Как Amazon дожила до наших дней, не показывая прибыль на протяжении десяти лет
Отвечает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.
Эксперты и пользователи vc.ru отвечают на вопросы других пользователей о бизнесе. Задать свой можно при помощи кнопки «Написать» в подсайте «Вопросы».
IPO Amazon состоялось в 1997 году и прошло по цене $18 за акцию. Сегодня эта же бумага стоит уже $1896. Мало кто предполагал, что сайт по продаже книг превратится в самую большую компанию по продаже всего на свете.
Джеф Безос основал Amazon в 1994 году, в 1995 году он уже запустил сайт с революционными на тот момент функциями вроде покупок книг в один клик, возможностью оставлять отзывы. В 1998 году компания начала продавать электронику, а в 2018 году стала самым крупным в мире продавцом облачного пространства для хранения данных.
Непрекращающееся расширение бизнеса и проникновение во все более необычные сферы вплоть до производства фильмов или полета в космос можно назвать главной философией Безоса. В американской корпоративной культуре даже появилось сленговое выражение "to be amazoned", что означает пережить ущерб для бизнеса при появлении гиганта-конкурента.
И действительно, при объявлении планов Amazon по выходу на новые рынки, будь то здравоохранение или финансы, акции устоявшихся в индустрии компаний немедленно снижались. Недавно капитализация Amazon превысила $1 трлн благодаря росту акций с начала года на 70%, что отражает масштаб влияния компании.
Убытки Amazon
Однако, несмотря на бурный рост акций и невероятную историю развития, финансовые показатели Amazon не всегда соответствовали ее росту. Компания приносила убытки до 2003 года, причем в 2000 году потери Amazon достигли рекордных $1,4 млрд. После 2003 года прибыль компании восстановилась, в убыток она ушла лишь однажды — в 2014 году, но об этом поподробнее ниже.
В то же время прибыль не показывала сильного роста по сравнению с выручкой: средний ежегодный рост выручки равнялся 31%, а прибыль прибавляла по 18%, не считая скачка в 2003-2004 годах. Этот скачок объясняется тем, что в 2003 году Amazon только вышла из минуса, ее прибыль была очень маленькой, а в 2004 году она достигла локального пика на уровне $588 млн.
Из-за постоянных колебаний прибыль превысила $1 млрд только в 2010 году, при том, что выручка достигла $34 млрд. Маржинальность была искусственно снижена самим Безосом, поскольку он делал ставку на долгосрочные стратегические цели компании, а не на краткосрочные рыночные целей трейдеров и спекулянтов.
Реинвестиции компании
На протяжении 15 лет основатель Amazon реинвестировал большую часть прибыли в бизнес. Среднегодовой рост расходов на исследования и разработки с 2010 по 2017 годы равнялся 9% от выручки. По итогам 2017 года расходы на исследования и разработки составили $22,6 млрд. Эти исследования не пропали даром.
Облачные сервисы
В 2006 году компания представила Amazon Web Services. Из-за того, что Microsoft, IBM, Google и другие создали аналогичный продукт, Amazon контролирует большую (41,5%) часть облачного рынка, а ближайший конкурент Microsoft Azure занимает на нем 29,5%, исходя из отчета Cloud Security Alliance.
Благодаря росту на 49% по итогам второго квартала 2018 года и тому, что этот рост будет стабильным в течение следующих трех-пяти лет, компания получит порядка 38-40% облачного рынка даже с учетом того, что он будет увеличиваться примерно на 32-35% и на нем продолжат работать Microsoft и Google.
У Amazon Web Services большой вес не только в деле поддержки бизнеса по предоставлению облачного пространства, но и в сфере искусственного интеллекта. В этой сфере Amazon предоставляет свои мощности компаниями для работы алгоритмов на базе машинного обучения, которые обрабатывают огромное количество данных.
Этот рынок уже достиг порядка $1,3 млрд, к 2020 году он будет стоить более $12 млрд, а к 2030 году его CAGR может достигнуть 57%.
Здравоохранение
У Amazon огромные перспективы на рынке здравоохранения после покупки в июне 2018 года онлайн-магазина PhillPack по продаже лекарственных средств. С учетом того, что в мире живет более 7 млрд человек и большинство из них будет стареть, выход компании в отрасль здравоохранения обеспечит Amazon дополнительный денежный поток, который будет только увеличиваться в ближайшие 20 лет.
Официально-публичной стратегии по выходу на рынок здравоохранения у Amazon пока нет, но я предполагаю, что компания хочет занять место крупнейшего дистрибьютера лекарственных препаратов по всему миру. Инфраструктура для захвата рынка медикаментов у Amazon уже есть, поэтому это не составит проблем. Очередным драйвером для компании является то, что ее стратегия немного изменилась: теперь Amazon наращивает свою маржинальность.
О планах
Исходя из текущих новостей относительно финансового состояния компании, полагаю, что Безос хочет начать крупномасштабную активность по слиянию и поглощению компаний из разных индустрий и рынков. В будущем ожидаю, что помимо онлайн-магазина Amazon купит страховую компанию, следуя стратегии CVS и расширяя соглашения с J.P. Morgan и Berkshire Hathaway по созданию собственной страховой компании.
Amazon — это уникальная история о том, как выжить в кризис Dot.com и преодолеть финансовый кризис, идти против инвесторов и представить новый продукт, а также, конечно, публично достигнуть капитализации в $1 трлн после Apple. По самым скромным оценкам, цена Amazon доберется до $2 трлн в течение десяти лет, за что попадет в ту главу учебников по финансам, где рассказывается, как правильно реинвестировать прибыль.