Господдержка для маркетплейсов - Центробанк готовит идеи для развития товарных маркетплейсов
Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о господдержке маркетплейсов.
Сегодня я хочу обсудить новость ещё от 10 мая о том, что Центробанк готовит поправки к законопроекту о биржах с целью «упрощения требований к маркетплейсам товарных предложений». Если говорить нормальным языком, то суть сводится к помощи в поиске поставщика.
Сейчас логистические цепочки разрушены, и всюду ведётся напряжённая работа над созданием новых, как зарубежных, так и внутренних. Центробанк увидел в этом возможность манипулирования, и чтобы его избежать, решил обеспечить максимально прозрачные условия для всех игроков рынка.
Что Центробанк предлагает для маркетплейсов
Все мы привыкли к классическим маркетплейсам типа Озона или Вайлдберриса, где есть поставщики товаров, выкладывающие их на общую площадку по фиксированной стоимости, и есть потребители этих товаров, то есть мы с вами. Конкуренты конкурируют, покупатели покупают – обычная схема.
ЦБ заявляет, что подобная схема в принципе с физическим сектором поставки товаров работает уже и сейчас, но у малого бизнеса наблюдаются значительные проблемы. Как сейчас работают крупняки? У всех у них есть конкретные поставщики, а при желании они могут сами найти их и без помощи государства.
Однако у малого бизнеса, пусть не у ларька на рынке, но более-менее регионального магазина, основными вопросами стратегического развития которого занимается сам директор, всё куда сложнее. Те, кто имел прежде сложившиеся цепочки поставок, сейчас их потеряли. У кого-то были поставки из-за рубежа, и сейчас товары просто не везут, у других поставщики прекратили своё существование, и везти их некому. Все они теперь не знают, что делать, и государство путём законодательной инициативы по упрощению требования к биржам, подталкивает нас с вами создать подобные биржевые сервисы, которые смогут помочь малому бизнесу.
Как это будет работать
С одной стороны – некий поставщик, имеющий определённый товар (неважно, телефоны, сёмгу, колготки), который выкладывает на наш новый сервис своё предложение, указывая его количество. С другой стороны имеется ряд МСП, которые мониторят биржу с целью найти поставщиков нужной продукции. Данные предприниматели оставляют свои заявки на необходимое количество единиц товара и начинают торговаться по цене. В определённом смысле это можно сопоставить со фьючерсами на товары на бирже, только вместо фьючерсов – колготки и сёмга.
Предприниматели видят, где находится поставщик, какие условия он предлагает, занимается ли логистикой или им нужно брать её на себя и пр. Если они заинтересованы в его предложении, начинают торговаться. В итоге какие-то МСП становятся счастливыми обладателями полной или частичной партии товара, которую на озвученных условиях им отправляет поставщик, а они затем продают свой товар клиентам (вживую, не в Интернете).
Особенности сервиса
Важно понять, что это не биржа от государства — ЦБ ничего сам делать не будет, это именно меры стимулирования стартаперов, которые захотят сделать такой проект.
Режим биржи позволяет не завышать цену. Если поставщик не уникальный, и предложение/спрос сбалансированы, биржа обеспечит более прозрачные и адекватные условия для МСП: цена, если не будет каких-то форс-мажорных обстоятельств, не будет сильно колебаться вверх и вниз, а это выгодно.
Кроме того, это поможет местным магазинчикам, безрезультатно пытающимся найти поставщика, прекратить панику и быстро набрать в едином окне выпавшие из цепочки товары, и забрать конкретную поставку (если прежний поставщик лишь временно прекратил работу), либо отыскать нового на долгосрок (если поставщик закрылся совсем или новые условия у него стали слишком конскими).
Такой сервис поможет мелким магазинчикам не закрыться и всегда иметь возможность обратиться на биржу, которая обеспечит им необходимый объём поставок. Причём поправки подаются не как планы по созданию одной-единственной биржи, а как подталкивание разработчиков к созданию множества собственных.
Само собой, какие-то из них выживут, а какие-то нет: будет конкуренция, как и в любой другой области. Что, кстати, опять же поможет мелкому бизнесу, так как биржи не будут брать бешеный процент, конкурируя друг с другом выгодой собственных условий. По опыту, кто быстрее начнёт — у того больше шансов.
Что предпринимать стартаперам
Нам с вами нужно дождаться этого законопроекта – а ещё лучше уже сейчас приниматься за работу. Если в целом идея понятна, близка и есть опыт привлечения поставщиков и МСП, пришло ваше время сталкивать их друг с другом.
Отмечу, что это не классический маркетплейс, где МСП выкладывают товары, а физики покупают их для себя, так что геморроя здесь намного меньше, потому что это b2b история. Юридически и бухгалтерски она более грамотная, с точки зрения продаж – более простая, а в плане доходов – более денежная.
Запускать подобную тему в нынешнее время куда прибыльнее, чем классический маркетплейс по типу Озона. Тем, у кого есть выход на предпринимателей, не станет затруднительным и поиск поставщиков: множество людей сейчас налаживает связи с Китаем и другими братскими республиками, которые от нас не отказались, и выйти на них проще.
Прямо сейчас идёт формирование новых логистических цепочек, и не стоит упускать момент, иначе потом уже будет поздно. Начинайте, делайте и запускайте свою биржу: законопроект скоро примут, и ваш стартап будет как раз вовремя.