Как проиграть суд на 1,5 млн рублей за внедрение amoCRM и Power BI, но в итоге выиграть дело. Инструкция

В данной статье расскажу историю про суд, ошибки, которые можно совершить, а также как их избегать и не попадать в такие истории.

Внизу есть краткий итог, кому лень читать.

Про нас

Всем привет! Меня зовут Михаил Кузьмин. До недавнего времени мы активно занимались внедрением CRM и аналитики на Power BI. Успели поработать с такими компаниями как: Forbes, Ormatek, Евро Чехол, Атланты — это из крупных. Было много и маленьких. В области аналитики мы даже победили на одном хакатоне с решением по сквозной аналитике. Мелочь, а приятно.

Сейчас продолжаем работать в области аналитики, от CRM почти отказались.

Вводная

Общая стоимость того самого проекта составила ≈ 1.5 млн ₽. Работу делали для компании, у которой в системе должны были работать около 30 человек. В сумму входили:

  • лицензии за amoCRM;
  • лицензии за сервис автоматизации Sensei;
  • коннектор для выгрузки данный MyBI;
  • мелкие виджеты для amoCRM;
  • работы по настройке Power BI;
  • работы по настройке amoCRM;
  • может забыл какие-то мелочи, но они составляют не более 5% от суммы.

Любой проект мы всегда разбиваем на стадии:

  • аудит — смотрим что вообще есть в компании и как это работает;
  • требования верхнего уровня — по факту это то, чего хотят инициаторы внедрения;
  • техническое задание — документ, точно описывающий систему;
  • базовые настройки CRM — чтобы пользователи начали работать;
  • продвинутые настройки CRM — добавляем автоматизацию и усложняем работу системы;
  • подключение аналитики — выводим удобные дашборды для руководителя;
  • поддержка после внедрения.

По факту, это классический подход — он более тяжелый и неповоротливый. Подходит для компаний с множеством согласований, утверждений и регламентами. Плохо подходит для небольших компаний где все меняется каждый день.

Начало проекта

Предпроектное исследование про компанию

Ошибка 0. Не начинать работу с компанией с поиска информации о компании в интернете: в поисковиках и ютьюбе.

Пробивайте компанию на суды. Если компания любит судиться — существует большая вероятность того, что судиться скоро будут с вами. Мы этого не сделали и поплатились.

Первой нашей ошибкой было то, что мы не проверили компанию на суды и не собрали базовую информацию в интернете. Одного запроса в ютьюбе было бы достаточно чтобы сильно подумать, стоит ли работать с закзачиком или нет.

Аудит

Любой проект мы начинаем с аудита. Это по большей части нудный этап, когда вы сидите и слушаете заказчика о том, как все плохо, и почему после внедрения системы должно быть хорошо. Мало кто понимает, что во время аудита интегратор должен смотреть не столько на то, какие системы существуют и как они работают (понятно должен), но и на культуру компании: как она работает, как принимаются решения, кто за что отвечает.

Я справа сижу на аудите в другой компании
Я справа сижу на аудите в другой компании

В итоге интегратор должен принять решение и его обосновать по какому пути стоит развивать проект: по классическому с тех заданием и требованиями, или по гибкому, работая спринтами с гибкими изменениями.

Ошибка 1. Предложить заказчику классический подход, когда ему нужен гибкий.

Или наоборот. В первом случае вы не сдвинетесь с места после сдачи настроек, во втором вы не сможете согласовать изменения ибо будет существовать слишком много точек влияния, которые будут постоянно все пересогласовывать. Мы выбрали классический подход, это была ошибка.

Если бы мы выбрали гибкий подход, возможно, удалось остановить проект не заходя в такие крупные суммы. Но мы, к сожалению, не выбрали :)

Про отношения с предыдущим исполнителем…

Если в рамках аудита вы услышали что предыдущий исполнитель неадекватен и плох — это очень звоночек (колокол). Глупо будет не связаться с предыдущим исполнителем и не обсудить проект. Мы, как вы наверное уже догадались, этого не сделали.

Ошибка 2. Не связаться с предыдущим исполнителем, если на проекте плохо о нем отзываются.

Если вы не свяжетесь — есть большая вероятность, что этим плохим исполнителем скоро будете вы. А вообще, это даже хороший тон. Клиент клиентом, но помогать сохранить лицо коллеги — это круто. Мы не связались…

Про работу с документами

Если заказчик говорит, что договор это формальность и вообще мало что означает, но его юристы меняют ваш договор — это опять явный звоночек/гром :)

Ошибка 3. Формально относиться к договору.

Тут мы слава богу не ошиблись :) Мы четко следовали букве договора и отправляли документы именно на те электронные ящики, которые были указаны в договоре. Это в итоге нас спасло в апеляционном суде. Хотя заказчик часто просил отправлять на другие электронные ящики.

Ни в коем, повторяю, ни в коем случае не соглашайтесь включать в договор тезисы про то, что вы создаете продукт, а не услуги (если вы оказываете услуги, а не создаете продукт). Мы оказывали именно услуги, поэтому не попались на эту классическую удочку.

И не соглашайтесь подписывать все акты сразу — это путь в один конец.

Про работу с физ лицом или юр лицом

Классическая ошибка. Вставил его сюда для полноты. Услышал это от Кати Ким на одном выступлении.

Ошибка 4. Работать не с микро бизнесом, а с физическим лицом.

Тут, товарищи, вам в любом суде будут полные кранты :) Вы попадаете под защиту прав потребителя. Просто зарубите себе на носу, нельзя принимать деньги от физиков за работу, которую вы оказываете бизнесу. Ни на карты, ни по договору. Например, вы затяните работы (будет ниже) и вы вероятностно проиграете суд.

Окончание первого этапа

Итак, мы сделали аудит, требования верхнего уровня, техническое задание и скинули все это заказчику в виде документа вместе с актом на электронный ящик и по ЭДО. В договоре у нас было написано, что акт является само подписывающимся в течение 7 дней если не было возражений.

Ошибка 5. Отправить акты по ЭДО и по почте, не получить согласования нигде и действовать далее.

Мы так и делали: отправляли акты, не получали согласия (кроме одного, которе и сыграло нам на руку) и работали дальше с полной уверенностью в том, что раз акты само подписывающиеся у нас все ок.

Суд может встать на сторону здравого смысла и начать разбираться в том, как вы работаете на проекте и почему вам было неинтересно почему заказчик не подписывает акты. Идеально будет если вы отправили акт, он само подписывающийся, но заказчик все равно подписывает акты в ЭДО.

Да, кстати, мы после этого проекта начали работать только через ЭДО. Только — это значит только. Если у заказчика нет возможности подписывать электронно документы, мы с ним не будем работать :)

Работа на проекте

До этапа настройки систем у нас все было идеально. Возможно, это было потому, что наши документы толком никто и не читал. Жара началась позже :)

Первый звоночки/колоколы

Ниже я скопом решил перечислить все звоночки, которые должны вас насторожить при работе с заказчиком, а в идеале остановить проект и заставить вас бежать сломя голову:

  • у заказчика меняется команда/человек, отвечающий за внедрение проекта;
  • у заказчика не хватает компьютеров/техники для сотрудников — расскажи мне заранее я бы не поверил в такую историю. Сотрудники сидят и ждут своей очереди для работы. До этого я думал, что такое бывает только в кино;
  • заказчик вмешивается в работу и сам меняет настройки;
  • заказчик переход на личности;
  • команда заказчика не тестирует систему, из-за отсутствия времени;

Ошибка 6. Предоставлять полный доступ заказчику в системе.

Мы, после жестких писем, испугались и предоставили полный доступ в систему. В итоге очень часто система с утра была не такой, какой она была вечером. При аргументации о том, что мы видим историю изменений системы и с каких айпишников она велась — получали одно, ничего не знаем, мы ничего не делали.

Мы столкнулись, по-моему, со всеми звоночками, но упорно двигались далее к завершению проекта с мыслью о том, что у нас все в порядке. На самом деле мы плыли на Титанике и уже даже столкнулись со льдиной, но еще просто не начали активно тонуть. Вспоминаем про подход к работе по спринтам, тут бы он помог быстро остановиться и не тонуть дальше.

Задержки на проекте

Все, кто работает на проектах знают, что часто задержки происходят не только по вине исполнителя. К сожалению, мы не знали, что если появляются задержки на этапе, и после затянутого этапа мы отправляем само подписывающиеся акты, их можно оспорить. Заказчику может быть уже и не нужны ваши работы. Поэтому любое затягивание работ, необходимо согласовывать с заказчиком и получать его согласие.

Ошибка 7. Не согласовывать с заказчиком затягивание сроков по работам на этапах. Тут уже появляется синергия ошибок. Вы затянули срок, отправили акт, заказчик его не подписал и ничего не ответил. Вы начали работать дальше. Чувствуете уже, наверное, к чему все клонит :)

Окончание проекта

Наверное, вы уже догадались, что к окончанию проекта отношения с заказчиком были не самые лучшие, хотя мы и пытались их исправить. Примерно к этому времени стало понятно, что с проектом точно что-то не так, но упорно думали, что у нас железная аргументация. Титаник начал активно крениться.

У заказчика была настроенная amoCRM, дашборды, инструкции по работе, было проведено множество обучений (с фиксацией) команды. Только какая разница кто прав, если заказчик недоволен.

Абсолютно все аргументации о том, что мы сделали все по ТЗ и готовы менять систему в рамках доработок или технической поддержки, бодро разбиваются о том, что ТЗ вы согласовывали с другим человеком, все это чушь собачья, и вообще у заказчика все по-другому :( Короче полный атас…

В этой ситуации я могу понять заказчика. Он заплатил немалые (ну для нас они немалые) деньги и получил не то что хотел. Кто виноват?

Суд

В итоге мы получили пред судебное письмо о том, что неплохо было бы вернуть все деньги за проект и пойти лесом: за работы, за лицензии, вообще за все нужно вернуть.

Мы вернули деньги за некоторые виджеты, которые не успели оплатить ну и, конечно, лесом не пошли, а аргументированно ответили, что работы мы выполнили и вообще мы хорошие и пушистые.

Больше того, я подумал, зачем нам адвокат, все просто и в суд я пойду сам и один. На тот момент мне было жутко интересно как это происходит и вообще что это такое.

Ошибка 8. Ходить в суд самому без адвоката и вообще не пользоваться услугами адвоката.

Я подумал, что мы самые умные и пошел в суд сам. В итоге словил мега тонну стресса, был удивлен с одной стороны формальным, а с другой стороны грамотным подходом судей и в итоге понял за что юристы получают свои деньги.

В итоге я пришел на первое заседание, пришел на второе, и не пришел на третье. Жесть. Я его пропустил. В стране была эпидемия, я почувствовал себя неважно и подумал, что в такой ситуации суд просто перенесут. Дозвониться до суда я не смог. Хотя именно на этом заседании я должен был доказать, что отправлял акты. Короче эпик фейл. Через день мы узнали, что проиграли.

Ошибка 9. Не предупредить по почте, что вы не можете явиться. Думать о том, что суд перенесут.

Это настолько тупая ошибка, что стыдно писать, но есть как есть. Если вы не можете явиться, отправляйте письмо, а еще лучше адвоката с просьбой о переносе по таким-то и таким-то причинам. Мы этого опять не сделали.

Апеляционный суд

Конечно, мы подали апеляцию.

В апеляционный суд я шел с вероятностью победы примерно 3-5% — так говорили мне юристы, с которыми я уже начал сотрудничать.

Потом я уже узнал, что апеляционные суды сейчас стали менее формальные и примерно 10-15% решений оспаривают.

Ход суда

В суд представитель заказчика пришел, наверное, просто для формальности.

Ошибка 10. Думать что суды относятся ко всему формально и «на отвали».

В нашем случае апеляционный суд города Москвы очень подробно изучил все стороны, реально вник в дело и спрашивал очень правильные вопросы. Я даже удивился как судьи в таком потоке могут так быстро и качественно вникать и так ясно мыслить. Может нам и повезло, но суд реально разобрался что и как.

Первый довод заказчика был в том, что мы не отправили акты.

Я подготовился и показал судьям (их там было уже три) факт отправки актов — распечатки и сами акты.

Второй довод был в том, что заказчик их не получал.

Я показал что почта получателя в отправке и в договоре одинаковая.

Третий довод был в том, что заказчик ничего не видел, а если мы заинтересованы в проекте, почему не настояли хотя бы на одном письме.

И о чудо, одно письмо у нас было, где заказчик подписал акты и сканом их отправил. Возможно, заказчик сам об этом забыл. Это феерически нам помогло дальше. Если бы этого письма не было, было бы очень тяжело.

Четвертый довод был в том, что по работам шли нарушения сроков.

Тут уже, видимо, сам суд охренел от позиции и отмел этот довод по причине того, что если вас не устроили сроки, то где хотя бы одно письмо? Вот почему так важно отвечать на вопросы по срокам, а в идеале их исполнять.

Короче в апеляции мы победили.

Касация

Дальше была касация, но туда от заказчика никто не пришел, зачем было подавать я не понимаю. Видимо просто так… Мы победили и в ней.

Это я радостный после кассации
Это я радостный после кассации

Как мне потом объяснил знакомый юрист, который прослушал аудио запись заседания, правильным было мое личное присутствие на апеляции.

Ошибка 10. Не ходить лично на заседания.

Если вы небольшая студия, и у вас нет штатного юриста, крайне рекомендую ходить на заседания лично. Судьи тоже люди и реально пытаются вникнуть в ситуацию. Мы такой ошибки не совершили, более того я говорил как есть. В том числе и почему не пришел на заседание первой инстанции. Сказал о том, что не знал, понимаю что это не оправдание, но я не юрист. Суд спросил а сейчас что изменилось. Я ответил что нанял юриста, но отвечаю за свою работу лично.

На данный момент идут мелкие разбирательства по которым мы возвращаем средства, понесенные нами на юристов, перелеты и прочее…

Про помощь подрядчиков

Отдельно хочу отметить подрядчиков по проекту: Sensei и MyBI Connect. Это хорошие партнеры, которые подготовили для нас кучу документов для помощи в суде. Если вы вдруг выбираете решение для amoCRM по автоматизации или выгрузке данных, их смело рекомендую соответственно.

Краткий итог

В итоге мы сделали чек лист, как по-нашему мнению лучше всего вести проекты по сайтам, внедрению срм систем, построения отчетов и так далее.

  1. Проверяем заказчика на судебные тяжбы в арбитражных, апелляционных судах. Если заказчик любит судиться с исполнителями, лучше 3 раза подумать работать ли с таким заказчиком!
  2. Всегда работаем с договором, если сумма превышает какой-то минимальный порог. Если сумма незначительная, то можно обойтись и просто счетом без договора.
  3. Не работаем с физиками (если вы можете).
  4. Наиболее удобный формат для работы - это договор-оферта, т. к. она позволяет экономить время на подписании договора. Оплата по счету является акцептом (принятием) оферты заказчиком.Рекомендуется (опять же для удобства и ускорения запуска проектов) использовать один или несколько готовых шаблонов договор-оферты, а все условия по работам и оплатам выносить в приложения к нему. В договоре рекомендуется указать, что стоимость сторонних сервисов / лицензий не входит в договор (если конечно они прямо не относятся к договору). Рекомендуется сразу предусмотреть в договоре ваше право о публикации кейса по проекту. Можно сказать, что если нельзя то стоимость договора увеличивается на 15%. Укажите в договоре, что досудебный порядок урегулирования споров является обязательным. Укажите арбитражный суд, который был бы вам удобнее в случае чего. Желательно указывать в договоре ящик на домене вашей компании, не использовать общие почтовые сервисы. Аналогичное требование предъявляется к емейлу заказчика, плохо если в договоре будут использованы не корпоративные ящики на домене, а личные.
  5. Разбиваем проект на этапы и закрываем поэтапно актами. Ни в коем случае не соглашаемся с предложением клиента сразу в конце проекта закрыть актами все этапы. Если клиент не согласовал/дал замечания/сказал, что его не устраивает акт за этап, ни в коем случае не переходим к новому этапу пока не получим согласие или подпись на акт за этап. Работаем или не работаем до тех пор, пока клиент не согласует акт, или не пройдет время на предоставление комментариев. В идеале требуем ответное письмо (если работаем через мейл) с согласием засчитать акт. Очень плохо, если заказчик вообще ничего не пишет. Требуем отвечать и писать согласовано.
  6. Не используем для официальной коммуникации вотсап, телеграмм и пр. Используем только электронную почту — это должно войти в привычку. Обязательно сохраняем всю переписку с заказчиком, ничего не удаляем. Внимательно чистите спам - иногда туда попадают сообщения от заказчиков.
  7. Используем только официальный ящик из договора и пишем только на официальный ящик клиента, который указан в договоре.
  8. Все акты отправляем только либо заказными письмами, либо через диадок, либо по электронной почте, указанной в договоре с почты указанной в договоре. Лучше всего через диадок, т. к. доказать факт подписания очень легко, в отличии от бумажных документов он не может быть утерян, не могут возникнуть сомнения в подписанте и подписи, а в отличии от эл. писем не потребуется доказывать что письма действительно отправлялись (в этой сфере пока очень разная правоприменительная практика).
  9. Если в ходе ведения проекта возникли задержки и клиент при подписании актов это указывает, обязательно отвечаем и разруливаем ситуацию сразу. Последнее слово всегда должно оставаться за вами и оно должно быть конструктивно. Игнорить нельзя. Пока не разрулили дальше не работаем. Если клиент хочет неустойку, сразу это фиксируем и согласовываем. После согласования клиента опять просим подписать акты и написать согласен, с учетом неустойки (например).
  10. По всем задержкам по проекту по вине заказчика обязательно пишем официальные письма заказчику с описанием ситуации и о том, что срок сдвигается по таким-то причинам.
  11. Если все-таки возник спор с клиентом, то рекомендуем урегулировать его в досудебном порядке. Если пришло претензионное письмо, то на него обязательно нужно ответить с привлечением юриста. Если в досудебном порядке не удалось решить вопрос, то обязательно привлеките юриста для составления искового заявления (если у вас претензии к клиенту, например, не платит) и для составления отзыва на иск (если у заказчика претензии к вам).
  12. Если проиграли первую инстанцию, идите в апелляцию. Проиграли апелляцию - идите в кассацию. При условии, что вы действительно правы и сумма иска для вас существенная, чтобы тратить ваше время, которое вам даже в случае выигрыша никто не оплатит.

Надеюсь это статья/простыня поможет кому-то избежать наших ошибок и жить более спокойно и качественно. Желаю вам удачи, хороших проектов и клиентов. Если у вас есть еще мысли как можно избегать ошибок на проектах, кидайте в комменты, возможно, это кому-то поможет.

4545
48 комментариев

то чувство когда автор написал статью,а все комменты про опечатку:D

11

Ну режет глаза же )))

1

Классная статья! У вас получился отличный юридический опыт, рада за вас!
Я работаю в арбитражном суде и от себя хочу добавить, что все эти пункты действительно нельзя игнорировать.
Лучше всего работать в несколько этапов и очень формально относиться с договорам и актам.
Очень важно проверять полномочия человека, который подписывает акты от имени контрагента (частый аргумент в таких процессах это «Договор/акт считается недействителным, потому что у условного Иванова никогда не было полномочий его подписывать);
При заключении договоров в реквизитах обязательно прописывать все контактные данные сторон: юридический адрес, фактический и почтовый (это действительно могут быть 3 абсолютно разных адреса), номер телефона и электронную почту.
Если чувствуете, что с контрагентом что-то не то - старайтесь вести максимально официальную переписку, чтобы на руках была вся переписка (вы молодцы!)
Так же хочу отметить, что обязательно указывайте свои адреса тоже (все). Если, допустим, в договоре вы прописали только почтовый адрес (на который вдруг вы не получали), а юридический у вас вообще другой (на который как оказалось направлялись все документы), то далее у вас могут возникнуть проблемы с извещением от контрагентов и судов. Даже если вы будете доказывать в суде, что вы не получали ни одного письма по почтовому адресу (который указан), то суд может сказать, что вы несёте риск наступления неблагоприятных последствий в связи с неполучением извещений (п.2, ст.9 АПК РФ (Суды исходят из того, что юридический адрес - это единственный реальный и официальный адрес)).
А в вопросе апелляции/кассации хочу отметить, что очень важно следить за процессуальными сроками обжалования! :)
Всем добросовестных контрагентов

7

Спасибо за ответ. Добавил себе в базу знаний :)

Про Иванова конечно обидно, ну значит, не уполномоченный, видимо...

Давно йграете?

3

понял, спасибо :)

1