Почему за границей закрываются сервисы доставки продуктов с основателями из России — основное из материала Forbes

Игорь Демишев, сооснователь UK-based стартапа Jiffy и автор Telegram-канала «Игорь про продукт и бизнес», собрал краткое саммари из статьи Forbes про то, что же все-таки происходит с экспресс-доставкой в мире.

Курьер Buyk, Фото Noam Gala, 
Курьер Buyk, Фото Noam Gala, 

На днях на ряду с другими русскоязычными основателями зарубежных сервисов экспресс-доставки продуктов я дал свои комментарии редакции Forbes про то, что происходит на рынке. Далее выжимка из оригинального материала с авторскими комментариями.

За последнее полугодие за рубежом закрылись сразу несколько сервисов по быстрой доставке продуктов, которые в последние пару лет очень активно развивались, привлекали инвестиции и в целом подавали большие надежды. Среди них есть и основанные россиянами компании: канадский Tiggy, Fridge No More и Buyk, работавшие в Нью-Йорке.

Наш UK-based стартап Jiffy сделал пивот в b2b software компанию и теперь продает готовые решения для ретейлеров, которые хотят развить работу в онлайне. Продолжает работу и дубайский YallaMarket.

Инвестиции в сервисы быстрой доставки с русскими корнями

  • Buyk (США): >$46 млн за год
  • Fridge No More (США): $16,4 млн за 2 года
  • Tiggy (Канада): закрыли посевной раунд >$6
  • Jiffy (Англия): >$36 млн за два года
  • YallaMarket (ОАЭ): $4.5M за 1.5 года

Такой успех эти проекты имели во многом из-за хорошего технологического бекграунда их основателей, некоторые из которых раньше развивали фудтех-проекты на родине. Но, к сожалению, в 2022 году этот тренд сменил вектор.

При этом крупные компании, которые успели набрать «жировую прослойку» в виде инвестиций, имели место для маневра и начали активно резать косты — последовала череда сокращений, закрытий магазинов в определенных районах или даже странах.

Основные причины для закрытия сервисов по экспресс-доставке продуктов на развитых рынках, которые называют их основатели:

  • Венчурная зима и глобальный риск рецессии.
  • Восприятие всех проектов, хоть как-то связанных с Россией, как токсичные.
  • Прошел хайп на сервисы быстрой доставки.
  • Долгий цикл оптимизации операционных расходов в странах с дорогой рабочей силой.

Что будет дальше — мой прогноз

По сути мы видели пик оценок во время эйфории по отношению к рынку быстрой доставки. Затем это сменилось депрессией и падением оценок, в том числе вызванных экономическим и геополитическим кризисом. Я не умаляю вклад объективных факторов, но и та и другая крайность — следствие эмоциональной реакции людей на происходящее.

Если оценивать ситуацию здраво, то в странах с дорогой рабочей силой модель будет трансформироваться с точки зрения баланса стоимости и обещанию клиенту:

  • доставка в более длинные интервалы (30-120 минут)
  • разбавление оффером с расширенным ассортиментом но с более долгой доставкой (~2 часа или в таймслот) — так уже делает «Самокат» в РФ
  • все запустят собственные торговые марки или запартнерятся с известными сетями (это позволит повысить маржу и поможет маркетингу)

Что касается экспресс-доставки за 15 минут, я думаю что на развитых рынках она останется скорее в формате дополнительного предложения e-grocery сервисов. В этом сегменте, к примеру, продолжает работать немецкий стартап GetFaster, запущенный в 2020 году.

Я считаю текущую ситуацию на рынке оздоровлением этой ниши. Такое происходило с WeWork совсем недавно, это циклически происходит в экономике. На более длинном горизонте мы увидим, как ситуация выровняется — выжившие сервисы оптимизируют свою экономику, мультипликаторы и инвестиционная активность выйдут на разумный уровень.

В скором времени я планирую написать материал про то, как мы в Jiffy делаем pivot — от стадии когда мы начали прогнозировать такой исход событий до текущего момента, когда мы делаем первые продажи. Чтобы не пропустить, подписывайся на мой Telegram-канал!

2323
реклама
разместить
31 комментарий

Почему это не сработает у них, да потому, что там нельзя нанять раба на ГПХ в статусе самозанятости за 2-4 usd/час.
Следовательно, будет экономически невыгодно.

24

Модель у всех одна.
Вваливаем бабло, доставляем бесплатно, выдавливаем остальных.
Набираем клиентов и как только "подсядут", вкручиваем плату за доставку.

Но еще раньше раздуваем "капитализацию" и выходим в кэш...
Тут главное вовремя выйти )))

10

еще нехерово можно отгрызть в процессе...все такие движухи они не о результате а о самой движухе

2

Комментарий недоступен

За последнее полугодие за рубежом закрылись сразу несколько сервисов по быстрой доставке продуктов, которые в последние пару лет очень активно развивались, привлекали инвестиции и в целом подавали большие надежды. Среди них есть и основанные россиянами компании

а остальные с какими корнями были основаны? Будет ли статья про то как основатели не из России терпят неудачу на этом рынке?

9

В целом причины те же самые за минусом русских корней.

Сами по себе русские корни кстати больше помешали ребятам, которые относились к крупным корпорациям которые под санкции попали кмк. Мы и YallaMarket в целом нормально себя чувствуем в плане отсутствия значимой дискриминации.

Комментарий недоступен

5