Короче, фейл: Как у нас случайно cкупили еще не созданный продукт
Или как «протестировать» спрос ещё до запуска
Это история об интересном эксперименте, который пошел не по плану и в итоге превзошел все мои ожидания. Но сначала пару слов о том, зачем я вообще его проводил.
95% стартапов проваливаются, потому что они никому не нужны
Путь идеального стартапа выглядит примерно так:
🦄 Сначала продукт кому-то интересен
🦄 Потом продукт кто-то покупает
🦄 Потом продукт покупают многие
Проблема в том, что в 95% случаев до продаж дело даже не доходит. Создатель 2-3 года пилит приложение/сайт, чтобы просто узнать, что он никому не нужен. Запуск — а у сайта тупо нет посетителей. Или приложение скачали 2 человека. Знакомо? Да, это жестко.
Я начал замечать, что лучше сделать простой проект с 1 ключевой функцией за 1 месяц и быстро потестить спрос, чем пилить что-то годы.
Так я бросил себе вызов в этом Telegram-канале: 12 проектов за 12 месяцев. Там я рассказываю о наших запусках и фейлах. И пытаюсь до предела ускорить запуски.
Тысячи фоток, 700К от ЮКассы
Мы сделали 4 попытки в рамках челленджа. А на пятую смогли запустить продукт, который оказался реально востребован. Это простой бот, который в 2 клика печатает и отправляет фото вашим родным и близким. Мы сделали его за 2 недели. В первый же месяц после запуска вы заказали 2000 фото. Сейчас каждый день вы заказываете по 200-250 фоток.
Мы даже выиграли грант от ЮКассы на 700 000 рублей, как проект, который получил наибольшее число платежей среди новых клиентов.
А потом вмешались пользователи
Пользователям оказался интересен наш подход. В начале августа многие юзеры начали просить нас запустить печать альбомов, а не только фоток. Новая концепция звучала так: Бот создает и отправляет фотоальбом вашей маме. В 2 клика. Раз в месяц.
И тут я решил провести эксперимент: А можно ли узнать, что продукт интересен вообще БЕЗ разработки? Решение: написал статью на vc, где попросил незнакомых людей оценить и покритиковать нашу идею про Kind Albums.
Результат — почти 10К просмотров, 175 лайков, 200 комментариев. Мы попали в недельную рассылку vc. ru как один из самых популярных материалов. А фидбек и критика в комментах повернули нашу идею на 180°
И тут что-то пошло не так!
К моменту публикации статьи у нас заказывали 200-250 фоток в день.
А потом я немного офигел. После публикации статьи про альбомы количество заказанных фоток выросло в 2 раза. С какой стати? Там в нескольких местах написано, что мы оцениваем интерес к новому продукту — альбомам! Там ничего не говорится про фотки.
На канале я тоже писал всю неделю только про альбомы, чтобы получить как можно больше фидбека. Откуда резкий двухкратный рост заказов на фотки?
Разгадка пришла сама
К концу дня мне пишет пользователь со словами:
Я тут заказал альбом, а бот поблагодарил за заказ фоток.
И тут до меня дошло. Часть пользователей просто невнимательно читала посты и заказала фотки, думая, что заказывают альбомы.
Мы очень не хотели кого-то расстроить. В итоге наша поддержка пыхтела все последние 5 дней — мы написали почти 150 пользователям, сделавшим заказы. Подозрение подтвердилось — примерно половина хотела заказать альбомы.
При этом (только вдумайтесь!):
- В статье и постах в нескольких местах четко написано, что альбомы еще не запущены и мы просто просим фидбек на новую идею
- В самом боте, где делается заказ — ни слова про альбомы! Только про единственный наш товар на данный момент — фотки.
Не смотря на это, 72 пользователя заказали фотки, думая, что заказывают альбомы. Я до конца не понимаю, как так могло получиться.
Сначала я расстроился от такого фейла. Было не очень приятно осознавать, что десятки людей еще до запуска разочаруются в продукте, т. к. получат не то, что они ожидали.
А потом мы решили всем вернуть деньги или предложить дождаться фотоальбомов. Неожиданный сюрприз ждал и здесь. 90% отреагировали адекватно — и сказали что без проблем подождут.
Неожиданные выводы
Ряд неожиданных выводов, которые будет полезно знать предпринимателям:
- ❗ Упрощайте коммуникации с юзерами. Люди воспринимают ваш контент очень фрагментарно! Если у вас есть блог — не прыгайте с темы на тему. Все посты — максимально коротко, простым языком. В каждом посте — 1 смысл. Все посты в 1 формате.
- ❗ Упрощайте продукт. В нашем боте всего 1 функция и простейший интерфейс. А люди все равно смогли ошибиться. Представьте, что происходит в тех продуктах, где десятки функций!
Приятный вывод
Самый неожиданный и приятный вывод. Сами того не подозревая, мы проверили спрос на еще не запущенный продукт.
Мы не пилили его 2-3 года. Всего за 3 дня, с нулевым бюджетом, не запуская продукт, мы убедились в том, что:
✅ Наши альбомы интересны
- ✅ Наши альбомы покупают
Осталось узнать, будут ли готовы купить фотоальбомы много людей. Быстро запустим через 2 недели, настроим таргет и узнаем.
А что думаете вы?
Очень интересно узнать, что вы думаете по этому поводу. Можно ли как-то этично продать продукт еще до его запуска? Давайте соберем 10 крутых способов сделать это. Если есть мысли, напишите в комментариях.
Мне кажется, такие методы смогут сэкономить стартаперам кучу лет жизни.
Пожалуйста, поддержите статью лайком. Так ее увидят больше предпринимателей и мы соберем больше способов, как протестить спрос до запуска продукта. Потом возьму самые интересные и опубликую.
От себя за самые годные идеи подарим фотоальбом ❤
Если вам интересно посмотреть, как мы запускаем 12 проектов за 12 месяцев, то челлендж идет в этом Telegram-канале. На канале я честно рассказываю обо всех метриках и не скрываю прибыль. Цель — заработать $1 млн, но на добром проекте. Я также пишу о наших эпичных фейлах, которых тоже не мало. Можете подписаться, у нас жарко 🔥
Интересен момент касающийся печати фоток. Да, сам бот запилить не проблема за пару дней. Но вот для печати и быстрой рассылки фоток по всей стране нужна серьезная логистика. Налаживание этого процесса могло занять гораздо больше времени. Интересно было бы узнать как вы это решили
Спасибо!) Да, вы правы. У оффлайн-продукта вот такая специфика.
Выручило то, что у нас все просто устроено. Каждые 2 дня скачиваются фотки, автоматически генерируются наклейки на конверты и листовки. Это все сразу вместе печатается. Потом наш сотрудник их упаковывает и отправляют. Нашли такой филиал почты, где нам помогают все быстро оплатить и отправить.
Плюс к вопросу
Я то думал что не так, я же читал!
"Я протестировал отправку фотографий, а теперь и фотоальбомов на наших 2 семьях."
Там где есть упоминание про фото, сразу идет утверждение про фотоальбомы. Итог, это не человеки не правильно поняли, а вы соврали.
Спасибо, что дали ссылку на конкретную фразу. Там речь идет обо мне, мы сделали 2 тестовых альбома для себя и подарили родителям. Даже написано "я протестировал". Плюс картинка с этими фотоальбомами. Но вы правы, именно это и запутало, похоже.
P.S. Пользователей ни в коем случае не обвиняем. Всем написали и предложили вернуть деньги или дождаться фотоальбомов.
Зашел за этим комментарием
Комментарий недоступен