Ноу-хау университетов vs. простота онлайн-платформ: за кем будущее высшего образования?

Конкуренция на рынке образования уже давно остается высокой. Сейчас существует большое количество альтернатив традиционному образованию в вузах: это и маленькие онлайн-школы, и большие образовательные сервисы, как GeekBrains или Нетология. Тем не менее, университеты и институты трансформируются и ищут новые образовательные решения, которые могут предложить абитуриентам. В этом же пространстве находится бизнес, который заинтересован в найме подготовленных кадров и старается принимать участие в образовательных процессах.

На конференции ИТМО Open Education обсудили насущные проблемы высшего образования в России. Разбираю, о чем поговорили эксперты в области образования, представители бизнеса и студенты.

Что бизнес ждет от системы образования?

Отраслевые флагманы могут решать проблему с кадровым голодом самостоятельно, создавая корпоративные университеты (например, СберУниверситет) или сотрудничая с вузами. Это сотрудничество может осуществляться в разных форматах: от создания совместных образовательных программ (MOOVE programme by SKOLKOVO x MTS) до создания ассоциации вузов (Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом).

В системной подготовке квалифицированных кадров заинтересованы и большие организации, и даже начинающие стартапы. Но, к сожалению, у небольших компаний сегодня нет прямых рычагов воздействия на образовательную систему, поэтому у выпускников вуза, как правило, возникает пробел между полученными в университете знаниями и тем, что от них требуют работодатели. Так, сооснователь видеоплатформы для бизнеса Kinescope, которой пользуются многие edtech-проекты, Александр Павлычев самым важным фактором успеха назвал синергию между бизнесом и вузами: студенты должны погружаться в атмосферу технологичных компаний, чтобы в дальнейшем чувствовать себя органично в рабочем коллективе. Также он подчеркнул важность конкуренции между вузами.

Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекс, считает, что в образовании должен появиться правильный KPI, например, такой как качество подготавливаемых кадров. Александр Павлычев считает, что конкурентоспособный вуз должен соблюдать такой KPI.

Ноу-хау университетов vs. простота онлайн-платформ:  за кем будущее высшего образования?

Согласно рейтингу университетов мира QS, из ТОП-5 вузов — четыре американские. Исторически сложилось, что траектории, пройденные высшими учебными заведениями в США сильно отличаются от европейского опыта. Высшие учебные заведения США часто создавались по инициативе частных лиц (как тот же Стэнфорд), а в Европе развитие высшего образования долгое время было сконцентрировано в руках правительств. Тем не менее, сейчас Старый Свет все чаще усиливает автономию университетов, и это также должно способствовать повышению эффективности их деятельности и повышению уровня конкуренции. Наиболее успешные вузы больше не участвуют в национальном конкурсе: они соревнуются глобально.

Что мы имеем сейчас?

Классические университеты постепенно внедряют практики, которые должны улучшать процесс образование. Например, среди новых сервисов — академическое консультирование, когда за студентом закрепляется тьютор, помогающий ориентироваться в учебном процессе. В частности, такой подход стал применяться в ИТМО с 2021 года. Эксперты университета говорят, что это позволяет формировать университетское комьюнити, в котором студент может найти, к кому обратиться за советом.

Вузы также активно внедряют диджитальные технологии в свои процессы. Дарья Гриц, директор по цифровизации образования МФТИ, поделилась кейсом по созданию автономной цифровой системы управления образованием. До введения санкций в 2022 году МФТИ активно использовал платформу Coursera в качестве начала маркетинговой воронки: студенты проходили бесплатный курс, после которого у многих возникало желание продолжить обучение в МФТИ на программах бакалавриата или магистратуры. Но сейчас институт создал свое цифровое коммуникативное пространство на базе LMS, которым на данный момент пользуются уже более 97% студентов. Как подчеркнула Дарья, студентам института сейчас важно, чтобы единицей контента был не курс, а какой-то блок, материал, видео. С учетом обратной связи от обучающихся сегодня у Физтеха получилось создать полноценную систему, легко интегрируемую и кастомизируемую. Большое количество сил было направлено на создание системы образования с «человеческим лицом», чтобы студент был вовлечен в образовательный процесс за счет общения с сообществом.

Тем не менее, некоторые эксперты образовательного рынка считают, что онлайн-платформы, несмотря на все старания вузов, оказываются впереди.

Например, Михаил Свердлов, ex-Content Director Skyeng, ex-CBDO Skypro, консультант по образовательной аналитике и образовательному продукту, автор канала «Образование, которое мы заслужили» рассказал о том, что прошлогодняя выручка ведущих российских образовательных онлайн-сервисов (Skillbox, Нетология, Яндекс.Практикум) больше, чем весь бюджет крупных университетов ТОП-10 Forbes, хоть у сервисов и нет серьезных социальных льгот как бюджетные места или отсрочка от армии. Это показывает интерес аудитории к такому образованию.

Ноу-хау университетов vs. простота онлайн-платформ:  за кем будущее высшего образования?

Сложно спорить с возрастающей популярностью онлайн-платформ, но традиционное университетское образование все еще ценится у работодателей: согласно исследованию Института технологий управления РТУ МИРЭА 2021 года наличие высшего образования входит в перечень требований к соискателям у 74,5% опрошенных бизнесменов, а еще 41,8% работодателей отказали соискателям в связи с тем, что они не имели диплома о высшем образовании (против 31,3% руководителей, готовых готовы рассмотреть на работу таких людей).

Интересно и то, что онлайн-платформы стремятся выйти в физический мир: не так давно появилась новость об открытии сети офлайн-школ от Skillbox. EdTech-компании таким образом хотят повысить вовлеченность студентов.

Что нас ждет дальше?

Сейчас трудно определить, какой формат обучения будет популярен в будущем, даже ближайшем. Реальность постоянно изменяется, появляются новые и новые сервисы, механики и программы обучения.

Вполне серьезно обсуждается, что высшее образование уже в недалеком будущем вообще перестанет быть актуальным. Любимый пример многих противников классической системы обучения — успешная карьера миллиардеров Марка Цукерберга, Стива Джобса и Билла Гейтса. Все они в какой-то момент бросили университеты и занялись развитием своих компаний. Но такие истории скорее исключение: как сообщает Forbes, около 84% самых богатых жителей США имеют степень бакалавра и выше, в то время как среди простых американцев этот показатель составляет 33%.

Как пишет Маргарита Дж. Деннис, консультант многих колледжей и университетов США и автор «10 трендов высшего образования», в будущем студенты будут приниматься в вузы круглый год, увеличится доля поступающих по спонсируемым компаниями краткосрочным программам с сертификацией. Она также считает, что традиционные колледжи и университеты не исчезнут, но изменятся их организация и управление. Будут добавлены административные должности, например, руководители по инновациям. Вузы будут больше внимания уделять стратегическому планированию.

Вузы уже сотрудничают между собой, с онлайн-платформами и бизнесом. Может быть, победит именно такой гибридный формат? Или все-таки на смену традиционной модели придет что-то совершенно новое?

1515
4 комментария

Сколько можно нести чушь про Джобсов и Цукербергов, которые не закончили университет? 99% людей будет работать на наёмной работе, и в самих компаниях Джобса и Цукерберга реальность довольно прозаична: без образования ты идёшь лесом.

5
Ответить

Автор статьи и не спорит с тем, что образование нужно.
То, что формат нашего российского образования устарел - это точно.
Я помню, что больше внимание уделялось оформлению Курсовой работы, чем ее содержанию. Т.е. преподаватели нацелены на формальное исполнение своих обязанностей.
Учебные планы - это вообще был кромешный ужас. Менеджмент был 4 раза в неделю, хотя он никому не нужен, английский язык был 1 или 2 раза в неделю, который нужен везде (если кто то сам не учит, то так никто и не выучит его). И так если не со всеми инстами, академиями, универами и т.д., то с большинством точно.
Всем хороших и крепких знаний! Учитесь сами, господа!

3
Ответить

Автор как раз пишет, что истории Цукерберга и Гейтса - исключения, и даже приводит статистику как контраргумент.

Ответить

Вы упустили фразу "or equivalent". Смысл в том, что ВО не маст хэв, если есть большой опыт и соответствующие скилы.

Ответить