Господдержка для маркетплейсов - Центробанк готовит идеи для развития товарных маркетплейсов

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о господдержке маркетплейсов.

Сегодня я хочу обсудить новость ещё от 10 мая о том, что Центробанк готовит поправки к законопроекту о биржах с целью «упрощения требований к маркетплейсам товарных предложений». Если говорить нормальным языком, то суть сводится к помощи в поиске поставщика.

Сейчас логистические цепочки разрушены, и всюду ведётся напряжённая работа над созданием новых, как зарубежных, так и внутренних. Центробанк увидел в этом возможность манипулирования, и чтобы его избежать, решил обеспечить максимально прозрачные условия для всех игроков рынка.

Что Центробанк предлагает для маркетплейсов

Все мы привыкли к классическим маркетплейсам типа Озона или Вайлдберриса, где есть поставщики товаров, выкладывающие их на общую площадку по фиксированной стоимости, и есть потребители этих товаров, то есть мы с вами. Конкуренты конкурируют, покупатели покупают – обычная схема.

ЦБ заявляет, что подобная схема в принципе с физическим сектором поставки товаров работает уже и сейчас, но у малого бизнеса наблюдаются значительные проблемы. Как сейчас работают крупняки? У всех у них есть конкретные поставщики, а при желании они могут сами найти их и без помощи государства.

Однако у малого бизнеса, пусть не у ларька на рынке, но более-менее регионального магазина, основными вопросами стратегического развития которого занимается сам директор, всё куда сложнее. Те, кто имел прежде сложившиеся цепочки поставок, сейчас их потеряли. У кого-то были поставки из-за рубежа, и сейчас товары просто не везут, у других поставщики прекратили своё существование, и везти их некому. Все они теперь не знают, что делать, и государство путём законодательной инициативы по упрощению требования к биржам, подталкивает нас с вами создать подобные биржевые сервисы, которые смогут помочь малому бизнесу.

Как это будет работать

С одной стороны – некий поставщик, имеющий определённый товар (неважно, телефоны, сёмгу, колготки), который выкладывает на наш новый сервис своё предложение, указывая его количество. С другой стороны имеется ряд МСП, которые мониторят биржу с целью найти поставщиков нужной продукции. Данные предприниматели оставляют свои заявки на необходимое количество единиц товара и начинают торговаться по цене. В определённом смысле это можно сопоставить со фьючерсами на товары на бирже, только вместо фьючерсов – колготки и сёмга.

Предприниматели видят, где находится поставщик, какие условия он предлагает, занимается ли логистикой или им нужно брать её на себя и пр. Если они заинтересованы в его предложении, начинают торговаться. В итоге какие-то МСП становятся счастливыми обладателями полной или частичной партии товара, которую на озвученных условиях им отправляет поставщик, а они затем продают свой товар клиентам (вживую, не в Интернете).

Особенности сервиса

Важно понять, что это не биржа от государства — ЦБ ничего сам делать не будет, это именно меры стимулирования стартаперов, которые захотят сделать такой проект.

Режим биржи позволяет не завышать цену. Если поставщик не уникальный, и предложение/спрос сбалансированы, биржа обеспечит более прозрачные и адекватные условия для МСП: цена, если не будет каких-то форс-мажорных обстоятельств, не будет сильно колебаться вверх и вниз, а это выгодно.

Кроме того, это поможет местным магазинчикам, безрезультатно пытающимся найти поставщика, прекратить панику и быстро набрать в едином окне выпавшие из цепочки товары, и забрать конкретную поставку (если прежний поставщик лишь временно прекратил работу), либо отыскать нового на долгосрок (если поставщик закрылся совсем или новые условия у него стали слишком конскими).

Такой сервис поможет мелким магазинчикам не закрыться и всегда иметь возможность обратиться на биржу, которая обеспечит им необходимый объём поставок. Причём поправки подаются не как планы по созданию одной-единственной биржи, а как подталкивание разработчиков к созданию множества собственных.

Само собой, какие-то из них выживут, а какие-то нет: будет конкуренция, как и в любой другой области. Что, кстати, опять же поможет мелкому бизнесу, так как биржи не будут брать бешеный процент, конкурируя друг с другом выгодой собственных условий. По опыту, кто быстрее начнёт — у того больше шансов.

Что предпринимать стартаперам

Нам с вами нужно дождаться этого законопроекта – а ещё лучше уже сейчас приниматься за работу. Если в целом идея понятна, близка и есть опыт привлечения поставщиков и МСП, пришло ваше время сталкивать их друг с другом.

Отмечу, что это не классический маркетплейс, где МСП выкладывают товары, а физики покупают их для себя, так что геморроя здесь намного меньше, потому что это b2b история. Юридически и бухгалтерски она более грамотная, с точки зрения продаж – более простая, а в плане доходов – более денежная.

Запускать подобную тему в нынешнее время куда прибыльнее, чем классический маркетплейс по типу Озона. Тем, у кого есть выход на предпринимателей, не станет затруднительным и поиск поставщиков: множество людей сейчас налаживает связи с Китаем и другими братскими республиками, которые от нас не отказались, и выйти на них проще.

Прямо сейчас идёт формирование новых логистических цепочек, и не стоит упускать момент, иначе потом уже будет поздно. Начинайте, делайте и запускайте свою биржу: законопроект скоро примут, и ваш стартап будет как раз вовремя.

1616
8 комментариев

Комментарий недоступен

13
Ответить

100%

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

который как с Авито после полного успеха сделает запрет на классифайды с одной стороны и купит за полкопейки самые выжившие биржи с другой

:(

Ответить

Проблема высосана из пальца, на мой взгляд. А подход, мол ЦБ задумался, значит пора осваивать биржи b2b вообще выглядит странным. Но, по очереди.
1. Биржа, о которой вы говорите уже существует. Ее название - интернет. Найти вымышленному магазинчику поставщика не проблема. Более того, сам формат МСП подразумевает, что объемы закупок не большие, а значит есть более крупный поставщик, который обслуживает мелкий бизнес. Соответственно возможности крупных оптовиков с целыми отделами закупок и запасом оборотных средств найти новых поставщиков всегда будут на шаг впереди любой биржи.
2. Бизнес без всякой возни со стороны государства находит поставщиков. И если ситуация меняется резко, как в последние месяцы, никакая зарегулированная структура, к которым в том числе относятся и биржи с лицензиями ЦБ, не сможет реагировать так быстро, как это нужно болтающимся на волнах очередного кризиса компаниям МСП. Сам факт, что Центральный Банк пытается помочь МСП находить поставщиков выглядит совершенно дико. Мне кажется ещё не решены все проблемы из прямой компетенции ЦБ.
Странно, что в вашей статье не упоминается такое преимущество купли-продажи на регулируемой бирже, как признание соотв. органами цен, сложившихся на бирже рыночными. Становится понятно, откуда вообще растут ноги у всей этой концепции. Прошлогодний кризис на рынке строительных материалов вынуждает чиновников и крупных поставщиков найти механизм оправдания сложившихся цен, как рыночных. Не случайно спонсором первого лицензиата b2b биржи стал союз строителей России.
В общем вся эта история сильно попахивает чиновничьим прожектерством, а не настоящим мотивом помочь предприятиям МСП выжить. Соответственно и стартапы в этом направлении выглядят не как нормальный бизнес, а как освоение средств на чиновничьей движухе.

6
Ответить

я и во сне кричу охреневая
РОССИЙСКАЯ ТОВАРНО-СЫРЬЕВАЯ ! ! !

3
Ответить

Алиса. Герман Стерлигов - бывший миллионер, ныне крестьянин.

2
Ответить