Статья-эксперимент. Полезны ли сервисы аналитики для продавцов на WB?

Вокруг маркетплейсов не только в России, но и в мире продолжают расти огромные рынки с сотнями тысяч участников. Среди которых продавцы, поставщики, сервисы логистики, а также платформы аналитики. О последних я и хочу поговорить в этой статье.

На российском рынке таких платформ аналитики для продавцов уже достаточно много. Если зайти на сайт любого сервиса, можно увидеть десятки функций для поставщиков. От простой аналитики прибыли, до сложных бизнес-метрик и относительных показателей по каждому отдельному товару.

Прямо сейчас я занимаюсь представляю сервис для продавцов на Wildberries — Sellerdata. Кстати, если вы торгуете на WB, регистрируйтесь, сейчас мы раздаем бесплатный доступ за отзыв.

В этой статье я хочу провести эксперимент среди продавцов. Мне очень интересно узнать ваше мнение.

  • Во-первых, пользуетесь ли вы вообще сервисами аналитики? Или ведете учет в Excel и вам так удобней?
  • Во-вторых, нужны ли все эти десятки опций в сервисах аналитики? Или это «надувательство щек» ради увеличения ценника. Действительно ли кто-то пользуется этими функциями, или достаточно базового подсчета доходов и расходов.

Эксперимент я хочу провести в следующем формате. Я соберу функционал с разных сервисов аналитики на меркетплейсах Wildberries. В виде пронумерованного списка укажем функции, без указания платформы, откуда это было взято, ради чистоты эксперимента.

После каждого пункта будут опросники, в которых вы сможете указать, пользуетесь ли вы описанными функциями. После участия в голосовании можно посмотреть текущие результаты.

Я выдвигаю тезис-предположение: Самыми популярными будут первые 2 пункта Это базовые функции, которые есть во всех сервисах аналитики, и конкретно дают информацию о доходах и расходах. Остальные 6 пунктов будут менее популярными.

Это означает, что большинство функций сервисов аналитики бесполезны для широкой аудитории и по сути только создают иллюзию масштабного сервиса ради повышения стоимости подписки. Лучше сосредоточиться на главных двух пунктах (По принципу Парето). Буду рада ошибиться. Если у вас пока нет учетной записи, все равно принимайте участие в эксперименте. Отмечайте, какие функции были бы для вас полезными/интересными.

Пользуетесь ли вы сервисами аналитики для продавцов Wildberries?
Да
Нет

1. Расчет показателей прибыли и убытков

Платформы аналитики автоматически выгружают данные о продажах из личных кабинетов на Wildberries. Информация синтезируется в сервисе аналитики, а пользователь может в любой момент посмотреть данные о продажи и свои финансовые результаты в разрезе по каждому продукту или магазину в целом.

Автоматически считается не только прибыль, но и ROI, маржинальность и другие показатели.

Как неотъемлемую часть этого процесса нужно добавить ручной ввод расходов, о которых не знает Wildberries. На разных сервисах эти функции реализованы по-разному, но смысл у них один — добавить в аналитическую панель те расходы поставщика, о которых не знает маркетплейс: затраты на доставку до склада, на маркетинг, курсовую разницу и другие издержки.

В некоторых платформах пользователь может отдельно внести расходы, себестоимость рассчитывается автоматически (в том числе с учетом затрат, выгружаемых из маркетплейса). А в других — можно просто ввести заранее рассчитанную себестоимость.

Почему я не уверена, что этим пользуются?

Во-первых, данные автоматически загружаются из маркетплейсов, которые не могут знать всех затрат продавца. Или данные будут не совсем точными, или пользователю придется самому их вносить.

Во-вторых, показатели прибыли можно рассчитывать самому, например, в Excel. Конечно, статистика будет не сильно детализированной, возможны механические ошибки, да и времени это занимает немало. Но все же, альтернатива есть.

Пользуетесь ли вы расчетом показателей прибыли и ручным вводом затрат?
Да
Нет

2. Трекеры поставок с напоминаниями

Это функция для маркетплейсов, работающих по принципу FBO, когда продавец должен заранее отгрузить товары на склад площадки. А отправкой занимаются сотрудники склада.

Такая опция в сервисах аналитики помогает планировать логистику. Автоматически рассчитываются показатели оборачиваемости товара, и исходя из этих данных планируется ориентировочная дата, когда запасы товара на складе закончатся.

Также такие советники могут предлагать нужное количество товара на операционный цикл. Чтобы продавец не заказывал больше, чем нужно, и чтоб ликвидные деньги не застревали в товарах на складе.

Почему я не уверена, что этим пользуются?

Тут, конечно, сложно представить ситуацию, при которой такие напоминания и расчеты не будут полезны. Если эта функция не увеличивает стоимость подписки, вряд ли от нее кто-то будет настойчиво отказываться.

Реализован ли такой сервис в вашей платформе аналитики, и пользуетесь ли вы им в своей деятельности?
Да
Нет

3. Трекер позиций товаров в выдаче

Это сервис внутри платформ аналитики, который помогает отслеживать позиции ваших товарных карточек в поисковой выдаче. Этот сервис помогает понять динамику ваших товаров, продвигаются ли они на рынке, или их уже стоит снять с продажи.

Почему я не уверена, что этим пользуются?

Ну, конечно, сложно представить себе пользователя, которому такая функция не была бы полезной. Другой вопрос, что она обычно доступна за дополнительную плату, или только в премиальных тарифах.

Если вы действительно пользуетесь мониторингом позиций в выдаче нажмите «да» в опросе ниже

Пользуетесь ли вы мониторингом позиций в выдаче?
Да
Нет

4. Рекомендации по продажам

Эти сервисы могут называться по-разному «Советниками», «Финансовыми аналитиками». Это алгоритмы, которые считают относительные показатели и ключевые бизнес-метрики.

Он рассчитывает рентабельность, оборачиваемость, возврат инвестиций по каждому товару и подсвечивает пользователю, какие его товары наиболее эффективными.

Почему я не уверена, что этим пользуются?

Во-первых, эта функция часто платная или включена в дорогостоящие тарифы. А во-вторых, опытные поставщики и сами понимают, какие товары дают большую прибыльность и большую эффективность. По сути, эта функция просто дублирует основной расчет прибыли и показателей доходности.

Пользуетесь ли вы рекомендациями по продажам?
Да
Нет

5. Шпионы чужих продаж, сканеры рынка

Это еще один большой сегмент сервисов, цель которых анализировать не продажи, а рынок целиком, или чужие результаты. Пользователь или сам выбирает товар, данные по которому ему интересны, или полагается на рекомендации сервиса-сканера, который подбирает интересные и перспективные товары со всего рынка. Также к этой группе сервисов можно отнести функционал оценки ниши и сезонности спроса. Сервисы анализа потенциала ниши. Визуальная оценка трендов и сезонности продаж.

Сезонность запросов в поисковой строке маркетплейсов. Анализ продаж конкурентов, в разрезе по отдельному магазину, или по отдельному товару/группе товаров. Такой функционал позволяет понять, во-первых, объем спроса, а во-вторых, его сезонность.

Простой пример: нет смысла завозить на склад Wildberries огромный объем елочных игрушек в середине апреля. Данные позволяют оптимизировать стратегию логистики и закупок.

Почему я не уверена, что этим пользуются?

Во-первых, есть вопросы к тому, насколько точные данные дают такие сервисы. Они основаны на анализе складских запасов конкурентов. Но снижение складских запасов, это не всегда продажи. Такие сканеры не учитывают самовыкупы и списания. Поэтому данные просто не могут быть точными.

А во-вторых, если говорить о сканере всего рынка и рекомендациях товаров под продажу, не очень понятно, как это может быть конкурентным преимуществом, если все пользователи сервиса наверняка получают одни и те же рекомендации.

Также вы можете не пользоваться такими опциями еще по двум очевидным причинам:

Таких модулей может просто не быть на той платформе аналитики, которой вы пользуетесь Вам просто не нужна настолько глубокая аналитика ниши.

У вас уже есть набор товаров для продажи, и нет выбора продавать его или нет.

Анализ ниши в таком случае никакого кардинального эффекта не даст.

В любом случае, интересно, пользуетесь ли вы действительно такими функциями, или сервисы аналитики их используют только для создания видимости большого инструментария с одновременным поднятием ценника?

Анализируете ли вы интересные товары конкурентов через сервисы-шпионы, или полагаетесь на рекомендации алгоритма при подборе товаров и планировании продаж?
Да
Нет

6. Оценка ценовой конкуренции

Продолжение темы маркетингового анализа. В эту категорию я отношу различные виджеты, которые сравнивают ценовое предложение по идентичным или конкурирующим друг с другом товарам от разных продавцов.

При помощи такого функционала пользователь может понять, насколько его предложение конкурентоспособно, и по какой цене можно демпинговать с минимальными потерями.

Также, обычно, в этих же модулях сравнения цен сервисы статистики сразу добавляют объемы продаж конкурентов. Но опять же повторим, что доверять этим данным нельзя из-за самовыкупов.

Почему я не уверена, что этим пользуются?

  • Во-первых, цена товара при продажах — это не всегда обсуждаемая величина, маржинальность может быть низкой и любые скидки будут автоматически переходить в демпинг.
  • Во-вторых, такая опция есть не на всех платформах аналитики продаж.
  • В-третьих, цена — это не всегда определяющий фактор конкуренции. Поэтому сравнение с конкурентами может в целом не давать никакой полезной информации продавцу.
Сравниваете ли вы стоимость ваших товаров с ценниками других магазинов через сервисы аналитики?
Да
Нет

7. SEO

Этот раздел, не про мониторинг позиций товаров в выдаче. Такие сервисы уже обозначены в пункте 3. Под словом SEO я подразумеваю инструменты аналитики, которые помогают:

  • Формировать списки ключевых слов, которые стоит добавить в карточку товара.
  • Статистику популярности отдельных запросов.
  • Автоматический SEO-анализ карточек товара с рекомендациями.
  • Анализ пересечения ключевых фраз.

И другие инструменты, которые позволяют анализировать и оптимизировать позиции карточек товаров, а также трафика из поисковой выдачи маркетплейсов.

Почему я не уверена, что этим пользуются?

Ну, во-первых, это достаточно редкая категория сервисов, которые есть далеко не везде. Скорее всего, этот пункт будет самым непопулярным именно по этой причине. Поэтому в качестве исключения, давайте поставим вопрос по-другому.

Если в вашем сервисе аналитики были бы инструменты анализа SEO карточек на Wildberries, вы бы пользовались таким инструментом?
Да
Нет

8. Управление производством и сборкой

Это последний раздел функционала, который есть в некоторых русскоязычных сервисах аналитики для продавцов на маркетплейсах. Эти модули позволяют переносить в систему учета информацию об операциях сборки и упаковки товаров. Это помогает детальнее планировать логистическую цепочку до поставки товара на склад маркетплейса, а также детальнее и проще считать себестоимость, потому что данные о расходах этапа производства и упаковки.

Почему я не уверена, что этим пользуются?

Потому что большая часть продавцов на маркетплейсах — это ритейлеры, которые не занимаются производством самостоятельно, а только продают чужие товары. Для них эти модули просто бесполезны.

Если бы в вашем сервисе аналитики была такая функция (учет производства и упаковки), пользовались бы вы ей?
Да
Нет
1 комментарий

Какая у вас интересная статья, и цели эксперимента заманчивые! Тоже интересно прочитать выводы. Может что-то и полезное бы для себя узнали.

Ответить