Всё хорошо в «Меру»: сервис для сбора фидбэка и управления временем

Рассказываем, как red_mad_robot и humex проводили исследования, собирали подробный CJM, придумывали фичи — и вместе с Группой НЛМК нашли цифровое решение, которое позволяет управлять рабочими встречами и экономить время.

Всё хорошо в «Меру»: сервис для сбора фидбэка и управления временем

Группа НЛМК — международная металлургическая компания — находится в постоянном поиске современных решений для совершенствования рабочего процесса. Тут верят, что даже одна более эффективная встреча в неделю в перспективе может глобально повлиять на успех компании, поэтому активно внедряют инновации — как на производстве, так и для поддерживающих функций, в том числе и тех, что помогают оптимизировать рабочий процесс.

По данным Booqed.com, мировые компании ежемесячно тратят более 30 часов на непродуктивные деловые встречи, а 71% сотрудников каждую неделю теряют время из-за ненужных или отмененных совещаний. Только в США такие потери обходятся бизнесу в почти $400 млрд за год. При этом решить проблему неэффективных рабочих встреч способны только компании с уклоном в well-being.

Группа НЛМК находится в постоянном поиске точек роста и рефлексирует, насколько эффективно мы все используем свое время. При этом именно руководители (согласно модели лидерства Джеймса Кузеса и Барри Познера) должны выступать ролевой моделью и вдохновлять других на изменения. Поэтому создавать новый инструмент по управлению встречами мы решили сначала для руководителей высшего звена с перспективой на масштабирование на всю компанию.

Михаил Архипов, вице-президент по кадрам и системе управления Группы НЛМК

Запрос: оптимизировать процесс проведения рабочих встреч

НЛМК — большая компания, руководители могут получать приглашения на десять рабочих встреч в день. Чтобы оптимально спланировать график, необходимо время на анализ каждой из них:

  • так ли необходимо их присутствие на встрече,
  • насколько эффективной она будет,
  • как пригласить только тех людей, кому она будет полезна.

Запрос поступил от ИТ-команды НЛМК. Они предложили red_mad_robot найти цифровое решение, которое улучшит ситуацию и станет удобным инструментом для организации рабочего дня. В качестве референса привели приложение Dot Collector и книгу «Принципы. Жизнь и работа» бизнесмена Рэя Далио.

В книге Рэй Далио рассказывает, как проводит совещания в своей компании. И в НЛМК нам захотелось сделать что-то подобное. Нас очень зацепила такая амбициозная нетривиальная идея. Поэтому в партнёрстве с red_mad_robot мы решили запустить и протестировать сервис, который органично вписался бы в культурный код компании и помог стать ей ещё лучше.

Дмитрий Холкин, вице-президент по цифровой трансформации и ИТ в Группе НЛМК

Идеальная организация встреч по Рэю Далио:

  1. Каждый сотрудник получает обратную связь — только при абсолютной честности можно определить сильные и слабые стороны и организовать совместную работу.
  2. Важно научиться понимать точку зрения людей, которые с тобой не соглашаются. Продуктивнее работать в команде независимых и думающих сотрудников, открытых к другим взглядам.
  3. Участники совещания оценивают друг друга по определенным характеристикам. В компании Далио за это отвечает приложение Dot Collector, которое собирает и анализирует оценки.
Сотрудники в режиме реального времени видят, кто и какую оценку им поставил, какой дал фидбэк (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.businessinsider.com%2Fbridgewater-ray-dalio-radical-transparency-app-dots-2017-9&postId=466205" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">businessinsider.com</a>)
Сотрудники в режиме реального времени видят, кто и какую оценку им поставил, какой дал фидбэк (businessinsider.com)

Мы присоединились к работе над идеей: вместе с командой humex провели исследования и начали разработку. И в результате в Группе НЛМК появилась «Мера» — приложение для повышения продуктивности деловых встреч пока для 20 руководителей уровня минус один с прицелом на масштабирование на всю компанию.

Начали с первичного исследования

Вместе с humex, которые помогают сокращать неопределенность через исследования рынка и пользователей, мы погрузились в данные, которые нам предоставила команда НЛМК, — составили список гипотез и идей. Провели первичное исследование. Для этого определили три роли, которые встречаются на каждой рабочей встрече в компании:

  1. Инициатор — вице-президент или руководитель компании, который создаёт и модерирует деловую встречу.
  2. Организатор — ассистент инициатора, который помогает её организовать.
  3. Участник — приглашённый сотрудник.

Провели глубинные интервью с руководителями, их помощниками и мидл-менеджерами, чтобы определить путь каждого, кто участвует в рабочих встречах. Интервью строились на ценностях и задачах стейкхолдеров.

Собрали CJM и разбили путь для каждой роли на рабочей встрече на несколько этапов — до, во время и после неё. Для каждого этапа определили барьеры, потребности и то, что радует или даётся легко. Например:

  1. Инициатору важно понимать личные качества людей, чтобы прогнозировать эффективность конф-колла с точки зрения скорости принятия решений и их качества (потребность).
  2. Организатор тратит много времени на обсуждение даты и формата, чтобы не допустить отсутствия важных сотрудников и не подвести руководителя (барьер).
  3. Участник не высказывает лишний раз своё мнение, чтобы избежать негативной оценки (барьер).
  4. Инициатор устанавливает тайминг, чтобы сотрудники могли приходить к нужному моменту и не тратить время на всю встречу (это даётся легко).
CJM получился гигантским, зато подробным. Чем детальнее продумать путь пользователя, тем проще будет формировать гипотезы
CJM получился гигантским, зато подробным. Чем детальнее продумать путь пользователя, тем проще будет формировать гипотезы

Отдельный блок инсайтов — про обратную связь. В НЛМК задались целью получить такой инструмент для сбора и анализа фидбэка, которым пользовались бы люди. Поэтому нам важно было понять, как сотрудники компании относятся к обратной связи. Оказалось, что руководители высшего звена считают фидбэк важной частью процесса и хотят, чтобы он приносил пользу для карьерного развития другого человека и совершенствования всей компании, а миддл-менеджеры в ответ на просьбу оставить фидбэк часто реагируют без энтузиазма, ссылаясь на отсутствие времени.

Нагенерили множество гипотез. Провели скоринг и обсудили идеи с коллегами из НЛМК
Нагенерили множество гипотез. Провели скоринг и обсудили идеи с коллегами из НЛМК

Что-то пришлось убрать. Например, оценка в формате лайка и дизлайка не зашла, потому что была неинформативна — без комментариев и подробностей.

Выводы, к которым мы пришли:

  1. Ожидаемо, руководители не хотят тратить время на непродуктивные встречи.
  2. Они заинтересованы в решении, которое повысит их эффективность, освободит время для других задач, позволит давать и получать обратную связь.
  3. Сотрудники хотели бы не только давать фидбэк, но и понимать, как он воспринимается другими, — полезен ли он для человека, меняет ли что-то в компании.

Какая задача перед нами стояла

Создать мобильное приложение, которое поможет:

  • повысить эффективность и упростить процесс организации деловых встреч;
  • анализировать их качество: сколько решений приняли, на что они повлияли;
  • оценивать принимаемые решения с точки зрения корпоративной культуры компании;
  • легко и комфортно давать обратную связь коллегам;
  • профессионально развиваться на основе этой обратной связи.

Получили апрув и развернули исследования по полной

Всей командой мы определились, что нужно. Осталось понять, как сделать полезный и удобный продукт, который зайдёт пользователям.

Больше интервью

Для этого мы снова пошли «в поля» и провели больше глубинных интервью, но уже с вопросами, направленными на определение концепции и деталей сервиса. Список гипотез разрастался с каждым днём, но мы успевали их тестировать и определять пользу.

Это только верхушка списка гипотез на первом этапе CJM
Это только верхушка списка гипотез на первом этапе CJM

Скоринг идей

Следующий этап — скоринг идей и разработка сценария работы с приложением. Важно было спроектировать каждое касание сотрудников с будущим сервисом. Без этого тяжело проектировать макет приложения.

Одна из ключевых точек сценария — когда участник решает, идти ли на встречу. Определили барьеры и преимущества, которые помогут принять верное решение, на прототипе в Figma показали, как это выглядит
Одна из ключевых точек сценария — когда участник решает, идти ли на встречу. Определили барьеры и преимущества, которые помогут принять верное решение, на прототипе в Figma показали, как это выглядит

Последний этап: опрос

Исследования завершили, собрав макет приложения и фичер-лист для разработки. Чтобы проанализировать предлагаемые нами сценарии и фичи, запустили опросник среди руководителей и протестировали прототипы на ЦА.

Составили 25 вопросов для фичи по работе с фидбэком. Для наглядности показывали прототип, чтобы коллеги из НЛМК визуализировали фичу и отвечали максимально точно
Составили 25 вопросов для фичи по работе с фидбэком. Для наглядности показывали прототип, чтобы коллеги из НЛМК визуализировали фичу и отвечали максимально точно

Результаты помогли нам приоритизировать фичи для создания MVP. Для этого ещё раз собрали сценарий организации и проведения конф-коллов.

Действия, которые организатор должен предпринять для создания встречи. Перед разработкой важно было удостовериться, что сценарии работают. Иначе можно было выпустить приложение с ненужными функциями, которым тяжело пользоваться
Действия, которые организатор должен предпринять для создания встречи. Перед разработкой важно было удостовериться, что сценарии работают. Иначе можно было выпустить приложение с ненужными функциями, которым тяжело пользоваться

Готовый прототип отдали на разработку и вскоре выпустили MVP — приложение «Мера». Мы предложили более 130 названий для сервиса, который между собой называли «Топ-20», — по целевой аудитории. Однако в итоге победил вариант «Мера», который коротко и ясно передаёт ценность сервиса по сбору и анализу обратной связи.

Что умеет приложение «Мера»

Просит оценить коллег и собирает обратную связь

Модель оценки участников строилась на трёх показателях:

  1. Повышение эффективности деловых встреч.
  2. Развитие сотрудников — повышение личной эффективности.
  3. Внедрение ценностей компании.

Корпоративная политика в компании — не просто набор правил жизни, а принципы и метрики, по которым НЛМК нанимает и развивает сотрудников. Это говорит о зрелости НЛМК — не в каждой компании настолько подробно описан культурный код.

Дмитрий Панкрушев, коммерческий директор red_mad_robot
Приложение после конф-колла предлагает сотруднику оценить коллег и присылает напоминание, если он забыл это сделать. Средняя оценка по каждому параметру отображается в профиле сотрудника
Приложение после конф-колла предлагает сотруднику оценить коллег и присылает напоминание, если он забыл это сделать. Средняя оценка по каждому параметру отображается в профиле сотрудника

Приложение задает не больше двух вопросов. При этом каждому пользователю — разные, так как вопросы миксуются. Благодаря этому можно собирать и видеть более объемную картину.

Мы верим в то, что, увидев эффект от оценок, сотрудники смогут относиться к ним более правильно. Тратить время на оценки непросто. Но, увидев профит от них, все поймут пользу. Поначалу нужно часто оценивать коллег, но потом собирается пул оценок, и тогда запрос на повторную оценку будет прилетать раз в пару месяцев.

Алёна Фионова, экс-проджект-менеджер red_mad_robot

Низкие личные оценки не могут стать причиной для увольнения сотрудника. Польза от оценок в том, чтобы человек видел динамику: какой показатель снизился, как его улучшить. «Мера» даёт советы по личностному росту — например, советует книги или курсы.

Сотрудник отслеживает динамику и видит, где ему нужно прокачаться
Сотрудник отслеживает динамику и видит, где ему нужно прокачаться

Просит оценить встречу

Приложение оценивает её по пяти параметрам:

  • состав и стоимость,
  • качество материалов и уровень подготовки,
  • проведение,
  • эмоциональный комфорт,
  • эффективность использования времени.
Низкая оценка по какому-либо параметру — повод разобраться, что пошло не так. Возможно, материал оказался неэффективным или присутствовал сотрудник, для которого встреча не была полезной
Низкая оценка по какому-либо параметру — повод разобраться, что пошло не так. Возможно, материал оказался неэффективным или присутствовал сотрудник, для которого встреча не была полезной

Прогнозирует эффективность встречи и рассчитывает её стоимость

Собранные оценки сотрудников с предыдущих рабочих встреч помогают составить прогноз на будущее. Один из ключевых параметров, который влияет на эффективность, — состав участников. Если пригласить только того, кому встреча будет полезна, кто поможет принять решение и поделится экспертизой, то эффективность будет высокой.

Низкий рейтинг сотрудника не заставляет отказываться от приглашения, а скорее предостерегает. Возможно, сервис считает, что эта встреча ему не нужна
Низкий рейтинг сотрудника не заставляет отказываться от приглашения, а скорее предостерегает. Возможно, сервис считает, что эта встреча ему не нужна

«Мера» анализирует эффективность конф-коллов — кто был полезен, а кто не должен был приходить и потратил время зря. В дальнейшем сервис советует приглашать определенных людей и не звать тех, кто не нужен. Если встреча проходит в правильном составе, она станет более эффективной и займёт меньше времени. Наша цель — через оценки прийти к тому, чтобы сотрудники подключались только к необходимым для них встречам.

Дмитрий Холкин, вице-президент по цифровой трансформации и ИТ в Группе НЛМК

Важно: когда «Мера» советует не звать сотрудника, это не значит, что на других конф-коллах его посчитали лишним, потому что он ничего не делал. Совет сервиса — это не оценка способности эффективно общаться и высказывать идеи. Речь только о том, полезна сотруднику эта встреча или нет.

Ещё «Мера» умеет оценивать стоимость встреч. Для этого мы выгрузили данные о зарплатах сотрудников и разработали внутреннюю систему измерений, чтобы итоговые результаты не были привязаны к конкретным цифрам.

Когда на встрече присутствует один из руководителей, её стоимость повышается
Когда на встрече присутствует один из руководителей, её стоимость повышается

Помогает понять, нужно ли идти на рабочую встречу

«Мера» подскажет, насколько она релевантна целям сотрудника, и сообщит, если она вообще не нужна. Например, если у него на это время назначены более важные дела.

Отказаться проще, если сотрудник видит, что его может заменить кто-то из коллег. «Мера» подсветит, сколько из них готовы прийти на помощь.

Приложение покажет, сколько останется свободного времени на неделе, если принять приглашение на встречу
Приложение покажет, сколько останется свободного времени на неделе, если принять приглашение на встречу

Подскажет, когда и какие материалы нужно подготовить

«Мера» зафиксирует дедлайн для отправки материалов. Обычно они должны быть готовы и загружены заранее — это важно для планирования деловой встречи. Организаторы и участники могут использовать чек-лист по задачам — с чем нужно прийти, что прочитать, изучить.

Если не успеваешь подготовить материал, никаких санкций не последует, рейтинг не упадет. Организатор получит уведомление, что материал не подготовлен. И дальше всё на его усмотрение. Мы делали это для того, чтобы организатор мог понимать, что важные материалы не готовы, и мог отменить встречу, зная, что она будет неэффективной.

Алёна Фионова, экс-проджект-менеджер red_mad_robot

Что в итоге

  1. Провели исследование и из 60+ продуктовых гипотез собрали базовый функционал MVP.
  2. Запустили сервис «Мера» — приложение для iOS и Android и Middleware сервер. Сейчас решение тестируется и дорабатывается для пользователей.
  3. Составили бэклог идей, чтобы в будущем превратить «Меру» в гигантский сервис, рассчитанный на всех сотрудников компании.

До — как организовывали встречи раньше

Столько сервисов и инструментов использовали в НЛМК для организации встреч
Столько сервисов и инструментов использовали в НЛМК для организации встреч

После — как это делают теперь

«Мера» — понятный инструмент для управления временем и сбора обратной связи. Сейчас у него идёт тестовый период, приложение распространено на ограниченный круг пользователей. При этом у него есть база для развития. В бэклоге лежит множество идей по масштабированию продукта. Например, можно запустить умного помощника или расширить доступ к приложению на всю компанию и создать гигантский сервис по сбору и анализу фидбэка.

Дмитрий Холкин, вице-президент по цифровой трансформации и ИТ в Группе НЛМК

Умный помощник — то, к чему хочется стремиться. На этапе разработки проекта делали отсылку к Джарвису — помощнику Тони Старка из вселенной Marvel. В будущем можно запустить предиктивную аналитику, которая будет давать советы всем болевым точкам, чтобы процессы взаимодействия и принятия решений были более эффективными.

Игнат Снегирёв, операционный менеджер red_mad_robot

Если было интересно читать то, что сгенерировали наши нейросети, посмотри также кейс о том, как машинное зрение помогает решать проблемы при производстве золота.

Чтобы ничего не пропустить, следи за развитием искусственного интеллекта вместе с нами:

VK

Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

1616
2 комментария

Сколько стоит решение? Есть тестовый период?

1
Ответить

Классно, было интересно!)

Ответить