Размещение социальной рекламы в рамках поправок в ФЗ «О рекламе» о маркировке интернет-рекламы

С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон № 347-ФЗ о поправках в Федеральный закон «О рекламе».

Размещение социальной рекламы с 2021 года должно осуществляться исключительно через АНО «ИРИ», которое стало по Распоряжению Правительства РФ от 13 июля 2021 года № 1907-р единым оператором социальной рекламы в Рунете стало АНО «Институт развития интернета», если это касается размещения социальной рекламы в пределах обязательного объема, т. е. 5% общего годового объема распространяемой рекламы, о чем идет речь в п. 3 ст.10 ФЗ «О рекламе».

ФЗ «О рекламе» установлены некоторые специальные обязательства для компании — рекламораспространителя, для которого одновременно выполняются следующие условия:

- рекламораспространители распространяют рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, на принадлежащих им информационных ресурсах (сайтах в сети Интернет, страницах сайта, информационных системах и (или) программах для ЭВМ) ;

- доступ к их информационным ресурсам (сайтам, страницам сайтов, программам для ЭВМ и др.) в течение суток составляет более 100 000 пользователей, находящихся на территории РФ (* о чем Вы подтвердили в последнем письме) .

Так, компания — рекламораспространитель обязана (п. 3.13. ст.10 ФЗ «О рекламе»):

- направлять оператору социальной рекламы (*которым у нас в стране признан единолично ИРИ) сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в Интернет и (или) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в сети Интернет;

- бесплатно распространять на принадлежащих им информационных ресурсах социальную рекламу, предоставляемую оператором социальной рекламы на основании заключенного с ним договора в пределах обязательного объема, т. е. 5% общего годового объема распространяемой рекламы.

Таким образом, размещение социальной рекламы должно осуществляться только и исключительно через АНО «ИРИ", если это касается размещения социальной рекламы в пределах обязательного объема, т. е. 5% общего годового объема распространяемой рекламы, о чем императивно указано в п. 3 ст. 10 ФЗ «О рекламе». Распространение 5% общего годового объема распространяемой рекламы должно осуществляться на основании договора с ИРИ, как с единственным оператором социальной рекламы на основании договора безвозмездного характера, при этом такая социальная реклама должна содержать слова "социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы, в том числе на сайт (страницу сайта) в сети Интернет, содержащие информацию о рекламодателе (п. 3.19 ст. 10 ФЗ «О рекламе»).

Однако, по смыслу норм закона, компания — рекламораспространитель, может в добровольном порядке заключать как возмездные, так и безвозмездные договоры на распространение социальной рекламы в размерах, превышающих 5% годового объема распространяемой им рекламы на основании следующего.

Обратимся к определению социальная реклама. Социальная реклама (ст. 3 ФЗ «О рекламе») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О рекламе» заключение договора о распространении социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле — и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

В силу п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора) , заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты.

Таким образом, для рекламораспространителя рекламы законом установлен предельный объем социальной рекламы — не более 5% годового объема рекламы, при этом, по смыслу нормы закона, речь идет об обязательном заключении договоров на такую рекламу в указанных пределах в порядке ст. 445 ГК РФ. Вместе с тем из п. 3 ст. 10 ФЗ «О рекламе» следует, что размещение 5% социальной рекламы является обязательным для всех рекламораспространителей, а размещение социальной рекламы свыше указанного объема может быть осуществлено в рамках добровольно принятого на себя обязательства, то есть как на возмездной так и на безвозмездной основе, при этом такая социальная реклама должна содержать слова «социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы, в том числе на сайт (страницу сайта) в сети Интернет, содержащие информацию о рекламодателе (п. 3.19 ст. 10 ФЗ «О рекламе»).

То есть, если социальная реклама по договору с контрагентом входит в те 5% общего обязательного годового объема распространяемой социальной рекламы нашим клиентом, то она должна распространяться исключительно через ИРИ на безвозмездной основе, а если же этот договор исполняется сверх императивно предписанного законом объема распространяемой социальной рекламы, т. е. 5-ти% , то такая социальная реклама в данным контрагентом может распространяться как на основании возмездного договора, так и безвозмездного, при этом такая социальная реклама в любом случае должна содержать слова «социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы, в том числе на сайт (страницу сайта) в сети Интернет, содержащие информацию.

***

Рассмотрим данную ситуацию комплексно с новыми поправкам в закон о маркировке Интернет-рекламы.

Насколько следует из формулировок нового закона о рекламе:

«3. Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

4. Обязанность, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, не распространяется на оператора социальной рекламы.»

Так как оператором социальной рекламы у нас является единолично — АНО "ИРИ", то толкуем процитированных выше нормы следующим образом: "тот лимит социальной рекламы, что проходит через оператора социальной рекламы, то есть те 5%, освобождены от маркировки рекламы, так как такая социальная реклама распространяется через АНО "ИРИ", а она у нас освобождена по закону от маркировки. А тот объем социальной рекламы, что сверх обязательного объема в 5%, который распространяется на добровольно взятых на себя возмездных/безвозмездных обязательствах, подлежат маркировке в общем порядке так как никаких специальных режимов, норм по отмене обязательства маркировать социальную рекламу в законе не предусмотрено.

Однозначно в данном механизме еще очень много белых пятен, недостаточно разъяснений и, конечно же, нет никакой судебной практики, компаниям-рекламораспространителям остается наблюдать за развивающимися событиями и оперативно реагировать на возникающие изменения.

11
2 комментария

Ничего не поняла)

Ответить

Все понял, спасибо

Ответить