Оптимистичный прогноз: что ждёт маркетплейсы в будущем

В марте–апреле площадки разработали и ввели систему поддержки селлеров (селлер — продавец на маркетплейсе): отмена платного хранения, снижение стоимости размещения и комиссии на обработку товаров, послабления в расчёте рейтинга магазина. Но этот период закончился. Теперь маркетплейсы стремятся возместить убытки и потери, которые понесли. Получится ли это у них, и что ждёт маркетплейсы в будущем, читайте в статье.

Маркетплейсы сегодня — тренды 2022 года

1. Универсальные маркетплейсы продолжают доминировать и конкурировать между собой. В 2021 году доля универсальных маркетплейсов выросла с 49% до 62% от общего числа онлайн–заказов. За минувший год оборот Wildberries увеличился вдвое, похожие показатели у Ozon.

Маркетплейсы наращивают количество ПВЗ (ПВЗ — пункт выдачи заказов), развивают мобильные приложения и порталы для продавцов. В этом году у Ozon станет в 2 раза больше фулфимент–центров (фулфимент — операции с заказом от момента оформления до получения), чтобы товары были доступнее в регионах. Борьба за звание российского Amazon продолжается.

Рост доли маркетплейсов в заказах и объёме продаж. По данным исследовательского агентства <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdatainsight.ru&postId=466903" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Data Insight</a>
Рост доли маркетплейсов в заказах и объёме продаж. По данным исследовательского агентства Data Insight

2. Селлеры увеличивают бюджеты на маркетинг. Из–за кризиса покупатели стали рациональней тратить деньги. Поэтому, одна из основных задач продавцов — донести ценность продукта. Позиционирование и продвижение выходят на передний план и расходы на них увеличиваются. Маркетплейсы делают упор на рекламу и улучшают рекламные кабинеты. В будущем их доходы от рекламы сравняются с комиссионными.

3. Продавцы создают собственные бренды. Перепродажа на маркетплейсах постепенно исчезает. Чтобы конкурировать с интернет-магазинами, селлеры развивают собственное производство, делают качественные карточки товаров и находят надёжных поставщиков. Это даёт несколько преимуществ: трафик с других каналов, дополнительные рычаги воздействия на продажи, отсутствие проблем с правообладателями.

Маркетплейсы запускают СТМ (СТМ — собственная торговая марка). Ozon Express продаёт кофе, товары для дома и гигиены. «Яндекс Маркет» делает электронику и выпускает аксессуары. Также под собственными брендами он планирует продавать детские товары и товары для животных.

Какие ниши растут после спада

Мебель

Рынок мебели уверенно растёт с января 2020 года. Маркетплейсы развиваются и привлекают новых клиентов из офлайн–торговли. Даже после отмены карантинных ограничений покупать меньше не стали.

Когда с рынка ушла IKEA, ожидался резкий всплеск продаж. Но на графике видно, что в марте произошел спад. Рынок был нестабильным, доллар подорожал, а цены выросли. Люди покупали много товаров, чтобы вложить деньги. В июне ситуация стабилизировалась, рынок начал восстанавливаться и продолжит свой рост..

График продаж в категории «Мебель» на Wildberries. По данным сервиса аналитики <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmpstats.io&postId=466903" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MPSTATS</a>
График продаж в категории «Мебель» на Wildberries. По данным сервиса аналитики MPSTATS

Товары для строительства и ремонта

Аналогичная ситуация сложилась и на рынке ремонта. В марте был спад на 100 млн: выросли цены на материалы, возникли сложности с поставками, ушли крупные зарубежные компании. Заказов стало меньше, а некоторые проекты заморозили.

Постепенно участники рынка привыкли к новым условиям и вернулись к вопросу ремонта. Если посмотреть на график, в июне начался рост.

График продаж в категории «Ремонт» на Wildberries. По данным сервиса аналитики <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmpstats.io&postId=466903" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MPSTATS</a>
График продаж в категории «Ремонт» на Wildberries. По данным сервиса аналитики MPSTATS

Автозапчасти для легковых автомобилей

В июне Ozon запустил поиск автозапчастей по VIN–номеру машины. Искать детали стало легче, а ошибиться с выбором — сложнее. Запчастей много: для двигателя, для тормозной системы, трансмиссии. Покупателей на маркетплейсе станет больше, и рынок продолжить расти. Wildberries также показал рост — достаточно посмотреть на график.

График продаж в категории «Автозапчасти для легковых автомобилей» на Wildberries. По данным сервиса аналитики <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmpstats.io&postId=466903" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MPSTATS</a>
График продаж в категории «Автозапчасти для легковых автомобилей» на Wildberries. По данным сервиса аналитики MPSTATS

Что ждёт маркетплейсы в будущем

Для покупателей:

  • Честная и прозрачная ценовая конкуренция.
  • Появятся экосистемы маркетплейсов.
  • Уменьшится скорость доставки товаров.
  • Можно будет покупать за кешбэк и бонусы.
  • Предложения станут персональными.

Для селлеров:

1. Вырастет спрос на КГТ (КГТ — крупногабаритные товары). До сих пор производители КГТ думают, что маркетплейсы не для них. Они опасаются проблем с логистикой, неочевидных алгоритмов продвижения, большого количества карточек.

По данным Data Insight рынок КГТ растёт с 2018 года. В прошлом году на Ozon продажи стройматериалов выросли на 162%, мебели на 102%, а крупной бытовой техники на 100%. Маркетплейсы расширяют ассортимент и упрощают доставку КГТ. Другие участники рынка пользуются ситуацией и предлагают новые инструменты в маркетинге и логистике.

Зарубежные бренды уходят с рынка, и освобождается ниша, в которую можно зайти. А значит тренд на продажу КГТ в онлайне сохранится и в будущем.

2. Останутся только профессиональные селлеры. На маркетплейсах достаточно продавцов, которые обеспечивают большой выбор, низкие цены и привлекают покупателей. Начнут вводить сертификаты на продукцию, бороться с подделками и отслеживать серые схемы.

Ниши активно занимаются и в них появляются монополисты. С ними смогут конкурировать только производители, у которых есть уникальный товар и большой бюджет на продвижение.

Мы знаем, как привлечь покупателей и перейти на маркетплейсы с нуля. Хотите стать успешным селлером и развиваться в сторону продаж? Поможем разработать пошаговую стратегию и улучшить показатели бизнеса — опишите проблему и Комплето свяжемся с вами.

3. Маркетплейсы будут ставить рекорды прибыли. Они будут зарабатывать на всём: рекламе, логистике и комиссии. Они будут заполнять освобождающиеся ниши и мягко навязывать продавцам свои условия. Потому что продавать на маркетплейсах выгодно, а покупать — удобно.

Заключение

В 2021 году общий объем рынка маркетплейсов достиг 1,5 трлн рублей. Это на 111% больше, чем в 2020. Покупатели оформили 1055 млн заказов, что на 156% больше, чем в предыдущем году.

У Яндекса, Wildberries и Ozon появились собственные банки, Wildberries и Ozon занялись экспресс–доставкой еды, Ozon планирует снять сериал про курьеров.

Данные не врут. Маркетплейсы — приоритетные площадки для развития бизнеса, в которых качество товаров постепенно растет, а селлеры быстро учатся учатся новому для привлечения большего количества покупателей.

Рост объема продаж, прирост в млрд руб. По данным исследовательского агентства <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdatainsight.ru&postId=466903" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Data Insight</a>
Рост объема продаж, прирост в млрд руб. По данным исследовательского агентства Data Insight
1010
10 комментариев

Как только упрутся в потолок роста и займут свои доли рынка, начнут прогибать продавцов и/или покупателей - по полной программе. Эта классическая схема отрабатывала уже не один раз. Еще раз отработает. Главное зачистить рынок от независимых интернет магазинов и меньшему колличеству маркетплейсов отхватить куски рынка побольше. А потом олигополия все за нас решит, по чем, кому, когда и на каких условиях. Кто-то обязательно останется в дураках, но не капиталистическая форма собственности, направленная на максимизацию прибыли. Так что советую посмотреть на задроченных таксистов Яндекс Такси или Пятерочку у дома и снять свои розовые очки. По жизни я оптимист, но есть очевидные вещи, которые игнорировать - это ссать себе в глаза. За статистику - спасибо.

6
Ответить

Все верно говоришь. Так и будет

1
Ответить

Так уже прогибают, хоть ВБ, хоть Озон - достаточно только почитать чаты ТП или в группе ОзонСеллер: почти полная вакханалия и продавец всегда неправ.

При всё уважении к Комплето - вы хоть что-то сами пробовали продавать на МП? Не учить, а продавать.

Ответить

уже начали прогибать...

Ответить

Оптимизм наше всё :)

3
Ответить

Да без оптимизма тут абсолютно делать нечего, всё схлопнут и будет только один сайт госуслуги, там и одноклассников с актуальными фото можно будет найти и товар покажут на который у тебя денег хватает и вообще шляпа 🎩 это всё

1
Ответить

Спасибо за статью

1
Ответить