Контекстная реклама, соцсети или SEO? Какую рекламу запускать спортивной секции в первую очередь?
Шаг 2. Социальные сети.
Сегодня соцсети - не только дополнительный источник клиентов, но и инструмент прогрева тех, кто долго принимает решение о посещении занятий.
Зачастую клиентов из социальных сетей удается привлекать дешевле, чем из контекстной рекламы, так как его внимание удается захватить в менее конкурентной среде, еще до того момента, как он начнет целенаправленно подбирать себе секцию.
Простой пример: где вы встретите больше рекламы футбольных секций, полистав часок ленту ВКонтакте или запросив "школа футбола" в Яндексе?
Однако тут есть и другая сторона медали: в отличие от поисковой рекламы, где клиент ищет нас сам - в социальных сетях мы находим его первыми. Поэтому смиритесь с тем, что соцсети принесут много дешевых, но холодных клиентов, из серии "я только спросить", "я не помню, оставлял ли у вас заявку" и т.п.
Повод ли это отказываться от соцсетей? Отнюдь. Важно лишь соблюсти 2 правила перед запуском:
- Запускаем социальные сети как альтернативный канал рекламы, в дополнение к уже запущенной и успешно работающей контекстной рекламе.
- Запускаем социальные сети имея уже выстроенную систему продаж: обученный администратор, налаженный учет клиентов. Это необходимо для того, чтобы уверенно работать с холодными заявками.
Шаг 3. SEO-продвижение.
Мы рекомендуем SEO-продвижение с осторожностью потому, что эта тема полна мифов и ложных ожиданий.
Обсудим некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание при найме SEO-специалиста.
1. Принято считать, что клиенты из seo - бесплатные. Ведь мы не платим ни рубля за их переход на наш сайт.
Однако, для успеха на этом поприще необходимы услуги опытного seo-специалиста или специализированного seo-агентства. Их стоимость может ограничиться несколькими тысячами рублей в месяц, или же переваливать за 200 тыс. рублей в месяц.
Стоит ли это своих денег, учитывая, что результат от seo возникает не сразу? Ответ будет зависеть от конкретного проекта.
2. SEO позволяет привлекать много посетителей на сайт. С этим трудно спорить. Однако, когда мы оцениваем маркетинг других спортивных секций, часто сталкиваемся с низким качеством клиентов из SEO. Нередко это и вовсе люди с других регионов.
И дело тут в том, что качество трафика, которое создает SEO, плохо поддается контролю. В отличие от контекстной рекламы, где мы весьма точно можем определить портрет клиентов, которых хотим привлекать, в SEO мы можешь ли косвенно влиять на поисковые запросы, по которым мы привлекаем трафик. Оставить заявку может как 25-летний парень, который ищет секцию для занятий, так и 80-летний мужчина из другого региона, который просто интересуется этой темой.
Это приводит к тому, что большой поток нецелевых обращений увеличивает нагрузку на администраторов, отвлекая их от работы с перспективными клиентами и снижая доходы с продаж абонементов.
Выигрывает в такой ситуации лишь один человек - специалист по SEO, который успешно отчитается о выполненной работе и возьмет за нее деньги.
3. SEO-специалисты в большинстве случаях не станут измерять результат своей работы в доходах бизнеса.
Зачастую, они будут рапортовать об успехах, отчитываясь о позициях вашего сайта в поисковой выдаче по выбранным поисковым запросам. Рост этих показателей, безусловно, не бывает лишним, однако, к привлечению реальных платящих клиентов прямое отношение имеет не всегда.
Не все SEO-специалисты готовы работать с ориентацией на коммерческий результат.
4. SEO может сломать сайт. Мы неоднократно становились свидетелями того, как независимый SEO-специалист, стремясь выполнить свою работу, не согласовывает изменения на сайте с маркетологами или его разработчиками. Это негативно сказывается на его работоспособности и приводит к казусам. Последствия в итоге разгребает владелец.
Лучшее решение - обратиться к команде, которая имеет в своем составе SEO-специалиста, и возьмет на себя ответственность за продажи целиком.
5. SEO - это долго. Ощутимых результатов удается добиться спустя несколько месяцев работы, на которую нужны регулярные инвестиции.
Так в каких случаях действительно пора заняться SEO?
Прежде всего, когда ваша секция успешно и стабильно использует другие каналы продаж, а также имеются несколько месяцев на эксперименты и бюджет, которым готовы пожертвовать в случае неудачи.
Справедливости ради, следует подметить - SEO при грамотном подходе дает отличные результаты. Чаще всего это происходит когда опытный SEO-специалист в тесно сотрудничает с командой маркетологов, ответственных за результат, и его действия подчинены единой стратегии развития спортивной секции.
Почему в этой статье нет ни слова о расклейке объявлений и прочих классических методах раскрутки?
Во-первых. Такие инструменты плохо поддаются контролю. Попробуйте сами привести с их помощью клиентов, которые проживают в конкретном районе, соответствуют конкретному полу и возрасту и категориям интересов, которые уже видели вашу рекламу ранее и подписаны на соцсети конкурентов, а затем определить, какие именно клиенты из них приносят максимальную прибыль.
Во-вторых. По нашему опыту, 90% результата дают именно контекстная реклама, социальные сети и SEO, а также рекомендации довольных клиентов.
Вместо вывода
Сегодня спортивному бизнесу доступен широкий спектр рекламных инструментов, в которых легко запутаться или поддаться на желание "протестировать все по чуть-чуть". Мы рекомендуем подходить к их выбору последовательно, исходя из особенностей бизнеса и его маркетинговой стратегии.
Вконтакте конечно же! Если вы только начинаете, там лучшая окупаемость.
Для начинающих - да. В остальных случаях - только если отдел продаж готов к работе с более холодными клиентами и есть аналитика до денег в кассе :)
Однако, если позволяют охваты и специфика работы секции (об этом ниже), я рекомендую запускать контекст: более горячие и целевые заявки с более стабильным объемом.
К тому же, владелец секции в некоторых случаях может сэкономить на услугах ежемесячного ведения такой рекламы, что с ВК сделать сложнее.
У нас был опыт с футбольной секцией в Хабаровске, которой мы разработали сайт по нашей технологии и настроили специализированную рекламу в Яндексе, к которым впоследствии в течение года никто не притрагивался. По итогу: конверсия 7,16% + экономия на услугах маркетолога. Возможно этот кейс я оформлю в отдельную статью)
Однако, и этот канал обладает минусами: для запуска понадобится сайт, его тесты могут растянуться на более долгий срок. Но на длинном отрезке эти минусы нивелируются тем, что бизнес в итоге получает стабильный и измеримый канал горячего трафика. Как показывает наш опыт, окупаемость ВК с ROMI 190% первой продажи абонемента уступает поисковой рекламе в Яндексе и Google с их ROMI в 326% и 886% соответственно. Цифры отсюда: https://vc.ru/marketing/482488-109-prodazh-abonementov-za-mesyac-v-sportivnoy-sekcii
О какой специфике была речь выше:
- например, секция обладает несколькими залами в крупных районах города, что позволяет привлекать трафик без оглядки на узкую геолокацию и получать клиентов, которым есть что предложить в плане выбора зала;
- или аудитория секции готова ехать с другого конца города ради тренировок, настолько это уникальный и безальтернативный продукт.
Получаем схему:
- Нет бюджета на разработку сайта и запуск контекстной рекламы - идем в ВК, где за 30-50 т.р. уже можно провести первые тесты и понять, насколько канал перспективен для проекта.
- Есть бюджет на сайт и контекст - откладываем ВК в дальний ящик, ибо получить стабильный канал, приносящий целевых клиентов - ценнее.
Начинать с SEO точно не лучший вариант)