации.

Совет: некоторые эксперты, рассматривающие заявки, могут быть англоязычными. Поэтому заполнять анкету желательно сразу на двух языках: русском и английском. Несмотря на то, что фонд может бесплатно перевести за вас анкету, никто лучше вас не знает свой проект и правильность перевода технических терминов, а значит, желательно самому проверить описание на иностранном языке.

Сама анкета состоит из нескольких частей.

  1. Общая часть. Здесь нужно указать название проекта, его направление и краткое резюме. Тут я писал не название компании, а тематику исследований. В моём случае это было: «Разработка технологии защиты информационного обмена при использовании персональных устройств инфокоммуникации». Желательно делать в таком же ключе — с отражением сути исследовательской работы.
  2. Проблема. Укажите, какую проблему решает проект. Главное, старайтесь полагаться не на красноречие, а на реальные факты. Прикладывайте данные опросов, исследования по рынку, публикации из авторитетных источников (всё — с указанием ссылок на источники). Ваша задача на этом этапе — доказать, что проект «в тренде» и имеет коммерческие перспективы.
  3. Технология. ИЦ «Сколково» – центр разработки и коммерциализации новых технологий. А значит, чтобы стать его резидентом, ядром проекта должна быть технология. Здесь нужно подробно описать технологическую новизну проекта, являющейся вашей разработкой, показать преимущества, а также объяснить суть (не обязательно раскрывая нюансы и формулу патента). Приложите протоколы испытаний и исследований, если такие есть. От того, насколько убедительно вы заполните этот пункт, во многом зависит успех всего мероприятия.
  4. Коммерциализация. В этом пункте анкеты нужно предоставить поэтапный план выхода на рынок, бизнес-модель. Обязательно укажите объём рынка, данные анализа конкурентов и ваши преимущества.
  5. Команда. Расскажите о ключевых фигурах, двигающих проект вперёд. Желательно, чтобы их количество было стандартным для среднестатистического стартапа — не меньше двух и не больше четырёх человек. Каждый член команды должен выполнять определённую роль. Например, кандидат наук отвечает за технологическую часть, менеджер занимается продажами, ещё один сотрудник занят рекламой, другой — операционными моментами. Обобщая, необходима цельная команда, члены которой полностью покрывают все основные компетенции. Один в поле не воин.
  6. Ресурсы. Подробно опишите научно-исследовательскую базу, расскажите о производстве и укажите, за счёт каких ресурсов ваш проект функционирует уже сейчас.
  7. Динамика. Раскройте динамику роста проекта. Если есть чем похвастаться — смело пишите об этом. Тут же можно указать предварительные договоренности с корпорациями, тестовое внедрение продукта и так далее.
  8. Цели и маршрутная карта. Важный пункт. Здесь нужно указать ключевые цели стартапа и обозначить сроки их достижения. А главное — именно в этом пункте вы должны максимально подробно расписать маршрутную карту проекта на три года. Исследования и разработки, создание продукта, патентование и защита интеллектуальной собственности, инвестиции, маркетинговая стратегия — расскажите о планах в этих направлениях во всех подробностях.

Проверка и оценка анкеты

Процесс рассмотрения анкеты проходит в несколько этапов. Сперва ваша заявка отправится на формальную проверку. В ходе неё сотрудники фонда должны убедиться в соответствии указанной информации формальным требованиям. Если всё в порядке — анкета отправляется в руки независимых экспертов.

Оценка происходит полностью анонимно, и никто не может повлиять на её результаты. Система, вероятно в автоматическом режиме, распределяет экспертов (компетентных по каждому из блоков анкеты), и вы чисто физически не можете знать, кто работает с вашей заявкой. Повлиять на этот процесс, ускорить или дополнить его невозможно — в этом вы убедитесь сами.

Эксперты ставят баллы по каждому пункту. Если анкета набирает определённое количество баллов, вам дадут ответ — соответствует проект статусу участника исследовательской деятельности или нет.

Ключевые факторы для высокой оценки экспертов — технологическая ориентированность проекта, его научная составляющая, команда и план выхода на рынок.

Сроки получения оценки и статуса резидента могут существенно разниться. В идеале от момента подачи анкеты до вынесения положительного решения должен пройти один месяц. Однако в моём случае на получение статуса ушло около полугода. Почему так долго? Всё просто — я не прошёл с первого раза.

Исходя из этого, могу напоследок дать ещё один полезный совет. Заявку можно подать повторно — правила приёма допускают несколько попыток. Если вам отказали — рекомендую провести анализ анкеты, докрутить слабые стороны. Скорее всего, вы указали недостаточно полную информацию о проекте на этапе заполнения заявки. Поверхностно описали технологию или не раскрыли потенциал команды.

Обратную связь от экспертов следует запросить самостоятельно в консультационном центре, автоматом её не присылают, а могли бы. Я, например, слабо описал схему коммерциализации и некорректно оценил объём рынка. Проведите работу над ошибками и попытайтесь снова. Если отказали более трёх-пяти раз, тогда, видимо, вам не по адресу.

Свидетельство, подтверждающее статус
Свидетельство, подтверждающее статус

Получив уведомление о соответствии требованиям на статус, вы вплотную подходите к финишной прямой. Теперь у вас есть полгода на регистрацию юридического лица. Я сразу взял в аренду одно место в коворкинге технопарка с юридическим адресом (около 10 тысяч рублей за месяц).

Затем подаёте данные в фонд, далее — вам выписывается свидетельство с номером участника, несёте его в налоговую и получаете освобождение от налогов (если пожелаете). В статусе резидента вам также открывается доступ к микрогрантам и главное — мощной экосистеме, ядром которой является технопарк.

Пожалуйста, давайте без стереотипов, которые сразу начинают писать, услышав слово «Сколково» (при этом, как правило, ни разу там не побывав).

Таков был мой путь к статусу резидента российской Кремниевой долины. Я сам подавал заявку, заполнял анкету и получал статус. В некоторых моментах консультировался у экспертов по тому или иному направлению. Учёл собственные ошибки после отказа, исправил их, и мой стартап стал участником. Было сложно и долго, учитывая, что всё делаешь сам. Но это вполне реально.

Спасибо за внимание и удачи всем технологическим стартапам!

Инструкция: как стать резидентом «Сколково»
99
45 комментариев

Что Сколково дало стране, кроме совершенствования искусства распила бюджетов? Какие-нибудь перспективные технологии в реальной работе? Кто владеет темой, разъясните

11

В Орёл и решка показали инновации Сколково. Коптер рисующий баллончиком на стенах по скану с бумаги и [s]газонокосилку[/s] летающую машину в масштабе 1 к 10. На пределе научных знаний ребята идут.

5

Я общался с 5-7 компаниями, которые являются резидентами Сколково, работая в различных компаниях.
Про эффективность самого инновационного центра ничего сказать не могу, но коллектив выглядит всегда следующим образом: 1 умный толковый парень (или телка) которого заебывают контрагенты/сотрудники/администрация Сколково и 10-15 непрофессиональных, отбитых, напыщенных мудаков, которые НИХУЯ БЛЯТЬ не смыслят в своей работе, но знают очень много англицизмов.

7

1. Что касается китайцев, которые вы прислали – большая часть (более 40% брак). Не говоря уже про диапазон частот. Там применяется материал, который не гарантированно блокирует частоты выше 2,4ГГц. (Например wifi 5ГГц). Ни один из производителей не отвечает за тестирование.
2. В отличие от аналогов мы сделали использование чехла удобнее без липучек и застежек, применяя систему магнитов. Что позволяет за секунду поместить устройство внутрь.
3. Размер китайского чехла не позволяет использовать для больших телефонов типа iPhone + с чехлом.
4. Мы добились лучшего качества экранирования на рынке, порядка 100дБ.
5. Мы одни из немногих в России, кто сам производит и тестирует.
6. Я не буду обсуждать материалы и качество сборки, то, что делает внешний вид изделия качественнее.

3

Это как йотафон. Вбухали бюджетов, заломили цену, никто не покупает. Зато круто.

1

Вы так уверенно говорите о вопросе, в котором не разбираетесь:) Денег мы не вбухали, если только свои собственные, так как разработка была сделана еще до статуса в Сколково.

1