Как я не прошёл собеседование в европейскую компанию в сфере тяжёлой промышленности

Острожно, это лонгрид.

Добрый день!

В данной статье я бы хотел описать личный опыт и ощущения от прохождения собеседования на позицию технического инженера в североевропейской стране. Какие-то выводы могут оказаться субъективными, но от этого не менее интересными. Я не хочу публиковать фотографии места, где я был, и называть компанию во избежание каких-либо неприятностей.

Вначале хочу рассказать немного о себе. Меня зовут Егор, мне 25 лет. В 2016 году я закончил НИУ МЭИ (ТУ) по специальности «Гидромеханика и гидравлические машины», после написания магистерской диссертации начал работать в компании в Санкт-Петербурге.

Первый год работы я ни на что не отвлекался и практически жил работой. Но далее во мне проснулся азарт, и я решил попробовать подать на вакансии для инженеров по всему миру и посмотреть, что же из этого выйдет. Стоит сразу отметить, что это был сугубо спортивный интерес. От начала авантюры до самого её конца я исправно выполнял свои функции на работе.

Для поиска работы я начал использовать Linkedin.com, заполнять его я начал ещё в 2014–2015 годах, когда он ещё не был заблокирован. Дописав туда место работы и создав себе качественное резюме, я начал кликать на вакансии.

Мнение: очень важно качественно написать своё CV, стоит также знать о различии резюме и CV.

Немного о составлении CV тут:

О различии между CV и резюме:

Подав за два месяца более чем на 1500 вакансий в разных точках света, я решил немного притормозить. И вот в один из дней я вернулся на своё рабочее место и обнаружил на мобильном пропущенный вызов из североевропейской страны. Подумав, что, возможно, произошла ошибка, я всё же решил перезвонить.

Найдя самую глухую лестницу, я связался со звонившим сотрудником, и он рассказал мне, что на мою электронную почту выслан бланк, который необходимо заполнить как можно скорее и отослать обратно.

Открыв письмо, я увидел документ на вопросы в котором надо было ответить “yes” или “no”:

  • Готовы ли вы приехать на assessment day (день, который ты практически полностью посвящаешь собеседованиям и тестам на территории работодателя)?
  • Готовы ли вы пройти собеседование по Skype длительностью примерно один час?
  • Готовы ли вы к ежегодным бизнес-поездкам на более чем 100 дней?
  • Готовы ли вы к переезду?
  • Готовы ли вы по требованию компании работать в другой стране продолжительное время (от трёх до пяти лет)?
  • Есть ли у вас опыт работы в производственной компании? Если да, то на какой позиции?
  • Есть ли у вас опыт участия в проектах? Если да, то на какой позиции? И так далее.

Мнение: если вы достаточно рисковый человек, вы можете ответить на анкеты не так, как вы в действительности думаете, а как хотелось бы работодателю. Это повысит ваши шансы на прохождение этого этапа, а в случае, если вы окажетесь очень подходящим человеком на позицию, то найдёте способ решить спорные вопросы с начальством. Эта мысль в будущем будет ещё несколько раз мелькать в тексте.

Поскольку в компании у меня была только локальная сеть, я отправил лист с порядком ответов «да» или «нет» своему другу, а тот, в свою очередь, переслал его заполненным мне. Подобные анкеты приходили и раньше, но их заполнение ни к чему не приводило, так что я не стал воспринимать это всерьёз.

Но уже через пять дней получил письмо с предложением пройти телефонное интервью. Недолго думая, согласился и обговорил время.

Мнение: не стоит говорить работодателю, по каким причинам вы можете не взять трубку или опоздать, даже если причины веские. Чисто гипотетически вы можете встретить коллег, или ваш разговор на другом языке вызовет слишком много вопросов. Нечто подобное сделал я, хоть и не считаю, что это сыграло хоть сколько-нибудь значимую роль, всё равно рекомендую быть увереннее.

Подготовка к собеседованию, само собой, началась за день до назначенного времени. Я посмотрел несколько видео на YouTube по прохождению подобного рода собеседований, прочитал пару статей.

Вот что я уяснил для себя:

  • Во время собеседования надо обязательно стоять. Это неким образом ощущается на другом конце провода.
  • Необходимо хотя бы немного знать историю компании, с которой вы общаетесь, понимать, чем она занимается.
  • Вы должны хорошо знать своё резюме, на всякий случай можно держать его перед собой, ведь этого никто не видит.
  • Надо быть уверенным, слова, что вы используете, тоже должны выражать 100% уверенности. Об этом ниже.
Много полезной информации за минуту. Простые правила

Я достаточно быстро отыскал спокойное место недалеко от работы (а собеседование должно было пройти во время рабочего дня).
Так началась вторая стадия собеседования.

Во время интервью с их HR-специалистом и парой инженеров я немного рассказал о себе, о том, чем занимался в университете, чем занимаюсь на работе. Далее был уже стандартный ряд вопросов о том, могу ли я заниматься чем-то не совсем знакомым и как я вижу себя через пять лет, а также несколько технических.

Я смог ответить на всё так, как хотел работодатель, поэтому меня спросили, могу ли я приехать к ним на день интервью, раз уж у меня открытая виза. Тогда я отказался, так как только что (а точнее, за неделю до собеседования) прилетел из отпуска.

Мнение: помимо хорошего знания английского и использования слов, выражающих уверенность, необходимо отчётливо понимать, чего от вас хотят интервьюеры.

И вот я уже почти расслабился, подумал, что уж на этом моё приключение закончилось, как на следующий день я вновь получил звонок с того же номера. Сотрудник пытался меня уговорить на прохождение собеседования у них.

Тут я решил быть максимально честным и ответил, что средств на подобное у меня ровным счётом нет. На что получил одно из тех предложений, о которых рассказывают преподаватели вузов, но в реальность которых никто не верит. Мне предложили оплатить перелёт и отель при условии прохождения тестов. Само собой, я согласился.

Возможно, для людей из ИТ подобное не будет чем-то шокирующим. Но поверьте, с инженерами это случается нечасто.

Так вот. Радостно обзвонив в тот вечер всех своих друзей и родственников до пятого колена (ведь я наконец-то стал сыном маминой подруги), я начал подготовку к тестированию.

Сами задания были достаточно стандартные. Это математика, в частности, задачи на вычисление процентов, логика и анализ текста или предложений.

Мнение: здесь я совершил достаточно серьёзную ошибку, в письме я начал торговаться и всячески показывать свою неуверенность в возможности сделать тесты. В них не было ничего необычного, главное — периодически решать задачи на логику и пересчитывать сдачу в супермаркете. Будьте уверенными до конца, даже если кажется, что провал неизбежен. Как говорится, fake it till you make it! Моя же неуверенность была связана с тем, что я не попал ни на одну вакансию, в которой требовалось бы тестирование. Собственно, как и произошло на этот раз.

Через несколько дней по почте я получил авиабилеты, собрав survival pack, я написал заявление на отгулы и отправился в аэропорт. По правде, даже тогда мне приходила мысль о том, что это всё может быть затянувшимся пранком, однако после того как я назвал место назначения, меня попросили пройти на посадку. Так началось моё путешествие в североевропейскую страну.

Мнение: отправляясь на собеседование, важно чётко понимать, чем вы будете заниматься и чего от вас ждёт работодатель. Это касается и внешнего вида. Вполне очевидно, что инженера в костюме-тройке воспримут странно, как и менеджера в клетчатой рубашке. Я отдал предпочтение пастельным тонам, надев рубашку оксфорд и штаны песочного цвета. Я на все сто процентов уверен, что не прогадал.

День первый. Знакомство с городом

Прилетев, я позвонил их HR, и мне вызвали такси, я доехал до очень приличного отеля и заселился. Весь первый день, а точнее, вечер я потратил на знакомство с городом и фотографирование достопримечательностей. Этот этап можно было бы опустить, но без него рассказ был бы неполным.

День второй. Assessment day

Рано утром, в заранее оговоренное время я пошёл к выходу из отеля. На ресепшене меня уже ждали двое других кандидатов, с которыми весь день мне нужно было соперничать.

Мы сели в такси, и нас довезли до компании, и там я встретился с ещё тремя людьми, которые тоже проходили собеседование. Нам дали бланки, в которых мы поставили подпись под тем, что не против обработки информации, полученной во время интервью.

Далее идёт знакомство с людьми, с которыми вам придётся беседовать весь грядущий день. Тут важно также обратить внимание на то, как вы жмёте руку. Это тоже достаточно важный момент, рукопожатие даёт возможность получить первое представление о кандидате. Подробнее об этом тут:

После чего следовала презентация, где нам выдали маршрутные карты, в которых всех участников разделили на две группы по три человека, из каждой должны были выбрать одного человека. В презентации немного рассказали о компании, её целях, продуктах и о том, чем нужно будет заниматься счастливчикам, которые смогут пройти все испытания.

Итак, немного об этапах:

Первый этап

Проверка умения работы в команде. Вы, ваши соперники и команда специалистов садятся в небольшой аудитории, вам выдают бланки с заданием. В самих бланках описаны кейсы, которые вам как команде необходимо решить.

Мнение: на мой взгляд, тут важно достаточно быстро, но вдумчиво прочитать задание и по возможности начать первым переговоры. Таким образом, по моему мнению, вы возьмёте на себя лидерство — как минимум сначала. Внимательно слушайте оппонентов, ни в коем случае не давите и не перебивайте, это может навредить.

Второй этап

Интервью. Почти то же самое, что было до этого, но на этот раз расспрашивать всё будут подробнее.

Мнение: тут уже нельзя сидеть со своим CV, так что знать его надо подробно. После окончания собеседования можно и нужно задать вопросы. Рекомендую спросить нечто отвлечённое, например, о новых проектах фирмы. Не рекомендую спрашивать про зарплату на этом этапе.

Более того, вас будут спрашивать про хобби, если хобби нет, то его необходимо придумать. Тут всё довольно тривиально, творческие хобби говорят о склонности к научной работе, спорт — о том что вы будете стабильно работать и не болеть, а значит, фирма не будет терять деньги. Будьте аккуратнее с жестами, об этом подробнее тут:

Третий этап

Пожалуй, самый неожиданный из всех, что были до и будут после. Вам даётся нестандартное задание, которое вообще почти никак не связано с вашей инженерной специальностью. Эта задача, возможно, будет содержать множество цифр и процентов. Решить можно, используя либо то, что дано в задании, либо предложив более оригинальную идею.

Четвёртый этап

Обед. На обеде вы общаетесь с сотрудниками фирмы, и уже тут можно спросить о зарплате.

Пятый этап

Повторное интервью, где оценивается ваша способность представлять результаты публике. Также тут уже будут задавать неудобные вопросы, на который стоит дать как минимум уверенный ответ.

Шестой этап

Индивидуальное задание. Вам и вашим оппонентам выдаётся некий предмет, причём совершенно случайный. И вам необходимо придумать, каким образом применить его к тому, чем занимается фирма. На этом этапе я не смог выдавить из себя ничего оригинального, о чём очень сильно жалею. Однако могу сказать точно, что если даже вы предложите идею, которая уже где-то была реализована, это не будет считаться минусом.

В перерывах между этапами можно выпить кофе, поговорить с другими аппликантами. После прощания со всеми коллегами вас развозят по отелям.

Стоит помнить о том, что нельзя бросаться на еду, даже если она выглядит чертовски привлекательной. Да, совет очень простой и очевидный, но согласно опыту, не все это до конца осознают.

День 3. Интервью с менеджером или руководителем

В этот день важно чётко понимать, когда отходит ваш транспорт и во сколько должно состояться интервью. К сожалению, по ряду причин возникло недопонимание между мною и HR о времени отъезда, поэтому побеседовать с менеджером мне не удалось. Мне досталось ещё одно интервью с сотрудником, с которым я до этого уже общался.

Через месяц я узнал, что не подошёл им. Сотрудник попросил не отчаиваться, ведь мною был проделан длинный путь, и я был отобран среди более чем 200 кандидатов. Своим результатом, хоть и неудачным, я доволен, ведь подобный опыт позволит мне не совершать те же ошибки в дальнейшем, а также я могу поделиться им с вами.

Само собой, эта статья не является точной инструкцией к выполнению, задания также могут быть разными. Однако на мой взгляд, она будет полезна инженерам, которые хотят сменить место работы и трудиться в другой стране.

Желаю вам успехов!

P.S. Вспомнил одну небольшую деталь. Во время разговора по телефону тоже зашла речь о хобби. Я рассказал, что пишу музыку, выступаю и всё в этом духе. И меня попросили назвать свой псевдоним, и потом они набирали его на компьютере, чтобы проверить является ли это правдой. Так что будьте готовы даже к такому.

7474
172 комментария

Тут вот какое дело. Я 15 лет провожу собеседования в России и участвую в проведении собеседований для русскоговорящих кандидатов за рубежом. Не каждый день, но раз 5 в месяц точно. И нет, я не HR, не пугайтесь так сразу.

Мне неизвестны случаи отказов из-за того, что:
- кандидат сидел во время собеседования;
- его сопрано не устроило интервьюеров;
- он тряс руку потенциального работодателя не с той амплитудой;
- он не отличал resume от CV;
- он вылил на себя сок.

А вот секретные причины того, почему большая часть кандидатов проваливается:
- им не хватает мозгов;
- мозгов им не хватает;
- ну или опыта;
- а еще скорее - желания его не получить;
- нет, я не опечаталась, потому что опыт не получают, а нарабатывают, выгрызают, ловят из воздуха, трасформируют и применяют;
- они спрашивали про зарплату во время третьего этапа собеседований из семи (да-да, все, что вы прочитали про "вы имеете право заинтересоваться зарплатой с порога, ведь вы не раб, раб не вы" - фигня. Сначала влюбите работодателя в себя, а потом озвучивайте стоимость ночи, особенно если вы не единственная бабочка на этом празднике жизни);
- они неспособны что-то предложить, проявить инициативу и вообще их главный вопрос про зарплату ("заинтересуйте меня, и возможно!");
- им плевать, кем работать, лишь бы в г. Прага Чешской Республики (таких 99%) - "о, я так хочу уехать из серой и убогой России!");
- они мямлят и стонут, ээээкают, гхэкают и шокают (иностранных языков тоже касается), проявляя речевые отклонения, а не навыки беглой грамотной и располагающей речи;
- они неспособны презентовать себя и свои способности;
- они неграмотны - и в применении родного языка, и чисто функционально ("по жизни", то есть);
- они тупо не подходят для этой работы.

Так что плохие новости - ролики про shaking hands не помогут. Но желание смотреть обучающие ролики похвально, надо только фокус сместить.

75

Такой типичный HR :) Особенно программисту важно иметь чёткую дикцию и "выгрызать" опыт, ага. Не то что HR чаи гонять, перемывая косточки кандидатам - эти программерам надо всего лишь что-то спрограммировать, подумаешь!. Или инженеру/BI мат. модель построить - это же так легко.

Про зарплату тоже улыбнуло. Открою страшный секрет миру корпоративных HR-акул - в отраслях связанных с IT, начиная от математики и проганья, до интернет-маркетинга и дизайна, если сотрудник не может сам заработать себе на жизнь на фрилансе - то это говно а не сотрудник, прошу прощения за мой французский. А человек который сам себя кормит на фрилансе, пойдет на работу только за хорошим предложением - и плевать он хотел на ваши заморочки. Не устроится к вам - устроится к конкурентам. Так и получается - когда к вам приходят нормальные кандидаты, вы их сразу за порог, потому что "ах какие меркантильные, пришли работу работать, и еще и зарплату им подавай!"

В итоге у вас в кабинете выше сидит ваш босс и плачется в закрытом бизнес-чатике в телеграме своим партёнрам о том, как сложно в наше время сотрудников найти - им все условия, а они не идут, не идут....

А всего-то надо для решения этой проблемы - выкинуть HR балласт. И рано или поздно им это будет сделано. Вариант спастись - повышать квалификацию и становиться не "девочкой-с-бумажкой", а реальным скаутом. Да, как в спорте. Лично Вам наверное уже не актуально - 15 лет стажа это уже на пенсию выход близок, но более молодым HR - на заметку.

А автор описал просто базовые основы западного делового этикета, с позиции россиянина который раньше с иностранцами не работал. Весьма полезный материал для тех кто еще не работал с западными партнёрами и не знает этики.

57

- кандидат сидел во время собеседования;Сначала как-то неправильно понял :D

12

Я без озвучивания ЗП с вами даже разговаривать не стану, мне жаль тратить своё драгоценное время на непонятные переговоры, по итогу которых мне могут сделать предложение, которое меня не устроит.

5

они спрашивали про зарплату во время третьего этапа собеседований из семи (да-да, все, что вы прочитали про "вы имеете право заинтересоваться зарплатой с порога, ведь вы не раб, раб не вы" - фигня. Сначала влюбите работодателя в себя, а потом озвучивайте стоимость ночи, особенно если вы не единственная бабочка на этом празднике жизни)

Вы вот это серьёзно сейчас? Какой-то очень странный грех — поинтересоваться зарплатой на третьем этапе собеседования. А что, нужно пройти все 7 этапов (а это долго, поди) и только потом поинтересоваться, сколько вам согласны платить?

Такое ощущение, что для вас трудоустройство — это не обоюдный процесс с участием двух равноправных сторон со своими интересами. А милость со стороны работодателя, которую он оказывает никчёмным соискателям, недостойным такой доброты.

Тащемта, такой подход типичен для начальства градообразующих предприятий в моногородах. Ну, или для очень, ОЧЕНЬ охеревших работодателей в мегаполисах. Типа университета «Синергия», где работают бесправные понаехи, разведёнки-ипотечницы с прицепом и прочие люди, которым некуда деваться. Вот там эйчарихи могут на полном серьёзе заявить кандидату на позицию в бэк-офис (sic!), что он должен прийти на первое собеседование строго в костюме и белой рубашке. И никаких джинсов! А потом искренне удивляются, что соискатель послал их нахер ещё до собеседования — привыкли иметь дело с бесправными рабами.

Вы не из такой конторы, часом?

3

Я обычно на собеседованиях над HR`ами прикалываюсь : ) Как правило, они, словно фильтр д*рьма, устанавливаются в крупные компании, где ВСЕМ ПОФИГУ на качества работника. Так что не надо здесь про опыт...

3

Сначала влюбите работодателя в себя, а потом озвучивайте стоимость ночи, особенно если вы не единственная бабочка на этом празднике жизниСовет для доминантов. А если я по натуре сабмиссив пассив и только и мечтаю быть сучкой для работодателя, чтобы он эксплуатировал меня нещадно во все пункты Трудового Кодекса, связывал дедлайнами и хлестал переработками за жалкую зарплату (но всё равно большую чем в России), у меня есть шанс свалить?

3