Как Amazon дожила до наших дней, не показывая прибыль на протяжении десяти лет

Отвечает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.

Как Amazon дожила до наших дней, не показывая прибыль на протяжении десяти лет

Эксперты и пользователи vc.ru отвечают на вопросы других пользователей о бизнесе. Задать свой можно при помощи кнопки «Написать» в подсайте «Вопросы».

IPO Amazon состоялось в 1997 году и прошло по цене $18 за акцию. Сегодня эта же бумага стоит уже $1896. Мало кто предполагал, что сайт по продаже книг превратится в самую большую компанию по продаже всего на свете.

Джеф Безос основал Amazon в 1994 году, в 1995 году он уже запустил сайт с революционными на тот момент функциями вроде покупок книг в один клик, возможностью оставлять отзывы. В 1998 году компания начала продавать электронику, а в 2018 году стала самым крупным в мире продавцом облачного пространства для хранения данных.

Непрекращающееся расширение бизнеса и проникновение во все более необычные сферы вплоть до производства фильмов или полета в космос можно назвать главной философией Безоса. В американской корпоративной культуре даже появилось сленговое выражение "to be amazoned", что означает пережить ущерб для бизнеса при появлении гиганта-конкурента.

И действительно, при объявлении планов Amazon по выходу на новые рынки, будь то здравоохранение или финансы, акции устоявшихся в индустрии компаний немедленно снижались. Недавно капитализация Amazon превысила $1 трлн благодаря росту акций с начала года на 70%, что отражает масштаб влияния компании.

Убытки Amazon

Однако, несмотря на бурный рост акций и невероятную историю развития, финансовые показатели Amazon не всегда соответствовали ее росту. Компания приносила убытки до 2003 года, причем в 2000 году потери Amazon достигли рекордных $1,4 млрд. После 2003 года прибыль компании восстановилась, в убыток она ушла лишь однажды — в 2014 году, но об этом поподробнее ниже.

В то же время прибыль не показывала сильного роста по сравнению с выручкой: средний ежегодный рост выручки равнялся 31%, а прибыль прибавляла по 18%, не считая скачка в 2003-2004 годах. Этот скачок объясняется тем, что в 2003 году Amazon только вышла из минуса, ее прибыль была очень маленькой, а в 2004 году она достигла локального пика на уровне $588 млн.

Из-за постоянных колебаний прибыль превысила $1 млрд только в 2010 году, при том, что выручка достигла $34 млрд. Маржинальность была искусственно снижена самим Безосом, поскольку он делал ставку на долгосрочные стратегические цели компании, а не на краткосрочные рыночные целей трейдеров и спекулянтов.

Реинвестиции компании

На протяжении 15 лет основатель Amazon реинвестировал большую часть прибыли в бизнес. Среднегодовой рост расходов на исследования и разработки с 2010 по 2017 годы равнялся 9% от выручки. По итогам 2017 года расходы на исследования и разработки составили $22,6 млрд. Эти исследования не пропали даром.

Облачные сервисы

В 2006 году компания представила Amazon Web Services. Из-за того, что Microsoft, IBM, Google и другие создали аналогичный продукт, Amazon контролирует большую (41,5%) часть облачного рынка, а ближайший конкурент Microsoft Azure занимает на нем 29,5%, исходя из отчета Cloud Security Alliance.

Благодаря росту на 49% по итогам второго квартала 2018 года и тому, что этот рост будет стабильным в течение следующих трех-пяти лет, компания получит порядка 38-40% облачного рынка даже с учетом того, что он будет увеличиваться примерно на 32-35% и на нем продолжат работать Microsoft и Google.

У Amazon Web Services большой вес не только в деле поддержки бизнеса по предоставлению облачного пространства, но и в сфере искусственного интеллекта. В этой сфере Amazon предоставляет свои мощности компаниями для работы алгоритмов на базе машинного обучения, которые обрабатывают огромное количество данных.

Этот рынок уже достиг порядка $1,3 млрд, к 2020 году он будет стоить более $12 млрд, а к 2030 году его CAGR может достигнуть 57%.

Здравоохранение

У Amazon огромные перспективы на рынке здравоохранения после покупки в июне 2018 года онлайн-магазина PhillPack по продаже лекарственных средств. С учетом того, что в мире живет более 7 млрд человек и большинство из них будет стареть, выход компании в отрасль здравоохранения обеспечит Amazon дополнительный денежный поток, который будет только увеличиваться в ближайшие 20 лет.

Официально-публичной стратегии по выходу на рынок здравоохранения у Amazon пока нет, но я предполагаю, что компания хочет занять место крупнейшего дистрибьютера лекарственных препаратов по всему миру. Инфраструктура для захвата рынка медикаментов у Amazon уже есть, поэтому это не составит проблем. Очередным драйвером для компании является то, что ее стратегия немного изменилась: теперь Amazon наращивает свою маржинальность.

О планах

Исходя из текущих новостей относительно финансового состояния компании, полагаю, что Безос хочет начать крупномасштабную активность по слиянию и поглощению компаний из разных индустрий и рынков. В будущем ожидаю, что помимо онлайн-магазина Amazon купит страховую компанию, следуя стратегии CVS и расширяя соглашения с J.P. Morgan и Berkshire Hathaway по созданию собственной страховой компании.

Amazon — это уникальная история о том, как выжить в кризис Dot.com и преодолеть финансовый кризис, идти против инвесторов и представить новый продукт, а также, конечно, публично достигнуть капитализации в $1 трлн после Apple. По самым скромным оценкам, цена Amazon доберется до $2 трлн в течение десяти лет, за что попадет в ту главу учебников по финансам, где рассказывается, как правильно реинвестировать прибыль.

2828
48 комментариев

Эти все анал-итики могут объяснить успех задним числом. Молодцы. Вопрос: если ты такой умный, покажи выписку со счета, как купил Амазон по 300 долларов за акцию и до сих пор держишь или продал за 2000.

22
Ответить

в цвет)))

2
Ответить

для такого вида деятельности требуется не анализ, а синтез

Ответить

А знаете почему в России не возможно это повторить ? Да потому-что если ты 3 года будешь носить в ИФНС фигу(убытки) тебя закроют принудительно! И еще доначислят налогов! ИМХО.

p.s. И еще все таки нет ответа, на что существовала компания до 2003 года ? За чей счет был банкет ?

13
Ответить

Нет, просто все что написано в статье, это констатация фактов. Другими словами, чувак прочел пару статей с вики о компании amazon и написал обзор, который к реальной истории, известной только высшему руководству amazon, не известна. Если бы уважаемый аналитик знал реальные причины успеха, то открыл бы собственный amazon.

А почему у нас так не получается? Потому что у них основатели прежде всего люди, а потом бизнесмены. Вот у нас глава сбербанка или газпрома , огнеметы и шоколадки делать не будет, ведь они считают себя царями и витязями. А там просто чуваки ,которые ходят в джинсах, делают огнеметы и строят самые крутые космические ракеты. При этом куеву тучу своих денег возвращают людям в виде бесплатных услуг.

15
Ответить

ответ есть . на субсидии государства.
А почему бы не развиваться если доставка бесплатная - за счет государства :
Почтовая служба США, которая, несет многомиллиардные убытки из-за условий доставки посылок Amazon. Об этом сообщает Рамблер. https://finance.rambler.ru/business/39532195/?utm_content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_source=copylink )

Связи в прессе - бесплатная реклама.
Связи с сенате - компенсации на оплату труда.
Да и вообще интернет, телефония, дороги - все уже готово и сделано государством.
Я не критикую Амазон или США. Я объясняю почему в америке возможно появление амазона - а в россии нет.

5
Ответить

чушь. На комиссию вызовут, но если все белое и зп например программерам, то вообще без проблем.

1
Ответить