Мерч как инструмент бизнеса

К нам все чаще стали обращаться компании из разных отраслей за разработкой дизайна и формированием коллекций мерча, чему мы очень рады! Наконец-то компании перешли от скучных и безэмоциональных блокнотов, ручек и флешек в пользу классных, нетривиальных и полезных предметов, да еще объединенных общей дизайн-концепцией.

Поэтому сегодняшняя статья — небольшое напоминание о важности мерча для бизнеса и бренда.

Мерч как инструмент бизнеса

Кратко о рынке мерча

Считается, что мерчендайзинг появился в США. Первой его ласточкой был значок, выпущенный в конце XVIII века в честь избрания Джорджа Вашингтона. А вот сокращенный термин «мерч», к которому мы уже привыкли, появился все в тех же Штата с расцветом рок-культуры. Группы выпускали футболки, значки и кепки в поддержку своих альбомов, а покупали это все, естественно, фанаты.

С тех пор мерч вышел далеко за пределы музыкальной индустрии и стал неотъемлемым атрибутом бизнеса в самых разных сферах — вплоть до политических и рекламных кампаний. Сегодня мерч — собирательное понятие, объединяющее все варианты брендированной продукции. Главная задача мерча — получать отклик от целевой аудитории, основное требование — быть креативным.

Успешные коллаборации Coca-Cola и Converse, использование логотипов NASA, Microsoft или Android в качестве элементов дизайна на футболках и сотни других примеров доказывают, насколько эти решения были успешными и изменили отношение людей к такого рода продукции. Теперь многие из тех, кто не пьет колу, хотят иметь кеды коллаборации бренда с Converse или PINKO, а покупка футболки NASA совсем не означает поддержку американского космического ведомства.

Мерч как инструмент бизнеса

Зачем брендам нужен мерч?

Хорошо продуманный стильный и функциональный мерч может стать для вашего бренда успешным способом продвижения. Вот три базовых аргумента в поддержку.

#1. Увеличивает узнаваемость бренда

Каждая компания ищет способы повышения узнаваемости. В этом плане мерч может стать недорогим решением. Создавая брендированную продукцию, компании часто выбирают повседневные товары именно потому, что люди будут использовать их часто, а бизнес таким образом получит живую рекламу. Человек появляется в кепке на пляже или в общественном транспорте, а кружку использует в офисе или дома: ежедневно с вашей айдентикой будут коммуницировать десятки, а может быть и сотни людей.

Мерч для проекта Visit Russia. Автор — студия брендинга DEZA
Мерч для проекта Visit Russia. Автор — студия брендинга DEZA

#2. Формирует лояльность

Маркетологи используют брендированные товары, чтобы завоевать любовь и доверие клиентов. Подарок всегда поднимает настроение и вызывает улыбку. Именно на этих чувствах и играет компания, когда дарит свой мерч. Есть вероятность, что такой клиент вернется снова, а, возможно, еще и расскажет о бренде друзьям и родным. Важно иметь в виду, что клиенты будут ассоциировать мерч с качеством всего бренда и его отношением к аудитории.

Новогодние подарки для «Металлинвестбанка». Автор — студия брендинга DEZA
Новогодние подарки для «Металлинвестбанка». Автор — студия брендинга DEZA

Другие, не менее важные адресаты мерча — сотрудники компании. Корпоративный мерч — отличный способ представлять сотрудникам ценности компании и ее неравнодушное отношение. Это особенно важно сейчас, когда многие компании и их коллективы столкнулись с новыми трудными обстоятельствами. В идеале стоит спросить сотрудника — что он хочет видеть у себя на рабочем столе каждый день. Из какой кружки ему будет приятно пить кофе? Каким предметом он реально будет пользоваться?

Мерч для Олимпиады НТИ. Автор — студия брендинга DEZA
Мерч для Олимпиады НТИ. Автор — студия брендинга DEZA
Мерч для компании Orange. Автор — студия брендинга DEZA
Мерч для компании Orange. Автор — студия брендинга DEZA

#3. Увеличивает частоту касаний с брендом

В маркетинге работает «принцип касаний»: чтобы клиент что-то купил, недостаточно один раз показать ему рекламу. Бренд должен как можно чаще и полнее взаимодействовать с ним. Желательно, чтобы эти касания были разными — например, сначала увидел баннер, затем рекламу в интернете, в общественном транспорте. Мерч — один из таких способов дотянуться до клиента. А еще он легко и органично интегрируется в повседневную жизнь и постоянно маячит перед глазами, находясь рядом со своим клиентом, партнером или сотрудником.

Мерч для программы стажировки «Пятерочки». Автор — студия брендинга DEZA
Мерч для программы стажировки «Пятерочки». Автор — студия брендинга DEZA
Мерч для компании GS  Labs. Автор — студия брендинга DEZA
Мерч для компании GS  Labs. Автор — студия брендинга DEZA

Какой должен быть мерч?

  • Функциональный, полезный. Бесполезный сувенир скорее всего сразу выкинут или уберут подальше. Поэтому подбирать и брендировать стоит функциональные товары, которые пригодятся будущему владельцу — либо креативные, способные стать неожиданностью и удивить.
  • Красивый и актуальный. Если мерч не только полезный, но и красивый, человек с готовностью выложит его в свои соцсети и отметит вас. Этот эффект можно назвать рекомендательным спросом — клиент купил только одну вещь, но порекомендовал бренд всем друзьям, а значит вы приобрели внимание аудитории и новых потенциальных покупателей. Актуальность подхода к мерчу можно трактовать и в несколько другом ключе — учитывающем современные lifestyle-тенденции. Уже довольно давно популярна концепция осознанного потребления и бережного отношения к природе, поэтому бренды, солидарные с этой повесткой, часто делают коллекции экомерча (шопперы, футболки, даже бутылки для воды из переработанного пластика или бумаги).
  • Качественный. Товар может быть очень красивым, интересным и суперуникальным, но если он быстро придет в негодность, то негативный опыт использования может сказаться на отношении ко всему бренду. Конечно не факт, что если у вашего клиента перестанет писать ручка с логотипом компании, он навсегда в вас разочаруется и при упоминании бренда будет недовольно фыркать. Но все же советуем уделять качеству мерча достаточно внимания и подходить к таким проектам как к важным брендинговым задачам, влияющим на имидж всей компании.
  • Говорящий о бренде. Другими словами, при взгляде на мерч человек должен сразу вспоминать о бренде. Самыми распространенными для напоминания являются логотип компании или фирменные цвета, но мы всегда предлагаем идти дальше и разрабатывать дополнительные визуалы (иллюстрации, графику), усиливая их текстами. Если предметы интересно обыграны дизайном и словами, то они смотрятся не как бесконечная раздражающая промопродукция, которую обычно сразу прячут в дальний ящик, а как концептуальный стильный мерч.
  • Событийный. Отличная идея для продвижения мерча — привязка к какому-то событию. Во-первых, запуск коллекции на мероприятии привлечет больше внимания, чем появление этих товаров без инфоповода. Во-вторых, если коллекция будет доступна только на мероприятии или несколько дней до (и после) него, это сделает вещи уникальными — скорее всего, человек захочет завладеть той же футболкой или кепкой, потому что такого больше почти ни у кого не будет.

Резюме

Мерч — это товар, помогающий компании улучшить узнаваемость. Предметы, которые люди используют ежедневно, могут стать отличным решением для продвижения бренда. Главное — подходить к этому вопросу с фантазией, творчески и ответственно. Делайте мерч не только стильным, но и функциональным. Выберите несколько вещей, которые будут решать проблемы ваших клиентов, и продумайте их оформление, отражающее посыл бренда.

1010
2 комментария

Когда мой проект вырастет до 100 клиентов обязательно займусь мерчем.

2
Ответить

Обращайтесь, поможем!

Ответить