Меняются внешние условия, но не меняются потребности покупателей

Директор по цифровым технологиям «Магнит» — о том, как будет развиваться компания в новых условиях.

Меняются внешние условия, но не меняются потребности покупателей

«Магнит» одним из первых среди ритейлеров связал свою стратегию с развитием и трансформацией ИТ. Сегодня её определяют пять драйверов: мобильность, интернет вещей, социальное взаимодействие, углубленная аналитика и облачные технологии.

Юрий Мисник
Директор по цифровым технологиям «Магнит»

«Магнит» начал цифровую трансформацию два года назад. Чтобы удовлетворять ожидания потребителей в отношении клиентского пути, мы выделили несколько основных факторов: скорость, эффективность, гибкость, актуальность, экспертиза, надёжность.

Один из главных факторов, определяющих нашу ИТ-стратегию, — безусловно, масштаб: 60+ млн клиентов, более 8 млн пользователей приложений в месяц. Сегодня ИТ в «Магните» — это около 4 000 специалистов в распределенных кросс-функциональных командах, которые занимаются созданием и развитием порядка 600 информационных систем, используя более 230 технологий.

Главные принципы цифровой архитектуры «Магнита»:

  • Гибкая и модульная бизнес-архитектура, быстро адаптирующаяся к изменениям;

  • Современные технологии сервисов, обеспечивающие гибкость и скорость при оптимальных затратах;

  • Продуктово-ориентированный подход, помогающий находить, тестировать и внедрять креативные решения.

Основа нашей цифровой трансформации — облачные технологии, микросервисы, культура быстрой разработки, кибербезопасность и BigData. Всё это направлено на повышение качества обслуживания покупателей и пользу для самого магазина.

Большинство наших систем — российские. Меньшая часть — коробочные решение, остальное — inhouse разработка, которой мы отдаём предпочтение. Один из ключевых проектов с вендорами — ERP-трансформация на базе продуктов SAP. SAP — лидер с точки зрения систем ERP и наиболее подходящее решение для сети с такими масштабами, как у «Магнита». Даже несмотря на сокращение доли продуктов SAP в рамках новой стратегии, наш совместный проект по ERP-трансформации — один из крупнейших в мире.

Технологический ландшафт «Магнит»
Технологический ландшафт «Магнит»

Если говорить про отечественные ИТ-продукты, то мы всегда активно использовали лучшие рыночные решения и абсолютно точно продолжим работать с российскими вендорами чтобы создавать и развивать передовые отечественные системы.

Например, мы отдаём предпочтение российским системам для различных задач в области работы с персоналом. Создаём и управляем расписанием сотрудников на платформе Good T, нанимаем с помощью с Skillaz, обучаем в HR-системе собственной разработки «Магнум». В ближайшее время планируем уменьшить долю продуктов SAP для HR, заменив их на комбинацию «1С + inhouse разработка».

Однако даже там, где используются коробочные решения, мы берём базовый функционал из коробки (например, финансовая отчётность, аналитика, товародвижение) и сами создаём и внедряем фронт- и бэк-офисные решения.

Ещё один важный элемент нашего ИТ-ландшафта – корпоративная платформа данных. Данные – это кровеносная система любого ритейлера.

Корпоративная платформа данных в «Магнит»
Корпоративная платформа данных в «Магнит»

Сейчас платформа переживает трансформацию. Если посмотреть на текущую архитектуру верхнеуровнево — это классическая схема: на входе — Informatica и аналитика SAP, далее — трансформация в Exodata и Teradata, на выходе — витрина для пользователей. В новой стратегии, в краткосрочной перспективе, мы уменьшаем зависимость от полностью ушедших вендоров и упрощаем архитектуру: отказываемся от аналитики в SAP и Oracle и остаёмся с Informatica и Teradata. Цель в долгосрочной перспективе с горизонтом трехлетней реализации — постепенный переход на современную data lake-архитектуру. Мы планируем использовать data lake как платформу для аналитики и витрины данных, так и как платформу для движения данных.

Целевая архитектура платформы данных
Целевая архитектура платформы данных

Вот уже три года мы активно развиваем платформу машинного обучения. В прошлом году мы внедрили нейронные сети для промопрогнозирования, сейчас ежедневно активны 40 моделей.

Отдельного внимания заслуживает сегмент клиентской аналитики. В текущей схеме есть несколько значимых проблем, главная из них — большое количество ручной работы. Чтобы повысить скорость реагирования на запросы бизнеса, мы разрабатываем полностью автоматический интерфейс, self service, вокруг нашего озера данных. Пользователи смогут самостоятельно публиковать данные, формировать стандартные отчёты, быстро формировать запросы и определять их параметры.

Технологический ландшафт розницы быстро меняется, как и ожидания потребителей в отношении клиентского пути. Но мы готовы к этому непростому, но очень амбициозному вызову.

1111
24 комментария

На фоне этой цифровизации я вспоминаю вход в магнит, где приклеена бумажка - "срочно требуется кассир, зарплата 25000" и заебанные лица кассиров, которые бегают от кассы до стелажей с товарами, вечные очереди и непременно кто-то в этой очереди бурчит под нос -"пидорасы, работать не хотят, "high tech low life", епта.

5
Ответить

Я вам открою секрет - магазины, персонал в них, запах в зале и бумажки на входе ровно такие, какие должны быть для вас, как клиента. Если появится запрос потребителей на федеральную сеть а-ля Азбука вкуса на 25000 магазинов со свежими авокадо, холёными юными продавщицами и ароматом Jo Malone в зале - будьте уверены, такая сеть появится практически мгновенно.
А пока, "пидорасами, которые работать не хотят" выглядят только те, кто годами привычно посещает ужасный Магнит и что-то там недовольно бурчит под нос про хай-тек, лоу-лайф, стоя в очереди.

7
Ответить

Технологии и операционная работа магазинов — немного про разное. Работа кассиров, своевременная выкладка и т. д. – безусловно важные составляющие обслуживания клиентов, но к теме статьи не относятся. С удовольствием обсудим с Вами технологический ландшафт Магнита и сложности, с которыми мы столкнулись из-за ухода зарубежных вендоров с российского рынка.

6
Ответить

Мне фиолетово на их цифровизацию, когда вчера я слышал, как в их магазине кассирша благим матом орала, что если её не отпустят в туалет, она обассытся на месте. Я редко туда хожу, и мне очень жаль стало этих по сути рабов.....

5
Ответить

А таких по всей стане очень много, вот об этой проблеме лучше бы писали и проблемы не было...

1
Ответить

Цифровизация, интернет вещей... просто добавьте людей на кассы.

2
Ответить

Почему у вас в колонке "Кадровый менеджмент" не указан 1С:ЗУП, на котором сейчас весь этот процесс базируется? Или вы решили перейти на собственную разработку в этой области?

1
Ответить