Уровни надёжности дата-центров

Когда вы выбираете IT-решение для бизнеса, будь то облако или хостинг, один из самых важных моментов, на который обязательно нужно обращать внимание, — дата-центры, где расположены серверы провайдера. От их надёжности зависит скорость работы ваших веб-ресурсов и сохранность данных.

Уровни надёжности дата-центров

Дата-центры классифицируются по уровням надёжности: Tier I, Tier II, Tier III и Tier IV.

В этой статье мы разберём, что обозначает эта классификация, какой дата-центр лучше выбрать и на какие ещё критерии, кроме уровней надёжности, стоит обращать внимание.

Содержание статьи:

Кто и зачем ввел классификацию Tier?

Всё началось в 1993 году, когда Uptime Institute (Институт бесперебойных процессов) вместе с компаниями, отвечающими за обслуживание самых важных центров обработки данных в США, создали базу для обмена опытом.

Эта база легла в основу тех критериев, которые институт вырабатывал для оценки дата-центров. Сама классификация была выведена в девяностых годах прошлого века.

Основная цель, которую преследовали специалисты института, — повысить надёжность и отказоустойчивость дата-центров.

Разработанные критерии служат ориентиром для тех, кто строит собственные дата-центры. А чтобы присвоить своему дата-центру определённый уровень, провайдер должен пройти проверку и получить сертификат от Uptime Institute.

Классификация сильно упрощает выбор провайдера для тех, кто хочет арендовать вычислительные мощности. Надёжность, отказоустойчивость — это достаточно абстрактные понятия. А здесь они переводятся в конкретные цифры.

По каким критериям определяется уровень надёжности дата-центра

Основные параметры уровней:

  • Время простоя — период, на который работа серверов дата-центра приостанавливается. Причинами простоя при этом могут быть не только технические неполадки, но и, например, обслуживание дата-центра, во время которого серверы нужно остановить. Измеряется в часах в год.
  • Коэффициент отказоустойчивости — показатель надёжности дата-центра. Определяет процент работоспособности серверов по отношению к общему времени функционирования дата-центра.
Уровни надёжности дата-центров

Заметьте, что у Tier III и Tier IV время простоя намного меньше. Это достигается за счёт того, что работу этих дата-центров не нужно останавливать во время ремонта и профилактики.

Чтобы определить, каким параметрам соответствует дата-центр, учитывается множество разных факторов. Основные из них:

  • Резервирование — наличие дублирующих компонентов для активных элементов дата-центра (запасные источники питания, генераторы, системы кондиционирования, сетевое оборудование и так далее).
  • Распределение потоков — каналов связи, трубопровода охлаждения, электрооборудования и так далее.
  • Уровень безопасности дата-центра. При этом имеется в виду не только безопасность хранения информации на серверах, но и физическая безопасность центра обработки данных (охранные системы, видеонаблюдение и так далее).
  • Поддержание микроклимата.
  • Соблюдение требований строительных кодексов.

Tier I

Уровни надёжности дата-центров

Самый низкий уровень надёжности. В таких дата-центрах возможна полная остановка работы как при обслуживании и ремонте оборудования, так и при технических сбоях.

Здесь могут полностью отсутствовать резервные системы:

  • источники бесперебойного питания (ИБП);
  • дизельно-генераторные установки (ДГУ);
  • фальшпол — модульный пол, под которым размещаются системы охлаждения, трубопроводы и электроснабжение

Если же такие системы в дата-центре есть, то обычно это самые простые модели с множеством точек отказа.

Также в дата-центрах этого типа очень велико влияние человеческого фактора. Дата-центр никак не защищён от ошибок персонала.

Tier II

Уровни надёжности дата-центров

Главное отличие этого уровня от Tier I — наличие резервирования активного оборудования N + 1 (у каждой активной единицы оборудования есть 1 резервный дубль).

Также здесь предусмотрены минимальные защитные меры от человеческого фактора.

Но, несмотря на это, дата-центры уровня Tier II всё ещё достаточно сильно подвержены простоям. Для проведения плановых профилактических работ их нужно останавливать.

Tier III

Уровни надёжности дата-центров

Начиная с этого уровня надёжности дата-центры могут обслуживаться без остановки их работы. Это сокращает время простоя в десятки раз.

Как и у Tier II, у дата-центров третьего уровня предусмотрено резервирование активных компонентов N + 1.

Но вместе с этим:

  • Распределённые потоки 2N: каждый канал связи, труба, провод и другие подобные элементы имеют одну копию, и нагрузка распределяется равномерно по двум элементам. Это обеспечивает резерв и снижает нагрузку на каналы.
  • Два энерговвода вместо одного.
  • Защита практически от всех самых частых ошибок обслуживающего персонала.

Tier IV

Уровни надёжности дата-центров

Максимальный уровень надёжности. Как и в Tier III, плановые профилактические работы в таких дата-центрах проводятся без остановки систем. Но вместе с этим дата-центр способен выдержать один аварийный сбой.

Это достигается благодаря резервированию 2(N + 1): есть два параллельных элемента, между которыми распределяется нагрузка, и каждый имеет резервную копию.

Кроме того:

  • Для дизельно-генераторных установок выделяется отдельная площадка с пространством для хранения топлива.
  • Предусмотрена защита от всех проблем, связанных с человеческим фактором.
  • Есть защита от природных явлений: землетрясений, ураганов, штормов, потопов, пожаров.
  • Учтена возможность терроризма.

Какой дата-центр выбрать?

Tier IV по всем параметрам превосходит остальные уровни. И, казалось бы, очевидно, что выбирать стоит самый надёжный дата-центр.

Но чем выше отказоустойчивость, тем дороже будет аренда вычислительных мощностей. Поэтому самое мощное решение не всегда лучшее с экономической точки зрения. И при выборе в первую очередь нужно ориентироваться на свои потребности.

У Tier I и Tier II достаточно продолжительное время простоя в год, есть плановые отключения. Поэтому аренда вычислительных мощностей в таких дата-центрах подойдёт только тем, для кого периодические простои не будут критичными.

Это возможно, например, если ваша компания присутствует только в конкретном регионе и не работает круглосуточно. Плановые отключения тогда можно будет проводить в нерабочее время.

Но если ваш бизнес присутствует в странах с разными часовыми поясами и ваши сервисы должны быть доступны 24 часа в сутки, арендовать вычислительные мощности стоит только в Tier III или Tier IV.

Tier III — это оптимальная надёжность с временем простоя всего 1,6 часа в год. Такой дата-центр будет отличным решением, например, для хостинга. Ваши веб-ресурсы будут размещены на отказоустойчивых серверах, и при этом стоить такая аренда будет меньше, чем на Tier IV.

Tier IV нужен тем компаниям, для которых даже час простоя в год может принести убытки. Выбирайте этот тип дата-центров, если хотите свести вероятность недоступности серверов к минимуму.

На что ещё стоит обратить внимание при выборе дата-центра?

Помимо уровня надёжности, стоит обращать внимание на расположение дата-центров. Он должен находиться близко к конечным пользователям: от этого зависит скорость доставки контента. Если все ваши клиенты живут в Европе, нет смысла заказывать серверы в Америке.

А если у вас международная компания с клиентами по всему миру, подключите CDN, чтобы доставлять контент в любую точку земного шара максимально быстро.

Перед тем как арендовать вычислительные мощности, обязательно проверьте репутацию провайдера. Почитайте отзывы, посмотрите, в каком ключе вендора упоминают в СМИ. Возможно, вы наткнётесь на информацию, которая прольёт свет на то, действительно ли компания предоставляет отказоустойчивую инфраструктуру.

Серверы хостинга и облака EdgeЦентр располагаются в дата-центрах уровня Tier III. Мы предоставляем надёжную и безопасную инфраструктуру.

11
2 комментария

Крайне не рекомендую данный хостинг. Купил у них vps с единственной целью настроить vpn, требовалось для удаленной работы. Через 10дней сотрудники неожиданно посреди рабочего дня отрубили сервер и заблокировали доступ к личному кабинету. На вопросы толком отвечать отказались сославшись на то что поступила жалоба что ip выделенного мне vps использовался для участия в атаке против ssh какого-то сервиса, а именно что наблюдалось более 6 попыток входа в систему в течение 6 часов с IP-адреса сервера на ip 45.77.49.0, все что я получил это сухой отчет https://incident.netcraft.com/e74c33e26c4d/.
Все что они предприняли это: "отрубить мне доступ, чтобы остановить атаку как можно скорее". На ВОПРОСЫ как такое возможно, если в указанное в отчете время мною vps не использовался, к данному ip обращений никогда не осуществлял, сотрудники какой службы эти Helen и Chris от которых была направлена жалоба? - сотрудники компании EdgeЦентр оставили БЕЗ ответа. Также не понятно кем в действительности был скомпрометирован IP выделенного мне сервера который использовался мною исключительно в рабочее время для доступа через vpn к интернет ресурсам на территории Рф. Итог потеря предоплаченный денег за несколько месяцев планируемого использования vps, потраченные нервы. Столкнулся с таким впервые, выглядит как глупое недоразумение или преднамеренный кидок

Ответить

Здравствуйте! Мы вынуждены были заблокировать услугу, так как не получили от вас ответа по 3 жалобам, поступившим на ваш IP-адрес. Мы обязаны применять блокировку в этом случае, это прописано в п. 1.4 Правил об использовании услуг.

Отправили вам письмо, где дополнительно собрали всю информацию и пояснения.

Ответить